Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интертекстуальность в романах Дэна Брауна

Определение 1

Аллюзия – это стилистический прием, намек на общеизвестные факты, литературные произведения, исторические события и т. д.

Интертекстуальность. Классификация вставных текстов

Использование большого количества интертекстуальных включений является характерным для художественной литературы, в особенности, современной.

Определение 2

Интертекстуальность – это свойство текстов, выражающееся в наличии таких связей между ними, в силу которых тексты целиком или их части могут явно или неявно ссылаться друг на друга. Речь идет о системе взаимоотношений текста с другими, независимо от литературного направления.

Интертекстуальность может представлять собой включение в текст других текстов (фрагментарно или целиком). Общий признак таких включений – смена субъекта речи. При этом они могут быть разнообразными по своей форме. Они могут быть каким-то образом обозначены:

  • Иметь прямые отсылки к другим текстам;
  • Иметь упоминания содержащихся в других текстах идей или имен;
  • Иметь цитаты из других текстов.

Кроме того, возможно введение в повествование текста второго уровня, который формально уподоблен прецедентному тексту иного жанра, отличного от текста-приемника. В этом случае интертекстуальность является эксплицитной.

Но интертекстуальность может быть и имплицитной, в таком случае обращения к другим текстам формально не означены.

Определение 3

Вставной текст – это другой, автономный по жанру и сюжету текст, частично или целиком включенный в основное повествование, способный в своем полном виде к самостоятельному существованию за рамками произведения, в которое включен. Информация, содержащаяся в таком текста, имеет важное значения для понимания смысла произведения.

«Интертекстуальность в романах Дэна Брауна» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Жанрово-стилистическое оформление, связанное с содержанием, является важным показателем автономности вставных текстов. По этому признаку А.М. Геращенко выделяет 20 типов вставных текстов, которые можно объединить в группы:

  • Тексты повествовательного и описательного характера, в которых описываются некие явления или сообщается о каких-либо событиях: статьи, стихотворные произведения, рассказы, дневниковые записи, пересказанные рассказы, послания, заголовки.
  • Тексты – «детали предметов. Такие тексты представляют собой воспроизведение надписей на каких-то вещах.
  • Тексты-умозаключения. Такие тексты излагают идейную позицию или выводы о чем-либо; рассуждения, изречения.
  • Тексты информационно-организационного характера. Они представляю собой сведения предписывающей или уведомительной направленности, связанные с организацией человеческой деятельности.

Вставные тексты в романе Д. Брауна «Код да Винчи»

Роман «Код да Винчи» был издан в апреле 2003 года. Произведение написано в жанре интеллектуального детективного триллера. В романе представлены вставные тексты всех рассмотренных выше групп.

Вставные тексты повествовательного и описательного характера используются автором для детализации информационного поля текста. Эти тексты обеспечивают расширение знаний читателя о героях произведения, или расширение повествовательного поля романа. Например, заголовки книг, написанных Робертом Лэнгдоном, главным героем романа, принципиально важны для понимания сюжета произведения.

Послание, оставленное Софи ее дедом, добавляет читателю новых вопросов, которые будут решаться в ходе повествования. Этот вставной текст способствует созданию аутентичности. Кроме того, он является средством создания ретроспективы повествования. Сообщение, оставленное на автоответчике, показывает отношение убитого к событиям и их значимость для него самого и его семьи.

Информационно-организационные тексты в произведении выполняют несколько функций: детализируют информационное пространство и расширяют темпоральную перспективу. Например, анонс мероприятия, в котором участвовал Лэнгдон, позволяет автору вернуть читателя во вчерашний день, благодарю чему он узнает о профессии героя и причине его визита в Париж.

Введение в повествование названия организации «Опус Деи» позволило писателю обозначить одну из сторон произведения.

Благодаря текстам-умозаключениям расширяется темпоральная перспектива текста и формируется разнообразие ракурсов ситуации. Например, с помощью изречения «Согласно законам физики, свет от молнии проходит большее расстояние за короткий промежуток времени, чем звук» писатель вводит в произведение повествование о нелегком детстве Силаса. Детство в жизни героя похоже на гром, отзвук от которого пришел несколько лет спустя.

Тексты – «детали предметов» расширяют и детализируют информационное пространство произведения (например, названия картин).

Аллюзии в романе «Инферно»

Для романов Д. Брауна является характерным принцип «двойного кода». Роман «Инферно» не исключение. События произведения повествуют о детективной истории, в которой Роберт Лэнгдон пытается разгадать тайну и спасти человечество от гибели. Его главная задача заключается в том, чтобы разгадать код, зашифрованный в картине карты Ада С. Боттичелли. Читатель вслед за Лэнгдоном может проследить историю расшифровки карты. Как и в романе «Код да Винчи», в качестве одного из источников для разгадки тайны для профессора является Библия. Лэнгдон видит во сне женщину, которая ему напоминает библейскую фразу «ищите и обрящете». Эта фраза и станет ключом к разгадке.

Само название романа имеет множество интерпретаций, самой популярной из которых является название первого тома поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия». Этим адом в романе Брауна является вирус, который вызывает бесплодие у каждой второй женщины. Роман «Инферно» насыщен аллюзиями, которые отсылают читателя к «Божественной комедии».

Одна из специфических особенностей «Инферно» - насыщенность нумерологическими аллюзиями. Большую часть произведения составляют аллюзии к поэме Данте. Нумерологические аллюзии построены на нумерологии произведения Данте и включают отсылки, основанные на числах 1/3, 3, 9. В романе девять мест локализации сюжета, и это соответствует количеству кругов Ада в «Божественной комедии». Видеоманифест злодея тоже длится девять минут. Число три было важным для средневековой нумерологической традиции – именно в ней была написана поэма Данте. Число три в Средние века обладало религиозной символикой – в христианском учении выделяют три основных добродетели и три ипостаси Бога. В «Божественной комедии» у Сатаны три головы, что символизирует баланс между силами зла и божественными силами. Число 1/3 – это отсылка к историческому факту: в Средние века чума уничтожила одну треть населения. И по замыслу Зобриста, одну треть населения должен был сократить вирус, созданный им.

Дата последнего обновления статьи: 23.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot