Эстетическое и информационное значение
Писателя можно сравнить с историком. Он точно так же описывает события прошлого, но в отличии от историка, художественным образом. В произведениях писателе соединяются историческая информация и творческий посыл автора. В историческом художественном произведении допускается наличие художественного вымысла, в то время как описание быта, традиций, исторических событий должно быть реалистичными. Настоящие качественных произведения, относящиеся к жанру исторической прозы, удовлетворяют не только эстетическую потребность, но являются исторически ценными.
Произведение исторической художественной литературы передает особенности быта, идеологию, устройство общества определенного периода. В добавок к этому, этот вид литературы несет в себе огромный эмоциональный посыл, благодаря которому все описания представлены перед читателем в яркой и живой форме. Но иногда можно встретить произведения, которые позиционируют себя как историческая проза, в то время как на самом деле ею не являются, так как их содержание не соответствует исторической действительности. Иногда автор намеренно не преследует цель историзма. Такая особенность, в частности, присуща приключенческому жанру, например, романы А. Дюма не претендуют на историзм, автор взял за основу события того времени так как это помогло ему создать захватывающий сюжет.
Историческая проза как литературное направление берет свое начало в 18-19 веке, когда начинает формироваться исторический роман, цель которого описать события и явления прошедших лет. В последствии из исторического романа сформировалось такое направление как историческая драма. Эти направления коренным образом отличались от исторических произведений прошлого. Основное отличие заключается в темах, которые освещаются в произведениях. Связано это во многом еще и с тем что именно в это время история начинает формироваться в самостоятельную дисциплину.
Авторы исторической прозы
Большой вклад в развитие исторического художественного направления внесли А. Гёте и Ф. Шиллер, В. Скотт. Роль знаменитого английского писателя В. Скотта является особенной. В. Скотт впервые пришел к идее написания произведений в жанре исторического романа. В. Скотт знаменит тем, что из-под его пера выходили целые серии романов на историческую тематику:
- эпоха крестовых поход, («Айвенго», «Ричард Львиное Сердце»).
- время основания национальных европейских монархий («Квентин Дорвард»)
- период буржуазной революции в Англии («Пуритане», «Вудсток»)
- упадок клановой системы в Шотландии («Уеверли», «Роб-Рой»)
Особенность В. Скотта как писателя заключалась в том, что он очень тонко мог чувствовать социальные настроения, психологию людей, идеологию.
Кроме В. Скотта в жанре исторического романа творили такие писатели как В. Гюго, его знаменитые исторические романы - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», А. де Виньи - его роман «Сен-Map», Ф. Купер - его произведение «Шпион».
Отличительной особенностью исторического романа 19 века является его переход от романтических принципов к реалистическим.
Среди русских писателей, работающих в жанре исторического романа, обязательно следует назвать А. С. Пушкина и его знаменитые произведения «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.
Историческая художественная литература 30-х годов 19 века
Нововведением, которое получало свое распространение в 30-40 гг. 19 века было обращение пистолей к более детальному психологическому анализу. Самым выдающимся произведением исторического жанра 19 века считается эпопея Л. Толстого «Война и мир». В ее содержании представлен самый масштабный исторический процесс, масштабность исторических типов. Так же уникальность заключается в особой передаче особенностей того времени:
- общественных
- идеологических
- бытовых
- психологических
Но после середины 19 века в развитии исторического романа намечается спад. Во многом это связано с отходом идеологии буржуазии от историзма. Появляется новое направление исторической художественной литературы – «символическая» историческая литература. Особенностью этого направления является то, что оно яро настаивало на своем историзме, а вместо этого зачастую имело лишь субъективную точку зрения, связанную с мистицизмом. К этому направлению относятся такие произведения как «Покрывало Беатрисы» А. Шницлера, трилогия Д. Мережковского «Павел I», «Александр I», «14 декабря».
Историческая художественная литература начала 20-ого века
После Великой Октябрьской Социалистической революции в странах западной Европы начинается новый этап развития историчного романа. Это подъем был связан с тем, что писатели ставили перед собой задачи защитить культурное наследие, традиции прошлого, пропагандировать антифашистские взгляды. В это время создаются такие произведения как «Юность короля Генриха IV» Г. Манна, «Безобразная герцогиня», «Еврей Зюсс» Л. Фейхтвангера. Отличительной особенностью этих произведений было то, что они были достаточно тесным образом связаны с современностью, имели демократический характер, но в то же время было видно, что писатель провёл достаточно много времен изучая историю эпохи, в которой происходят события, произведения имели полное право претендовать на объективный историзм. Этот этап прямым образом связан с развитием такого направления как социальный реализм. Это направление претендует на настоящий историзм и добилось высот в этом.
В России это направление так же получило популярность. Основные темы, которые затрагивали русские писатели этого периода были:
- революционные и патриотические идеи
- народная роль в историческом процессе
- изображение переломных моментов истории
- революционно крестьянские движения прошлого
- борьба против самодержавия
- судьба культуры царской России
- гражданская война
К знаменитым произведения исторической художественной литературы этого времени относят «Епифанские шлюзы» А. Платонова, «Разин Степан» Чапыгина, «Емельян Пугачев», В.Я. Шишкова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, и «Хождение по мукам» А.Н. Толстого и др.