Синология – это комплекс наук, изучающих историю, политику, экономику, язык, культуру, философию, литературу Китая.
История китайской письменности насчитывает около пяти тысяч лет. Некоторые исследователи-востоковеды повышают эту оценку до семи тысяч лет, что делает китайскую письменность древнее шумерской клинописи, часто считающейся наиболее ранней известной формой письменности. Это привело к раннему развитию китайской литературы, так же считающейся одной из самых древних в мире литературных традиций.
Синологи — исследователи, занимающейся комплексом наук о китайской цивилизации — традиционно делят историю китайской литературы на три основных этапа:
- Литература архаичного периода (с 3 тысячелетия до н.э. по вторую половину 2 тысячелетия до н.э.);
- Средневековая китайская литература (III – XVII вв. н.э.), также включающая в себя литературу Смутных веков (III – VI вв. н.э.);
- Литература Нового времени (со второй половины XVII века).
Древняя китайская литература
Основной литературный источник, сохранившийся с древнекитайского периода, — это свод фольклорных песен и древних гимнов под названием «Шицзин». Известно, что великий китайский мудрец Конфуций наставлял своему сыну читать и изучать этот сборник. Исследователи также предполагают, что именно Конфуций, живший с 551 по 479 гг. д. н. э., является составителем и редактором этого памятника в той его версии, которая дошла до нас.
«Шицзин» состоит из четырех разделов, также называемых частями:
- «Гофын». «Гофын» переводится с китайского как «Нравы царств». Данная часть сборника большинством синологов признается как наиболее важный раздел «Шицзина». В нее входят 160 произведений из 15 различных древнекитайских царств, которые вместе воссоздают для читателей колоритную картину жизни китайского народа того времени.
- «Сяо я». Раздел под названием «Сяо я», что с китайского переводится как «Малые оды», включает в себя поэзию придворных поэтов, главным образом на тему преданной и верной службы царю.
- «Да я». Великих од, а именно так с китайского переводится «Да я», в известной нам редакции «Шинцзина» насчитывается чуть более трех десятков. Как и «Малые оды», «Великие оды» являются произведениями поэтического творчества придворных.
- «Сун». «Сун» переводится как «Гимны». Этот раздел сборника включает в себя 40 произведений, посвященных духам, предкам и мудрым царям древности. Особую роль занимают гимны, посвященные Вэнь-вану — основателю династии Чжоу.
Средневековая китайская литература
История средневековой китайской литературы начинается с распада ханьского государства. Тогда на политической карте мира появились царства Вэй, Шу и У, отчего период с 220 по 280 год н.э. стал называться Троецарствием. На период конца династии Хань и начала Троецарствия приходится деятельность поэтической группы, называемой Семь литераторов Цзяньань.
Наиболее известным поэтом из этой группы является Ван Цань, живший с 177 по 217 гг. н.э. Он является создателем жанра малых фу.
Фу - китайский литературный жанр, сочетающий в себе традиционные черты прозы и поэзии.
Малые фу, созданные Ван Цанем, отличаются большим вниманием к психологизму. Таким образом, в произведениях этого жанра поэт является не только непосредственным участником описываемых событий, но часто и их главным героем.
К IV веку н.э. сформировался важнейший поэтический жанр под названием ши. Ши использует присущую китайскому языку тоновую систему и использует ее для создания стихотворений, состоящих от четырех до семи слогов. Одним из авторов, привнесших в жанр очень многое уже после его становления, является Шэнь Юэ. В трактате «Сы шэн пу», название которого переводится как «Система четырех тонов», Шэнь Юэ заложил основы новой поэтики. Данный автор также писал в жанре юэфу. Многие из стихотворений Шэнь Юэ в этом жанре предназначались для исполнения под музыку.
В средневековье, к XIII веку, зарождается и китайская драма. Это отличает китайскую литературную традицию от, например, греческой и индийской, где драматический жанр зародился намного раньше. Синологи отмечают, что именно в драме наблюдается наиболее многослойная и сложная художественная структура, а также наибольшее разнообразие стилистических и языковых средств.
Литература Нового времени
На закате Средних веков китайское общество столкнулось с новыми вызовами. Правящая с XIV по XVII века династия Мин была смещена империей Цин. Это привело к многочисленным общественным волнениям, среди которых были и крестьянские войны, и городские бунты, и войны с соседними государствами. Меняющийся социальный ландшафт не мог не вызвать возникновение новых форм литературного творчества.
В XVI–XVII веках часть прозы начинает писаться на байхуа — разговорном языке того времени. Это связано с появлением «третьего сословия», которое включало в себя главным образом жителей многочисленных китайских городов, обладавших уникальными культурными запросами и привычками.
Литература на байхуа относилась к повествовательному жанру, рассвет которого в китайской литературной традиции так же пришелся на XVI–XVII века. За это время культурное наследие Китая обогащается сотнями и тысячами произведений: появляются авантюрное, волшебное, нравоописательое направления. Также создаются первые произведения в жанре городской прозы, наиболее известным автором в котором является Фэн Мэнлун.
Особое место в литературе Нового времени занимает роман «Развеянные чары». Долгое время его автором считался Ло Гуаньчжун. Сейчас же его авторство опровергается многими синологами, а подлинный автор не установлен до сих пор. Точно известно, что редактором дошедшей до нас версии романа был именно Фэн Мэнлун.
По своей фабуле «Развеянные чары» напоминают западноевропейские волшебные сказания о поисках святого Грааля. Если рассматривать сюжет романа более детально, в нем можно обнаружить несколько сюжетных линий, которые начинаются вместе, но затем разрываются только для того, чтобы соединиться вновь. Такое развитие сюжета возможно благодаря так называемым «перевертышам» — героям, которые появляются в повествовании вновь и вновь при различных обстоятельствах, давая жизнь новым переплетениям сюжетных линий.