Антиклерикальная литература – это литература, направленная против влияния церкви или церковной касты.
История создания романа
Д. Дидро написал роман «Монахиня» в 1760 году, но широкой публике произведение стало доступным лишь спустя 12 лет после смерти писателя.
Значительный интерес представляет история возникновения замысла романа. Конец 1750-х голов во Франции ознаменовался сенсационными разоблачениями тайн, скрывающихся за монастырскими стенами. Монастырский быт стал темой оживленного общественного обсуждения. Не остался в стороне от этой темы и Д. Дидро. Писатель вместе с друзьями стал распространять письма будто бы написанные монахиней из Лоншанского монастыря, в которых разоблачались нравы, царившие в монастырях. Последнее письмо было написано в мае 1760 года. В сентябре 1760 года Д. Дидро в переписке упоминает о работе над новым произведением.
Лоншанский монастырь отличался особой суровостью нравов.
Прототипом главной героини романа Сюзанны Симонен стала монахиня Маргарита Деламар. Ее судебное дело о снятии с нее монашеского обета в то время получило широкую огласку, а иск был отвергнут судом.
История «монахини поневоле», привычная в те времена, под пером Д. Дидро стала художественным обобщением судьбы человека в феодально-абсолютистском обществе, находящемся под властью католицизма.
Особенности жанра. Сюжет
Личная судьба героини писателем изображена с позиций мыслителя-просветителя. Дидро показывает несоответствие судьбы личности гуманистической морали и идеалам разума. Дидро пришел к выводу, что в абсолютистской Франции просветительский идеал свободы неосуществим. Главной героине удалось вырваться из монастыря, одна вне его она нашла только свободу быть бесправной.
Произведение имеет антиклерикальное и антирелигиозное направление. В то время такое произведение опубликовать было невозможно, поэтому с романом Дидро знакомились лишь самые близкие друзья писателя.
Сюжет романа несложен. В произведении повествуется о приключениях молодой девушки, которую родители насильно заточили в монастырь. Сюзанна становится там жертвой развратных монахинь. Девушка убегает из монастыря, надеясь начать новую жизнь. Главным в романе является его острая публицистическая направленность. Писатель с большим реализмом показывает, как в душе покорной и тихой девушки появляются зачатки сомнения, переходящие в скором времени в чувство гнева и протеста. Этот протест перерастает в открытый бунт против насилия над стремлением к жизни, против религиозного обмана, монастырского лицемерия, тирании, суеверия, надругательства над правом женщины на самостоятельную, свободную, счастливую жизнь.
Жанр романа в просветительской литературе приобретает свои настоящие черты и становится эпосом частной жизни. Авторы в нем изображают нравы и быт людей демократического сословия. Новизна реалистического романа характерна произведению Дидро. Писатель изображает частную и современную жизнь с особой правдивостью ситуаций и деталей. В «Монахине» Дидро в некоторой степени явился учеником основоположника английского романа Ричардсона. Но по существу Дидро далек от его сентиментализма, так как заключенный в романе Дидро дух протеста выходит за рамки романа мещанских добродетелей и семейного романа.
Роман «Монахиня» написан в форме исповеди, в виде дневника героини. Но повествование от первого лица придает произведению не только исповедальный характер, но и публицистический.
Идея, тематика, проблематика романа «Монахиня»
Идея романа «Монахиня» – разоблачение религиозного фанатизма и утверждение общественных прав женщины.
В своем произведении Д. Дидро обращается к ключевому вопросу просветительской эпохи – к вопросу о человеке. При этом, в отличие от многих мыслителей того времени, Дидро переводит этот вопрос из сферы отвлеченных абстракций в более конкретную жизненную плоскость. Эта установка обращает писателя к наследию Ричардсона. Английский романист стал первым писателем 18 века, изобразившим в своих произведениях обычного человека в обыденной жизни. Дидро, как и Ричардсон, изображает обычного человека. Однако его, в отличие от английского писателя, интересует в герое не индивидуальное, личное, а его гражданские качества, то, что делает героя членом общества. Дидро через призму отдельной частной жизни стремиться показать законы общества. На примере отдельной человеческой жизни писатель проверяет состоятельность общественной системы. Поэтому роман «Монахиня» является одним из наиболее революционных произведений во французской просветительской литературе.
Произведение «Монахиня» многопланово. Основные проблемы романа:
- Проблема общества и семьи;
- Резкая критика монастырских порядков;
- Проблема места и назначения человека;
- Проблема свободы;
- Отношение к природе.
Система персонажей
Героями романа являются:
- Сюзанна Симонен, главная героиня романа, молодая монахиня;
- Господин Манури- адвокат;
- Сестра Урсула – монахиня, поддерживавшая Сюзанну;
- Господин Эбер – викарий;
- Настоятельница монастыря;
- Отец Лемуан – духовник Сюзанны Симонен;
- Сестра Тереза – любимица настоятельницы;
- Отец Морель – новый духовный наставник Сюзанны;
- Маркиз де Крамуар.
Главная героиня романа «Монахиня» - Сюзанна Симонен – представительница мещанского сословия. Девушка отличается чистотой поступков и помыслов, богатым внутренним миром, ей присущи врожденное нравственное благородство, целеустремленность. Сюзанна умная, сильная, благочестивая девушка. Ей пришлось на собственном опыте испытать все тяготы монастырской жизни.
Героиня выступает в произведении не только как реальная личность, но и как обобщенное выражение естественных стремлений человека, которые свойственны самой природе. Дидро подчеркивает заложенное в героине природное начало. Протест Сюзанны – это голос самой природы. Дидро подчеркивает, что заключение человека в монастырь является враждебным самой человеческой природе.