Эподы – это ямбические стихотворения, написанные двустишиями.
Эподы Горация
Квинт Гораций Флакк – крупнейший поэт периода принципата. Гораций родился в Везувии в семье вольноотпущенника. Гораций получил хорошее образование. Отец поэта скопил небольшое состояние и отправил сына учиться в Рим. После обучения Гораций отправился в Афины. Здесь он слушал философ новой Академии и принимал участие в философских диспутах. Здесь же Гораций познакомился с древнегреческой лирикой, которая оказала большое влияние на его поэтическое творчество.
Первыми произведениями Горация были эподы. Эти насмешливые, полные иронии, а нередко и нарочито грубы стихотворения резко контрастируют с буколическими произведениями Вергилия и римской элегией.
Уже в своих первых произведениях Гораций выступает в роли создателя оригинальной лирики, которая положила начало оде и сатире. Он подражает лирике Архилоха и пишет эподы на римские темы. Гораций высмеивает модные в ту эпоху теории и литературные жанры. В своих эподах он еще не выдвигает положительных идеалов, но иронически отвергает элегию и субъективную лирику, высмеивает показное увлечение сельской жизнью, за которым скрывается стяжательство. Например, во втором эподе Гораций рисует красивые картины деревенской жизни, которая привлекает горожанина мирными развлечениями, охотой и тишиной. Но эти похвальные речи произносит ростовщик Алфий, больше занятый накоплением состояния, нежели идиллическими мечтами. Гораций в своих эподах откликается и на политические события – обращается с напутствием к Меценату, сопровождающему Августа к месту сражения при Акциуме, приветствует победу над Антонием.
Поэт отрицательно относится к гражданским войнам, но не верит в наступление «золотого века», в отличие от Вергилия. В 16 эподе поэт призывает римлян бежать на острова, где, по его мнению, возможны благоденствие и мир.
Гораций в эподах высмеивает современников, дает зарисовки реальной римской жизни. Например, в 4 эподе поэт высмеивает военного трибуна, а в 10 эподе обрушивается с критикой на бездарного поэта Мевия. В стихотворениях Горация присутствуют: неверная возлюбленная, жестокая колдунья, легкомысленная старуха и т. д.
Круг героев произведений Горация ограничен «маленькими людьми».
Уже в первых произведениях Горация ярко появляются отличительные черты его творчества:
- интерес к сатирическому отображению действительности;
- точный отбор деталей;
- стремление к сжатому, лаконичному, меткому языку.
Эти черты объясняют обращение поэта к жанру сатиры.
Сатиры Горация
В течение 30-х годов Квинт Гораций Флакк опубликовал два сборника сатир. Сам поэт называл их беседами, подчеркивая, что главное в них – изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Многие сатиры Горация напоминают жанр диатрибы, созданной философами-киниками (диатриба – философская беседа). В диатрибе различные философские положения излагались в виде беседы с аудиторией, сопровождались шутками и остроумными анекдотами. А Гораций пытается соединить диатрибу с традициями древнеримской сатиры Луцилия. Поэт ценит смелость, остроумие и веселость Луцилия, но порицает его за многословие, неряшливость языка. Гораций утверждает, что сатиры Луцилия «текут мутным потоком». Он считает, что смех и шутка необходимы сатирику, но вместе с тем следует добиваться ясности мысли, краткости выражения, разнообразия слога. По мнению поэта, жанр сатиры, близкий миму и комедии, позволяет показать индивидуальность автора и явления жизнь ярче и конкретнее, чем остальные жанры.
Гораций пишет свои сатиры непринужденным, изящным языком, приближенным к устной беседе образованного человека. Но поэт отказывается от острой политической насмешки, которая свойственна Луцилию. Гораций концентрирует внимание на проблеме личного счастья, стремясь научить читателей жизненной мудрости. Он разбирает и акцентирует отдельные положения стоической и эпикурейской философии и выдвигает теорию наслаждения скромными благами, умственным трудом и довольства малым. Это было своего рода «защитной философией» в условиях империи, которая помогала Горацию сохранить свободу взглядов и внутреннюю независимость.
В 1 сатире I книги Гораций критикует стремление к ложным благам жизни и выступает против скупцов и честолюбцев, которые ограничивают собственные желания ради накопления богатства. Гораций считает, что необходима середина между расточительностью и скопидомством. Поэт иллюстрирует свои мысли примерами, взятыми из реальной жизни: он рассказывает о болтуне Фабии, богаче Умидии, который вечно голодал и одевался в лохмотья. Гораций упоминает адвоката, недовольного тем, что надоедливые клиенты не дают ему выспаться; владельца кабака, который копит деньги на безбедную старость.
Гораций обращается к аудитории с восклицаниями и вопросами, приобщая читателя к своей умственной работе, учит делать логические выводы.
В сатирах Гораций обсуждает моральные вопросы: невежество и честолюбие, тщеславие, алчность, призывает быть снисходительными к недостаткам других, прославляет умеренный и скромный образ жизни. Положительным идеалом Гораций считает собственную жизнь.
Гораций первым в истории римской литературы подошел к созданию индивидуального образа человека с его достоинствами и слабостями. Впоследствии этот своеобразный подход им будет углублен в жанре послания.
Оды Горация
В возрасте 23 лет Гораций выпускает сборник лирических стихотворений, которые принято называть одами. В этом жанре он следует за древнегреческими поэтами – Анакреонтом, Сапфо, Алкеем. Гораций создает лирическую поэзию, в которой мысль, разум преобладает над чувством. Художественные образы в одах подбираются для иллюстрации «горацианской мудрости», известной по сатирам. В одах эта «мудрость» обогащается мотивами древнегреческой лирики. Поэт считал своей заслугой то, что он впервые перевел «эолийскую песнь на италийский лад» - передал латинским стихом разработанные древнегреческими поэтами метрические размеры.
Оды Горация разнообразны по темам: здесь и дружеские стихотворения, и любовные, и отклики на политические события, и гимны богам.
В одах Гораций раскрывает свой идеал жизни. Как и в сатирах, он выступает в защиту скромной, умеренной жизни, предлагает придерживаться «золотой середины», довольствоваться малым и смирять свои страсти.