Искусство как самопознание автора – это процесс, подразумевающий, что создание литературного дискурса представляет собой не только отражение особенностей познания, восприятия и оценивания автором тех или иных процессов, событий, но и процесс познания автором самого себя.
Данное свойство произведений ученые называют экзистенциальной сущностью искусства. Оно ярко проявляется уже в произведениях средневековой литературы: «Исповедь» Августина Блаженного, «Божественная комедия» А. Данте и т. д. В древнерусской литературе автобиографические, исповедальные моменты явственно представлены в «Поучении Владимира Мономаха». Проявления мемуаротворчества усиливаются в XVII ст. Самораскрытие автора, которое чаще всего носит исповедальный характер, составляет внушительный пласт литературы XIX – XX вв.
Следует отметить, что художественное самопознание может быть разным: оно может носить автобиографический характер, а может быть исповедальным.
По своей сути искусство как самопознание автора представляет собой воссоздание собственной личности в тексте. Достаточно часто реальная личность автора подменяется мифом автора о самом себе. В результате самопознания создаются различные литературные жанры, в том числе:
- дневники
- мемуары
- частная переписка
- автобиографии – историко-биографические тексты с элементами воспоминаний и т. д.
Главной особенностью подобной литературы выступает акцент не на событиях объективной реальности, процессов, которые протекают в мире, но постановка в центр внимания самой личности автора, сосредоточенность на человеческой индивидуальности и ее существовании.
Подходы к классификации мемуарной, автобиографический литературы
На сегодняшний день существует множество подходов к классификации литературных источников, в которых явственно ощущается влияние личности автора. В наиболее общем виде все источники могут быть представлены:
- Собственно мемуарной, автобиографической литературой – воспоминаниями о жизненном пути автора;
- Воспоминания, посвященные описанию только тех процессов, событий, в которых активно участвовал автор;
- Литературные записи;
- Дневники.
Хотелось бы отметить, что провести четкую грань между указанными источниками достаточно проблематично.
Проблемы изучения мемуаров как отражения самопознания автора
Мемуары – один из наиболее распространенных источников о существовании личности; это исторический источник.
В русской литературе как жанр мемуары сложились в XVIII ст., когда средневековое мышление стало постепенно заменяться мировоззрением, в основе которого лежало утверждение человека, его достоинства и свободы. Длительное время статус мемуаров в отечественной научной литературе оставался спорным. Одни ученые указывали на целесообразность, необходимость обращения к мемуарам как источникам о биографии отдельных авторов, об историко-культурных эпохах и т. д., другие – подчеркивали, что мемуары как и любая другая литература, в центре которой – личность, субъективны, что не позволяет использовать их в качестве достоверных материалов исследования. Важно добавить, что любой литературный текст неизменно несет на себе отпечаток личности автора, соответственно, в данном аспекте мемуары и автобиографии не сильно отличаются от иных текстов, хотя, разумеется, субъективная составляющая в них выражена намного сильнее.
В 50-х годах прошлого столетия отношение к мемуарам вновь изменилось: стало очевидным, что мемуары представляют собой материалы исследования, которые позволяют лучше понять особенности мировосприятия личности, особенности историко-культурного периода, когда создавалось произведение. В то же время для снижения субъективности при изучении мемуаров следует следовать ряду принципов:
- детальный учет исторического периода написания и происхождения воспоминаний. В процессе работы с источниками устанавливается его подлинность, время и место написания, побудительных мотивов, которые обусловили автора обратиться к автобиографической, мемуарной литературе. Отдельно рассматриваются политические и идеологические основы создания произведения;
- изучение формы написания;
- авторство воспоминаний;
- источники написания мемуаров;
- установление полноты и достоверности мемуаров.
В процессе работы с мемуарами рекомендуется использовать методы логического, сравнительного и текстологического изучения. Логический анализ представляет собой первоначальный этап внутренней критики мемуарных, автобиографических источников. Главной целью логического анализа является прочтение текста, выявление его структуры и особенностей сообщения. На данном этапе текст делится на эпизоды, затем информация сопоставляется с данными из других источников. Проведение логического анализа эпизодов позволяет осуществить предварительное оценивание их соотношения с реальностью.
При текстологическом анализе изучению подвергаются различные варианты произведения, его первоисточники. При проведении сравнительного анализа представляется возможным раскрыть и оценить информационный потенциал исследуемого источника, провести его сопоставление с другими сообщениями и данными, представленными в них. Последовательная работа над мемуарными, автобиографическими источниками позволяет снизить степени субъективности освещения событий и процессов, о которых в них сообщается.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что искусство, создание литературных произведений представляет собой не просто отражение авторского мировоззрения, миропонимания, но и средство самопознания, изучение автором самого себя. Как правило, подобная литература носит исповедальный характер. Длительное время она не рассматривалась в качестве источников, материалов изучения. В последние годы мемуары используются в качестве источников изучения, однако их анализ осуществляется в соответствии с рядом принципов.