Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Категории художественной формы. Художественная деталь

Определение 1

Художественная деталь – это самая малая единица предметного мира художественного произведения.

Понятие художественной детали

Слово «деталь» в переводе с французского означает мелкую составную часть чего-либо, частность, подробность. Отнесение детали к метасловесному, предметному миру художественного произведения является принципиальным. Образная форма художественного произведения включает три стороны – систему композиционных приемов, систему деталей, речевой строй.

К художественной детали преимущественно относятся предметные подробности, такие как подробности пейзажа, быта, портрета. Тропы, поэтические приемы, стилистические фигуры к художественной детали, как правило, не относятся.

Детализация не является украшением, это – суть образа. Писатель не в состоянии воссоздать предмет во всех его подробностях и особенностях, в именно деталь и совокупность деталей в тексте замещают целое, тем самым вызывая у читателя ассоциации, нужные автору. Степень детализации изображения, особенно внешнего мира, в тексте может быть мотивирована местом, откуда ведется повествование, то есть временной или пространственной точкой зрения рассказчика, повествователя, лирического субъекта, персонажа.

Детализация в произведении сходна с крупным планом в кинематографе, и так же нуждается в «общем плане». В литературоведение существует понятие генерализации.

Определение 2

Генерализация – это краткое сообщение о тех или иных событиях, суммарное обозначение предметов.

Замечание 1

Благодаря чередованию генерализации и детализации создается ритм изображения.

«Категории художественной формы. Художественная деталь» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Художественная деталь – это выразительная подробность, при помощи которой автор создает художественный образ. Она помогает читателю представить картину, характер или предмет, изображаемый автором в его неповторимой индивидуальности. Деталь способна воспроизводить черты внешности персонажа, особенности его одежды, обстановки, его поступка или переживания. Деталь является фрагментом внешнего ил внутреннего мира персонажа. То, что на первый взгляд не является существенным, частность, мелочь имеет большое значение, так как дает возможность создать емкий образ, рассказать читателю больше, чем даже самое подробное описание.

Часто в произведении детали имеют такое же большое значение, как и символы, размещенные автором в центре повествования. Деталь, как и символ, работает на раскрытие писательского замысла, дополняет, уточняет создаваемую картину действительности, предоставляет читателю дополнительную информацию о времени, герое, событиях, эпохе, историческом контексте.

Однако деталь отличается от символа тем, что не имеет скрытого смысла. Например, в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева красные руки Базарова подчеркивают крестьянское происхождение героя, его готовность к труду. Однако при этом нет какого-либо намека на скрытую информацию, дополнительного подтекста, до которого читатель должен додуматься. То есть «красные руки Базарова» в этом случае – это просто покрасневшие от работы, обветренные руки крестьянина. Автор ничего не подразумевает под этим образом, а, например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина буран, или метель в «Белой гвардии» М. А. Булгакова, являются символами, означает торжество беззакония, стихийный разгул жестокости. Метель и буран символизируют о том, как неуправляемая сила готова стереть с земли привычный мир. в этом случае буран является не просто снежной бурей, а символом торжества пугачевской вольницы.

Художественная деталь выполняет следующие функции:

  • Подчеркивает психологическое состояние героя;
  • Характеризует персонажа, раскрывает особенности его характера, внутреннего мира;
  • Создает у читателя необходимое автору настроение, впечатление, ощущение;
  • Подчеркивает колорит эпохи, передает дух времени и социальные особенности;
  • Способствует раскрытию системы образов в произведении.

Классификация деталей

Классификация деталей часто повторяет структуру предметного мира произведения – действия персонажей, их психологические характеристики, характеры, речевые особенности, портреты, события, пейзаж, интерьер и т.д. При этом какие-то виды деталей в данном произведении могут отсутствовать, тем самым подчеркивается условность мира.

Во время литературоведческого описания стиля часто объединяют родственные детали. Подобную классификацию предложил А. Б. Есин. Он выделили три группы деталей:

  • Сюжетные
  • Психологические
  • Описательные.

Преобладание какого-либо типа обусловливает соответствующую доминанту стиля:

  • Описательность («Мертвые души»);
  • Сюжетность («Тарас Бульба»);
  • Психологизм («Преступление и наказание»).

Перечисленные свойства в пределах одного произведения могут и не исключать друг друга.

Деталь свои значения раскрывает в ряду последовательности. В процессе анализа рассматривается фрагмент текста, где присутствует сопоставление или противопоставление деталей.

Исходя из критерия единичность/множество, Е. С. Добин предложил типологию деталей. Для обозначения выделенных типов он применял разные термины.

Существуют следующие виды детали:

  • Деталь, которая характеризует состояние внешнего мира. Это деталь пейзажа, интерьера, портрета героя.
  • Психологическая деталь. Она отражает состояние внутреннего мира персонажа, движения его мысли, его желания, помыслы, мании, фобии, страхи. Такая деталь тоже может отражать объекты внешнего мира, однако при этом передавать переживания героя. Этот прем называется психологизмом.

Композиционные приемы, такие как крупный план, повтор, монтаж, ретардации и т.д., способствуют заметности детали, которая в какой-либо степени контрастирует с общим фоном.

Замечание 2

Деталь, повторяясь и приобретая дополнительные смыслы, становится мотивом и часто вырастает в символ.

Например, в романе Достоевского «Идиот» поначалу читателю может показаться довольно странным способность Мышкина имитировать разные почерки. Но при прочтении всего произведения ему становится ясно, что главным талантом Мышкина является понимание разных характеров и разных стилей поведения, а воспроизведение почерков является намеком на это. Символическая деталь иногда выносится в заглавие произведения: «Легкое дыхание» Бунина, «Крыжовник» Чехова.

Дата последнего обновления статьи: 30.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot