Главная цель обучения литературы в школе заключается в приобщении школьников к красоте слова, богатству классической русской и зарубежной литературы. В основную программу литературы входит чтение классических произведений русских и зарубежных писателей, усвоение информации кающейся биографии известных писателей.
Когда школьник знакомится с произведениями классической литературы, он расширяет свой кругозор, знакомится с самобытностью и духовным потенциалом нашего народа. Ниже приведены основные произведения, которые включены в программу по литературе в пятом классе:
- Крылов «Ворона и Лисица»
- Жуковский «Спящая царевна»
- Пушкин «Руслан и Людмила»
- Лермонтов «Бородино»
- Паустовский «Теплый хлеб»
- Астафьев «Васюткино озеро»
Крылов «Ворона и Лисица»
Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Первый сборник Крылова был опубликован в 1809году. В этом сборнике появилась его известная басня «Ворона и Лисица». В образах Вороны и Лисицы представлены человеческие типажи. Эти два типажа противопоставляются друг другу. Лиса – хитрый типаж, она прибегает к уловкам лести, чтобы добыть свой кусок сыра. Тщеславная, падкая на лесть Ворона роняет сыр, и он достаётся Лисе. Крылов в этом произведении обличает лесть. Крылов хочет предупредить, что следует относится настороженно к людям, которые тебе льстят.
Жуковский «Спящая царевна»
В. А. Жуковский знаменитый русский поэт 19 века. Особенно он был знаменит своими сказками. Одна из них – сказка «Спящая царевна». Отличительная черта его стихотворных сказок заключается в их легкости, гибкости, подвижности, часто можно у персонажей встретить речь, как у обычных людей.
Сказка «Спящая царевна» является переводом произведения французского писателя Шарля Перо. Жуковский перевел только первую часть этой сказки, переложив ее в народном русском стиле.
На свет появляется дочка царя Матвея, на пир в честь дня рождения царь приглашает 11 фей, а про двенадцатую забывает. Оскорблённая волшебница предсказывает что девочка умрет, уколовшись веретеном. В возрасте 16 лет девочка укололась веретеном, но не умерла, так как на том пиру последнее слово осталось за доброй волшебницей, и она предсказала, что девочка не умрет, а заснет.
Следует обратить внимание на то, как много Жуковский использует различных красочных описаний комнат, лесов, садов. Он хочет показать не только сюжетную линию, но и ту красоту, которая окружает каждое действо.
Пушкин «Руслан и Людмила»
Знаменитая поэма А. С. Пушкина была опубликована в 1820 году. Пушкин написал это произведение под влиянием русских народных былин, сказок, легенд. Характерными чертами этого произведения являются:
- большое количество гротескных описаний
- фантастический сюжет
- просторечная лексика
- авторская ирония
В этом произведение так же отражены веяния классицизма, сентиментализма и рыцарского романа.
Поэма имеет шесть частей. Начинается она с описания Лукоморья. В первой песне говорится о свадьбе княжеской дочери Людмилы с богатырём Русланом. Но праздник был омрачен похищением Людмилы злым карликом Черномором. Руслан и три его соперника отравляются на поиски молодой невесты, тот, кто сумеет ее отыскать получит ее в жены.
Во второй песне рассказывается о путешествии соперников Руслана, а также описывается нахождение Людмилы в замке у Черномора.
В третьей части Руслан побеждает голову гигантского богатыря, получает меч, с помощью которого он может победить Черномора.
В четвертой части Руслан встречается с представителями нечистой силы, но они не могут его остановить, и он продолжает свои поиски Людмилы.
В пятой части происходит битва Руслана с Черномором, в результате которого Руслан побеждает. Он находит Людмилу, но она находится в заколдованном сне, Руслану не под силу ее разбудить. Он везет карлика и Людмилу в Киев. По дороге в Киев на него нападает один из его соперников и похищает Людмилу.
В шестой части старец Финн оживляет Руслана. Он отправляется в Киев, расколдовывает Людмилу. На радостях в Киеве устраивают большой пир.
Лермонтов "Бородино"
Стихотворение М. Ю. Лермонтова было написано в 1837 году. Это стихотворение посвящено бородинскому сражению, которое состоялось в 1912 году. В этом сражении произошло столкновение русской армии с армией французов под предводительством Наполеона.
Сюжет построен на рассказе одного из ветеранов тех военных действий. Основная цель, которую преследовал Лермонтов, написав это стихотворение, заключается в том, чтобы показать, что героями войн и сражений становятся обычные люди. Главный образ этого стихотворения – простой русский солдат. Именно за ним стоит вся Россия и судьба всего русского народа. Главное в русских солдатах то, что они сражались не за чин, а за свою Родину. Именно это помогло им одержать побуду в этом сражении.
Паустовский «Теплый хлеб»
Сказка «Теплый хлеб» появилась спустя 9 лет после окончания Великой Отечественной Войны. События происходят во время войны. Главный герой – деревенский мальчик Филька. Филька был молчаливым и недоверчивым мальчишкой. В той же деревне где жил Филька жил раненный на войне конь. Конь скитался по деревне в поисках пропитания. Однажды он забрел к Фильке во двор, в это время мальчик жевал кусок хлеба, конь стал просить хлеб у мальчика, но Филька ударил и накричал на коня. Конь жалобно заржал. После этого началась сильная метель, а затем пришел лютый мороз, который заморозил реку, из-за этого деревенская мельница не могла работать, а значит не было муки и люди не могли испечь себе хлеб.
Когда домой вернулась бабка Фильки, она рассказала ему, что такое могло произойти из-за людской злобы. Кто-то обидел невинное существо и теперь за это расплачивается вся деревня. Филька очень испугался. Он сильно раскаивался о своем поступке. На следующий день он вместе с другими деревенскими ребятами пошел рубить полынью в реке около мельницы. Наконец-то стало теплеть. И мельница снова заработала. Люди смогли испечь хлеб, Филька пришел к коню и угостил его куском тёплого свежего хлеба.
Основная идея заключается в том, что всегда нужно проявлять любовь к ближнему несмотря на то, в каких тяжелый условиях оказался ты сам.
Астафьев «Васюткино озеро»
Главный герой произведения Астафьева «Васюткино озеро» - мальчик Василий. Мальчик пытается помогать взрослым, он ходит в лес и собирает там кедровые орехи. В один из таких походов он заблудился. Ему приходится рассчитывать только на себя. Он слышал много советов о том, как вести себя в лесу, от старых охотников. Все эти знания теперь ему пришлось применить на практике. В итоге мальчик находит озеро, которое полно большим количеством ценной рыбы. По озеру он выходит к реке Енисей и там встречается с людьми. Мальчик провел один в лесу 5 дней, но смог подавить панику, не растерялся и все-таки вернулся домой.