Фэнтэзи как жанр художественной литературы
Фэнтэзи – это жанр, сочетающий в себе мистику и реальные события. Мистическим при этом может выступать что угодно – от вымышленных автором существ до существ мифических, взятых из различных верований. Фэнтэзи, как жанр, возник достаточно давно – еще в середине девятнадцатого века. Истоком этого жанра принято считать мифологию.
Во всей русской литературе самым выдающимся классиком, писавшим то, что сегодня называют фэнтэзи, был Николай Васильевич Гоголь. Его произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос» и многие другие были написаны именно в этом жанре, по мотивам украинских поверий и сказаний. Так, Гоголя можно по праву считать основателем данного жанра в русской художественной литературе.
В зарубежных странах фэнтэзи тоже пользовалось популярностью. Самым известным произведением в фэнтэзи можно считать «Фауста» Гете. Это философское произведение, содержащее черты мистического.
Довольно известным произведением первой половины двадцатого века в русской художественной литературе в жанре фэнтэзи можно считать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом романе благодаря зеркальной композиции прекрасно уживается как реальность, так и мистика. Главным героем произведения является сам дьявол, прибывший в Москву с единственной целью: узнать, изменились ли горожане духовно.
Итак, к характерным чертам фэнтэзи как жанра художественной литературы можно отнести:
- Мистика, иррациональность происходящих событий. Причем, в отличии от фантастики в фэнтэзи эти события касаются преимущественно магии, волшебства, верований людей на протяжении всей земной истории. Так, сюжет фэнтэзи очень насыщен, благодаря чему и вызывает интерес у читателя.
- Присутствие нескольких сюжетных линий. Например, это могут быть любовные линии, исторические, приключенческие, философские и так далее. Фэнтэзи – это очень обширный жанр, в котором умело сочетается реальный мир и вымышленные события.
- Герой – человек со скрытыми способностями, который зачастую сперва не знает о них. Это правило почти каждого произведения в жанре фэнтэзи. Герой – обычный человек, но под воздействием необычных событий, у него проявляются мистические силы.
Таким образом, мы разобрали несколько наиболее характерных черт для жанра фэнтэзи. Присутствие одной из них обязательно практически в каждом фэнтэзийном произведении художественной литературы.
Можно сказать, что в середине двадцатого века фантастика практически вытеснила фэнтэзи из мира художественной литературы. Однако, в начале двадцать первого века жанр фэнтэзи вновь обрел свою популярность.
Итак, фэнтэзи – это довольно старый жанр, однако, неоднократно переживавший «второе рождение». В России он возник в середине девятнадцатого века, вновь возродился в начале двадцатого и начале двадцать первого веков. В зарубежной литературе фэнтэзи как жанр художественной литературы возник гораздо раньше – после эпохи Возрождения, однако последующие периоды его популярности совпадают по временам с популярностью в русской художественной литературе.
Наиболее известные фэнтэзи-произведения
Фэнтэзи действительно стало в последние годы популярным. Причин этой популярности может быть несколько: вызванный приключенческими фэнтэзи интерес у читателя, развитие технологий, исторический подтекст. Все это находит отражение в следующих популярных произведениях современной художественной фэнтэзи-литературы:
- Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Это воистину культовая сага, вобравшая в себя много философских тем. История о маленьком мальчике со шрамом на лбу, школе волшебства, зельях, превращениях и, конечно же, любви и дружбе запала миллионам читателей в сердца. Книга обрела настолько большую популярность, что была подвержена экранизации. Фильмы собирали огромные залы. Все это является отличным примером фэнтэзи в современной художественной литературе.
- Стефани Майер «Сумерки». Эта история о любви вампира и обычной девушки имела огромную популярность в десятые годы двадцать первого века. «Сумерки» относятся к современному фэнтэзи, которое сочетает в себе приключения, опасность, философию, историю и любовь, благодаря чему находится на пике популярности у читателей. Сага также была экранизирована.
- Филипп Пулман «Золотой компас». Это трилогия, повествующая о совершенно фантастических событиях, приключившихся с маленькой воспитанницей одного из лондонских университетов. Первая часть этой трилогии также была экранизирована.
- Корнелия Функе «Чернильное сердце». Многим читателям и телезрителем запомнилась эта история – о прекрасном книжном мире, в который можно попасть благодаря голосу обычного человека-переплетчика. Его дочь – Мегги – главная героиня всей этой трилогии о жестоком и прекрасном мире, о писателе, придумавшем его, о человеке, умеющем управлять огнем, о добре и зле.
- Джон Стивенс «Изумрудный атлас». Эта история о детдомовских детях, которых сплавили в странный, заброшенный пансионат. В этом пансионате происходят странные временные парадоксы, связанные с параллельным волшебным миром. Эта история поражает читателя прежде всего тем, что она насыщена приключениями, чувствами и эмоциями. Главные герои – подростки, если не сказать дети. Именно своей атмосферой, хитросплетенным сюжетом и прекрасной историей эта книга завоевывает сердца читателей.
- Екатерина Неволина «Похитители древностей». Это целая серия книг, повествующая нам о приключениях подростков, захватывающих артефакты языческого славянского мира. Так, эта книга практически единственная в своем роде, а которой освещена тема язычества именно славян. Эта серия книг – также отличный пример современной фэнтэзи-литературы.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фэнтэзи, как жанр художественной литературы, зародился достаточно давно, однако, несмотря на это, свою популярность он получил только в начале двадцать первого века, полюбившись многим читателям и зрителям. Фэнтэзи – это неотъемлемая часть художественной литературы, в том числе и современной.