Дети, начиная с самого раннего возраста, уже начинают свое знакомство с книгами. В самом начале своего пути ребенку нравится рассматривать красивые яркие рисунки и слушать чтение взрослого. Для детского восприятия полезны как стихи, так и проза. Стихи знакомят юного читателя с музыкальностью, напевность, рифмой. В сказках и рассказах язык выразительный и понятный. Благодаря книгам словарный запас ребенка увеличивается, а речь развивается. Несомненно, художественная литература самым положительным образов влияет на детскую личность.
К сожалению, в современном обществе падает интерес к чтению художественной литературы. Книгу заменяют интерактивные и медийные средства информации. Именно поэтому так важна просветительская работа в детских садах. В государственной образовательной программе дошкольного образования присутствует такое направление как «Речевое развитие», именно на этих занятиях дошкольников знакомят с произведениями художественной литературы.
Задачи применения художественной литературы в ДОУ
Нельзя переоценить влияния художественной литературы на становление личности ребенка. Художественная литература для детей выполняет огромное количество разносторонних задач:
- воспитывает интерес к литературе
- формирует эмоциональную отзывчивость
- формирует представления о жанрах, формах,
- воспитывает эстетический вкус
- помогает научится слышать музыкальность, ритмичность,
- развивает поэтический слух
Методы работы с художественной литературой в ДОУ
Существует несколько различных подходов к знакомству дошкольников с произведениями художественной литературы. Самый простой и понятный это чтение или рассказывание произведения.
Также воспитатель может зачитать малышам несколько произведений, которые объединены одной темой, например, рассказы и стихи о лесных животных. Воспитатель может прибегнуть к методе объединения произведений, которые имеют отношения к различным видам искусства, например, он может читать произведение, а дети в это время будут рассматривать репродукции, причем тематики произведений должны перекликаться друг с другом. Чтение художественного произведения так же может сопровождаться прослушиванием музыки. Музыка в этом случае отвечает настроению произведения и усиливает воздействие на эмоции ребенка.
Достаточно часто в ДОУ воспитатели прибегают к рассказу произведения и использованию параллельно элементов наглядности, например, чтение сказки и разыгрывание ее сюжета (настольный театр, теневой театр, кукольный театр, диафильмы).
Чтение так же может иметь перед собой цель развить речевые способности ребенка.
Следует напомнить, что методика будет варьироваться в зависимости от возраста детей:
- младший дошкольный возраст: цель – воспитать любовь к книге, привить умение сосредотачиваться на слушании, понимать содержание текста и давать эмоциональный ответ. Детям рассказывают о существующих литературных жанрах. От детей в этом возрасте требуется умение понять и повторить сказку.
- средний дошкольный возраст: внимание детей обращают на разницу прозы и поэзии, воспитатели проводят беседы о прочитанном, подобные беседы учат ребенка думать, размышлять, высказывать свое мнение, оценивать события и поступки героев, развивают речь.
- старший дошкольный возраст: у детей усиливается тяга к книгам, детям легче осознавать идею произведения, они могут обращать внимание на особенности языка.
Следует упомянуть, что ознакомление детей с художественной литературой — это обязанность не только дошкольного образовательного учреждения. Большую роль в воспитании вкуса и тяги к чтению играют семья и общество в целом.
Формы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Для того что бы процесс знакомства юного читателя с художественной литературой проходил успешно, воспитатели пробегают к ряду разнообразных форм работы. Например, в детских садах обязательно присутствует книжный уголок.
Для того что бы ребенок мог спокойно познакомится с книгой, в ДОУ необходима соответствующая среда: спокойное, удобное место, оформление которого настраивает ребёнка на знакомство с литературой. К этому месту имеется определенный список требований. Во-первых, книжный уголок должен быть хорошо освящен, место должно быть спокойным, находится достаточно далеко от источников шума, иметь привлекательное оформление.
Воспитатели так же устраивают книжные выставки, посвященные различным темам, например: природа, профессии, творчество какого-то писателя.
Весьма творческий подход – создание так называемой «книжной больницы», где детей учат к бережному отношению с книгой.
Организация выставок рисунков по мотивам прочитанного произведения – это форма работы, которая особенно нравится детям, таким способом они могут дать эмоциональный ответ на услышанное произведение.
Еще одним интересными и творческим видом работы является создание книжек-самоделок по знакомым произведениям, или же дети сами могут придумать свою сказку. Воспитатели так же часто организовывают экскурсии в детские библиотеки, где дети могут познакомится с еще большим количеством авторов и произведений.
Как подобрать произведения для дошкольников
Отдельно следует рассказать о том, каким образом следует выбрать книги для ознакомления их с детьми. Этот момент весьма важен на этапе формирования эстетических предпочтений и прививания любви к литературному творчеству. Существуют следующие принципы отбора художественного произведения для ознакомления детям:
- психологический принцип (учет возрастных особенностей, адаптированность произведения для детей)
- педагогический принцип (воспитательная ценность, идеи гуманизма, справедливости, добра.)
- литературоведческий принцип (наличие разных жанров и литературных форм)
- исторический принцип (произведения классиков, народов мира, современные.)