Под понятием художественная литература понимают вид искусства, в котором материалом произведения является человеческий язык и речь.
Художественная литература выполняет множество функций:
- социально-эстетическая
- преобразующая
- познавательная
- воспитательная
- творческая
Воспитательная функция художественной литературы является одной из самых главных. Литература помогает читателю познакомится с миром, узнать других людей и познать самого себя. Литература оказывает на человека сильнейшее влияние, именно текст литературного произведения как нельзя точнее может передать позицию автора, его мысли, его отношение к людям, ситуациям, бытию в целом. У каждого автора своя собственная позиция, каждый вкладывает в свое произведение свою индивидуальность, частицу своей личности, на которую найдется отклик в душе читателей. Единственным материалом, который использует автор, является слово. Благодаря богатому языку и своему таланту писатель может донести до читателя такое большое количество очень важных и глубоких идей.
Литература призвана ненавязчивый образом доносить до людей очень важные жизненные установки. Многие люди берутся за книгу, когда хотят отдохнуть, получить удовольствие, соприкоснутся с прекрасным миром искусства. Именно в этот момент литература начинает оказывать влияние на человеческий ум, сознание. Происходит это настолько деликатны способом что сам читающий этого не осознает.
Влияние литературы на молодое поколение
В связи с тем, что наша жизнь постоянно претерпевает изменения, происходит технический и научные прогресс, у людей, в особенности у молодого поколения, происходит переоценка идеалов, меняется отношение к явлениям, людям, жизни в целом. Несмотря на это, материальные достижения всегда идут рука об руку с достижениями духовными. На нашу жизнь влияет и прогресс творчества, каждое новое гениальное произведение безусловно откладывает свой отпечаток в умах молодого поколения. Идеи писателя отражаются на воспитании молодых людей, помогают им обогатиться духовно. Самые выдающиеся научные, технические и творческие достижения безусловно меняют восприятие и сознание людей, и в особенности молодого поколения, которое более открыто для всего нового, чьё мировоззрение пока еще находится в стадии формирования.
Литература и гражданская позиция
Литература позволяет сформировать у молодежи должную гражданскую позицию. Многие произведения классической художественной литературы посвящены культуре нашего народа. Культура народа берет свое начало в истории этого народа и национальных традициях, которым насчитывается много сотен лет. Писатели как никто иной в своих произведениях подробно, честно и откровенно описывают жизнь своего поколения, социальный и государственный уклад, проблематику своей эпохи. Авторы доносят до читателей свою общественную, моральную, нравственную позицию относительно происходящих событий. Знакомясь с произведениями классической художественной литературы молодое поколение вбирает всю эту важную информацию, формирует свою собственную позицию в отношении описанных автором событий, дает им оценку.
Для того, чтобы у человека произошло формирование какого-либо качества, на него должны оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относят:
- социальные
- экономически
- воспитательные предпосылки
К внутренним факторам относят:
- самовоспитание
- самостоятельная деятельность
Именно благодаря совокупности влияния этих факторов происходит формирование всесторонне развитой личности. Из вышесказанного напрашивается вывод, что человек должен не только воспринимать внешние факторы, например, такие как воспитание, но и сам должен иметь тягу к познанию нового, заниматься самосовершенствованием, самостоятельной познавательной деятельностью. У человека должно присутствовать желание стать лучше, занять действенную социальную позицию. Человек должен сам искать свой путь к формированию морально-нравственных ценностей.
Литература и духовное обогащение
Произведения знаменитых классиков дают молодому читателю не только представления о жизни других поколений, но и формируют эстетические взгляды, воспитывают чувство прекрасного, учат любить искусство, прививают тягу к нему. Художественная литература как никакой другой вид искусства, способна приобщить молодое поколение к культуре.
Сила литературы заключается в ее невероятном свойстве оказывать на человека эстетическое воздействие. После прочтения художественного произведения у читателя в фазу активности входят ум, интуиция, чувства. Литература способствует эстетическому воспитанию, под которым понимают развитие способности видеть и ценить красоту во всем ее многообразии. В современном мире воспитание эстетических и духовных взглядов у молодого поколения достаточно сложная задача. Решаться она должна совместными усилиями семьи, школы и общества. К счастью в арсенале есть огромный арсенал произведений классической русской литературы, представленный такими авторами как Ф. М. Достоевский, П. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов, А. И. Куприн, М. В. Лермонтов, М. В. Ломоносов и др. Эти книги производят на читателей огромное впечатление, под их воздействием у молодого поколения меняются взгляды, они учатся понимать жизнь не только умом, но и душой. Мы поистине счастливые люди, так как произведения классической литературы столь выдающихся авторов находятся в свободном доступе, и практически каждый человек может соприкоснутся с миром литературного искусства, увидеть красоту и сложность жизни, но, к сожалению, глубинное понятие доступно далеко не каждому, кто прочитает произведение. Некоторые могут просто ознакомиться с сюжетом, но не понять основную мысль и проблематику произведения – собственно самое важное, ради чего все произведение было написано. Другие же очень внимательно вчитываются в строки, пытаются проследить идею, которую писатель хотел передать.
Классики о воспитательной функции литературы
Не зря знаменитый писатель Н. Г. Чернышевский называл литературу «учебником жизни». Литература несет в себе массу ценного, она знакомит и с историей, с социальным устройством прошлых эпох, с восприятием и сознанием людей прошлых столетий, помогает читателю приобрести бесценный опыт, которого у него еще нет, на страницах произведения описываются ситуации и поведения героев, что дает читателя представления как стоит и как не стоит себя вести.
По мнению М. Горького главная роль литературы заключается в ее социальном значении, ее способности влиять на умы общества. Литература учит человека понимать свою сущность и сущность других людей. Литература предоставляет всю информацию в самом живом и красочном виде, невозможно не поддаться ее влиянию.