Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Картина объективного мира в исповедальном романе

Определение 1

Исповедь – это литературно-художественное произведение, в котором повествование ведется от первого лица, рассказчик описывает свои внутренние переживания, чувства, мысли, впуская читателя в глубины своего внутреннего мира.

Мироощущение в исповедальном романе

В начале 19 века популярность приобретает исповедальная форма произведений. Это произошло во многом благодаря роману Руссо.

Замечание 1

Главным признаком того времени была политическая и социально-экономическая нестабильность.

Именно она сформировала мироощущение, которое заключалось в недовольстве реальной действительностью, в разочаровании в результатах революции и одновременно в надежде на осуществление революционных идеалов. И это мироощущение, которое отвергало существующую реальную действительность и противопоставляло ей идеальный мир, стало основой романтизма. У писателей появился интерес к новым жанрам. Представители романтизма обратили свое внимание на прозаические жанры. Бытописательный роман при этом сменился субъективным, исповедальным, повествующем о жизни души. Для исповедального романа характерны:

  • Простота сюжета;
  • Локальность сюжета;
  • Акцент на личности главного героя;
  • Отражение мира через восприятие главного героя;
  • Авторская позиция выражается через главного героя.

Писатели в произведениях такого жанра раскрывали перед читателями весь простор человеческой души.

Роман «Рене» Ф.де Шатобриана стал книгой, открывающей ряд произведений о «герое века». В этом романе Шатобриан воплотил мироощущение, которое только начало формироваться. Он выразил дух тревожного времени той переломной эпохи, ее трагизм и противоречия. Шатобриан разгадал сущность нового героя, частного человека, с огромной внутренней силой, которая так и осталась невостребованной. Герой романа одинок, он не сумел найти себе место в обществе. Рене – первый в литературе образ «лишнего человека».

Благодаря исповедальной форме читатель получает возможность лучше понять душу главного героя, его чувства, муки, сомнения, открытия, переживания.

Еще одним представителем того времени является герой романа «Оберман» Э. де Сенанкура Оберман. Романтическое двоемирие этого образа делает Обермана истинно романтическим героем.

«Картина объективного мира в исповедальном романе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исповедальный роман сохраняет связь с судьбой автора. Шатобриан в «Гении христианства» признается, что хорошо изобразить можно лишь собственное сердце, приписывая его другому. Также он отмечает, что «лучшая часть гения состоит из воспоминаний». В исповедальном романе находит отражение новое отношение между жизнью и литературой.

Исповедальный роман является запечатлением экзистенциального знания. Французские романтики стремятся проникнуть в самые глубинные пласты «я» и представить внутреннюю жизнь, как осознанную, так и неосознанную, во всей ее сложности.

Исповедальный роман принципиально незавершим, а автор такого произведения равен герою, он видит и знает не больше, чем его герой. То есть и герой, и автор являются носителями открытого изнутри себя жизненного события. Между автором и героем в исповедальном романе дистанция минимально. Они едины и в переживании, и в рефлексии.

Герой исповедального романа позволяет судить себя только Богу и самому себе. Он стремится быть самим собой, и потому отстаивает право на субъективность. Слово героя о себе самом в исповедальном романе противопоставлено слову «другого». Например, в «Рене» Шатобриана слово главного героя противопоставлено слову отца Суэля и Шактаса, а в романе Констана «Адольф» слово героя противопоставлено слову его отца.

«Адольф» как пример исповедального романа

В 1816 году вышел роман Констана «Адольф». Это произведение является одним из значимых исповедальных романов французского романтизма. Главный герой романа – человек, скрупулезно анализирующий переживания и чувства, которые присущи не только ему, но и целому поколению. Автор не оценивает поступки своего героя, но при этом и не осуждает его. Однако он и не оправдывает никого, утверждает, что обстоятельства не имеют большого значения, и вся суть – только в характере. Точность слова. рационалистическая ясность в романе «Адольф» делает особенно наглядной противоречивость и многозначность характера героя произведения. романтическая противоречивость главного героя исследуется автором всесторонне в русле традиций эстетики рационализма. Именно это выделяет роман «Адольф» среди подобных произведений.

В «Адольфе» органично сочетается новый взгляд на мир человека и преемственность с романом 18 века. сюжет произведения лишен каких-либо сложных внешних авантюр. Главный герой романа, Адольф, сын высокопоставленного чиновного лица на своем пути встречает необычную женщину, которая ради любви к нему готова презреть общественные предрассудки. Женщина открыто становится возлюбленной Адольфа. Главный герой любит ее, но его любви и восхищению совершенством возлюбленной противостоит влияние высшего света, недовольства отца и собственное честолюбие юноши. Адольфу даже кажется, что он разлюбил Элеонору. Равнодушие молодого человека становится причиной преждевременной смерти девушки. В своем посмертном письме она упрекает Адольфа в малодушии. Он, разлюбив ее, не нашел в себе смелости покинуть ее, честно признавшись, и тем самым обрек Элеонору на страдания. Смерть девушки не освободила Адольфа от терзаний.

В какой-то степени произведение Констана автобиографично, и это является характерным для французской прозы того времени.

Замечание 2

В герое произведения автор подчеркивает психологический грех романтизма – романтичный герой считает себя особенным, чувствует вседозволенность, так как вся вина ложится на общество.

Однако автор романа видит проблему не только в обществе. Он считает, что дело в самом романтическом герое. Адольф не способен жить в гармонии с собой. герой Констана любуется собой, признает свое превосходство и совершенство, и, как и Рене Шатобриана, страдает от одиночества. Но при этом Адольф более холоден и беспристрастен, он аналитик, наблюдатель происходящего. И Адольф, и Рене являются воплощением героя раннего французского романтизма.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot