Романтизм – это литературное направление, которое возникло в 19 веке в Европе в качестве альтернативы псевдоклассическому направлению.
Специфические особенности исторического романа
Среди различных стилей в искусстве особое место занимает романтизм. Он является одним из наиболее привлекательных направлений и с эстетической, и с эмоциональной, и с психологической точки зрения. Романтизм утвердился в период распада феодального общества и отказа от миропорядка, который когда-то казался незыблемым. Как особый вид мировоззрения и как направление в искусстве романтизм стал одним из самых сложных явлений в истории культуры с множеством внутренних противоречий. В основе романтизма как художественного метода лежит творческое осмысление действительности. Романтизм предполагает художественный максимализм, который выражается в сюжете произведения, в поступках и характере героев, а также в стиле изложения. Материальное в романтической картине мира подчинено духовному. В романтизме герои ставятся в экстраординарные ситуации, в которых и проявляют свои качества, демонстрируют свою систему идеалов и ценностей.
Открытием романтиков стал историзм. Часто историческое событие оказывалось в основе сюжетов классицистических трагедий. Однако в этом случае драматурга не интересовали особенности изображаемой эпохи. Исторический роман в мировой художественной литературе возник не так уж давно – в начале 19 столетия. На сегодняшний день существует несколько определений жанра исторического романа.
Исторический роман – это произведение романной прозы, в котором с помощью художественных средств воссоздаются события, увиденные автором в свете исторической перспективы, имеющие реально-историческую основу.
Исторический роман, как и любой художественный текст, это сложная система. Особая сила воздействия и выразительность здесь достигается путем специфической художественной организации языковых элементов произведения. Элементы художественной системы подчиняются решению не только эстетических задач, но и жанровых.
Специфическими особенностями исторического романа являются:
- историзм, опора на реальные факты и события;
- насыщенность повествования;
- привлечение реальных исторических лиц.
В историческом романе события воссоздаются путем использования системы специфических художественных средств. Авторы для передачи атмосферы изображаемой эпохи используют исторические термины, архаизмы, названия.
Композиция исторического романа также отличается своеобразием. Оно заключается в соединении исторических событий с частными, а также в сочетании в произведении элементов исторической правдивости с художественным вымыслом. В сюжете и композиции произведения выявляется взгляд автора на исторический процесс. Исторический роман, в отличие от исторической литературы, допускает значительную долю вымысла. Автор на основе личностного видения событий осуществляет реконструкцию прошлого.
Героями исторического романа являются как реальные исторические личности, так и вымышленные персонажи, которые активно взаимодействуют с реальными. Интерес читателя к произведению, написанному в жанре исторического романа, предопределяется вымыслом, акцентированной авторской позицией и талантом писателя. При этом для большинства читателей непосредственно исторические моменты играют далеко не первую роль, выступая как фон, на котором происходят сюжетные коллизии.
Действие исторического романа разворачивается на фоне реальных исторических событий.
Задача исторического романа заключается не детальном описании исторических событий, а в художественном воспроизведении участия героев в этих событиях. Целью автора не является проведение исторического исследования, выявление истинности каких-либо утверждений.
Эстетика исторического романа В. Скотта
Основоположником исторического романа считается В. Скотт. Исторический роман В. Скотта – это особое мировоззрение, особый взгляд на общество и жизнь. Писатель создает синтез из предшествующей литературной традиции. Поэтому его роман часто называют «синтетическим».
В. Скотт создал новый тип исторического романа и открыл новый тип литературного творчества, который оказал существенное влияние на развитие художественной и философско-исторической мысли. Романтические приключения в романах английского писателя неизменно сопровождаются проявлением высоких чувств и низости героев. Герои романа идеализируются. Одни выступают в качестве воплощения благородства, а другие являются образцом худших человеческих качеств. В романтичном историческом романе отсутствуют полутона, которые свойственны реализму.
Герои романов В. Скотта разделяются на ряд категорий:
- Исторические персонажи, существовавшие реально. Они не являются главными героями, но характеры этих персонажей соответствуют сложившимся стереотипам и историческим мифам.
- Представители широких масс, простолюдины. Они принимают активное участие в развитии сюжета. Эти персонажи обладают индивидуальными характерами, но при этом формируют обобщающий образ народа.
- Главный герой, как правило, представитель дворянства. Это молодой человек, способный на глубокие чувства и отличающийся решительностью, смелостью, готовностью к самопожертвованию. Он постоянно оказывается в сложных ситуациях, из которых выходит с честью и достоинством.
- Прекрасная женщина. Образ прекрасной дамы в исторических романах выписан в духе средневековых персонажей. Дама является объектом восхищения и преклонения главного героя.
- Отрицательные персонажи, противостоящие главному герою. Отличаются жестокостью, жадностью, властолюбием. В конечном итоге оказываются проигравшими.
Эталонным образцом исторического романа является «Айвенго» В. Скотта.
Многие исследователи считают, что продолжателем традиции исторического романа В. Скотта являются Р. Л. Стивенсон, Г. Р. Хаггард.