Социально-психологический роман – это жанр литературы, предполагающий развернутое повествование о жизни главного героя в кризисный период, раскрывающий его психологические характеристики и изображающий психологию взаимодействия героя с окружающими его людьми.
Новаторство романа Г. Флобера
Начиная со второй половины 19 века реализм, который уже выполнил задачу каталогизации и научной систематизации общественной жизни, сосредотачивается на изображении личности, акцентирует внимание на внутреннем мире человека, а новое, более точное представление о психических процессах обусловливает выработку новых приемов изображения реакции личности на возникающие обстоятельства. В реализме второй половины 19 века принцип панорамности уходит на второй план, объем романа уменьшается, наблюдается тенденция к ослаблению значения внешнего сюжета. В этот период роман отходит от романтической красочности и сосредотачивает внимание на изображении заурядной личности в типичных обстоятельствах.
Вместе с «усреднением» материала происходит утончение художественного инструментария романа, вырабатывается более изощренная его форма.
В этой реформе романа и в утверждении романа как жанра, который эстетически ничем не уступает драматургии и поэзии, величайшую новаторскую роль сыграл французский писатель Г. Флобер.
В 18657 году вышло главное произведение писателя – роман «Госпожа Бовари». Над произведением Флобер работал в течение пяти лет. Для писателя процесс творчества всегда являлся подвижническим трудом – часто результатом рабочего дня оказывалась единственная фраза, так как Флобер был уверен, что каждый оттенок мысли может быть выражен только в единственно возможной форме, и задача писателя – эту форму найти. Именно этим творческий процесс Г. Флобера отличается от творчества неимоверно продуктивного Бальзака.
Флобер многим обязан Бальзаку. Можно даже сказать, что он продолжил традицию Бальзака на новом этапе. Образ Луизы де Баржетон, героини романа Бальзака «Утраченные иллюзии» - предшественник образа Эммы Бовари. Связь с Бальзаком заметна и на сюжетном уровне произведения – основу обоих романов составляет ситуация супружеской измены. Супружеская неверность – один из самых банальных сюжетов, который описывается во множестве романов. Однако Флобер, выбрав самый избитый сюжет, сумел найти в нем возможности для глубоких социально-философских обобщений, художественных открытий.
Сюжет романа
История героини романа, Эммы Бовари, внешне ничем не примечательна. Девушка является дочерью богатого фермера. Эмма воспитывается в монастыре, где чтение запрещенных романов зарождает в ее сердце романтические мечты. Писатель язвительно описывает нелепости и штампы романтической литературы, которой зачитывалась Эмма.
После возвращения домой Эмма ощущает несоответствие своего положения идеалу. Она стремится изменить свою жизнь и выходит замуж за Шарля Бовари. Однако после свадьбы Эмма понимает, что не любит своего мужа. Медовый месяц приносит разочарование своей прозаичностью и несовпадением с ее мечтами.
Шарль любит свою жену, но он не соответствует ее идеалу, и потому не может пробудить в ней чувства. Эмма не ценит ни его заботу, ни его любовь. Она страдает, терзается пошлостью окружения, и начинает болеть. Шарль, обеспокоенный состоянием здоровья жены, принимает решение перебраться в Ионвиль. Здесь и разворачиваются дальнейшие события произведения.
Бессодержательная жизнь, скучный нелюбимый муж, материнство, испорченное невозможностью заказать приданое ребенку по своему вкусу приводит к появлению двух любовников – провинциального донжуана Родольфа и Леона, когда-то влюбленного в Эмму.
Эмма в соответствии со своими представлениями о страсти и возвышенной любви, дарит любовникам подарки, подрывающие ее финансовое состояние. Героиня попадает в лапы ростовщика, и предпочитая огласке смерть, принимает мышьяк. Жизненная история Эммы заканчивается совсем не романтически. Однако причина ее смерти – не любовные переживания, а денежные затруднения. Эмма всю жизнь стремилась к красоте, к изяществу и утонченности. И в жертву этому стремлению она принесла свой материнский и супружеский долг. Эмма не смогла состояться ни как мать, ни как жена, ни как возлюбленная.
В каждом шаге Эммы и ее любовников Флобер отражает нелепости и опасности романтического позерства. Однако соблазнительность романтизма способна подчинить даже людей, лишенных воображения. Так, Шарль Бовари вдруг высказывает «романтические причуды», когда просит похоронить жену в подвенечном платье, с распущенными волосами, в трех гробах и накрыть ее зеленым бархатов. Пока еще не найдена любовная переписка его жены, пока Шарль уверен, что со смертью Эммы он потерял все, его любовь и тоска выражаются в этом нелепом романтическом порыве.
В сцене последнего причастия автор одновременно напоминает о грехах несчастной провинциальной мещанки и ищет оправдания ее жизненной позиции. Задача писателя – разглядеть в ограниченной, безвкусной госпоже Бовари за бульварными вкусами и отсутствием образованности не только нелепости ее идеала, но и истинный трагизм. В глазах писателя Эмме не дает раствориться в пошлости только жажда идеала, сила иллюзий, томление духа.
Выражение авторской позиции
Флобер видел все недостатки и пороки политической и социальной реальности своего времени. Он был свидетелем торжества наглой буржуазии, и хоть и был знаком с социальными теориями эпохи, не верил в возможность улучшений. Поэтому он предпочитает писать для интеллектуальной элиты, для ценителей искусства.
Главное новшество Г. Флобера в теории романа касается позиции автора. Он писал по поводу «Госпожи Бовари» следующее: "Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного чувства, ни одного размышления автора". В романе нет привычных обращений автора к читателю, нет сентенций, авторских реплик. Позиция автора раскрывается в следующих элементах:
- В сюжете;
- В конфликте;
- В стиле романа;
- В расстановке персонажей.
Он минимизирует внешнее действие произведение, акцентируя внимание на причинах событий. Флобер анализирует чувств и мысли героев. Он изображает единство духовного и материального мира, которое понимается как роковая власть обстоятельство. На место бальзаковской избыточности у Флобера приходит поэтика детали.