Чиклит – это жанр современной массовой литературы, разновидность женской прозы, основанный на романтическом сюжете.
Массовая и «высокая» литературы
По мнению О. Обуховой, массовая литература – это литература, преднамеренно заниженная, направленная на широкий круг читателей. Однако в связи с делением литературы на эгалитарную и элитарную четкое определение понятия «массовая литература» дать затруднительно. Под элитарной литературой понимается что-то классическое. Массовую литературу часто отождествляют с беллетристикой, так как она находится за рамками «высокой» литературы. Такое сравнение не всегда корректно в связи с тем, что беллетристика является продуктом эгалитарной литературы, которая иногда рассматривается как составляющая массовой литературы. В свою очередь, массовая литература является средним звеном между элитарной, высокой, литературой и эгалитарной.
Беллетристика – это эгалитраная литература, написанная в стиле прозы, не имеющая философско-экзистенциональную политику текста.
Актуальность массовой литературы обусловлена расширением границ литературы в обществе. В.Е. Хализев называет массовую литературу «литературным низом». Этого же мнения придерживается Н.А. Купина, которая считает, что массовая литература – это литература для невзыскательного читателя, не обладающего высоко-эстетическим вкусом.
Деление литературы на классическую, массовую, беллетристку условно. Характерными особенностями массовой литературы являются:
- Направленность на массового читателя;
- Нивелирование границ «высокой» и эгалитарной литературы.
Массовая литература делится на «мужскую» и «женскую». Женская литература, являющаяся ключевой составляющей массовой литературы, связана с тем, что в центре произведения оказывается женщина. Женщина выдвигается во главу угла: женщина-героиня, женщина-автор, женщина – читатель. В женской литературе повествование основывается на идеологии и потребностях женской аудитории.
Романы Х. Филдинг как образцы женской постфеминистской литературы
Романы о Бриджит Джонс – яркие образцы британской женской литературы. Центральный персонаж произведений женской литературы – женщина тридцати лет, жительница мегаполиса. Героине романа Х. Филдинг тридцать лет. Бриджит не замужем, и это вызывает в ней комплексы и стеснение. Неудачи героини в личной жизни обусловлены ее неуверенностью в себе. Бриджит недовольна своей фигурой, своими внешними данными. Она ежедневно взвешивается, и недовольная результатом, пытается перестать есть вредную пищу, есть на диету. Бриджит имеет вредные привычки: она курит, неудачи заглушает алкоголем. Но героиня отзывчива, добродушна, открыта, не способна на подлость. Несмотря на то, что автор не скрывает от читателя недостатки героини, заметно, что она сочувствует ей.
Бриджит живет в Лондоне. Автор освещает отношения героин с матерью. Бриджит не одобряет стиль и поведение своей молодящейся матери. Отношения матери с молодым любовником для героини становятся настоящим потрясением.
Мать Бриджит, Памела, очень строга к дочери. Она постоянно ее задевает замечаниями о внешности, советует сменить гардероб и наконец выйти замуж. Памела следует поведенческой модели «подавляющая мать», которой характерно желание превосходства в семье и отсутствие эмоциональной привязанности к ребенку.
Несостоятельность героини в семейной жизни беспокоит родителей Бриджит и их друзей, знающих ее с детства. Героиня чтит семейные традиции. Это видно по тому, что несмотря на свое нежелание, она приезжает на праздничный обед, на котором все настойчиво пытаются ее свести с Дарси. В конечном итоге, судьба их все же сводит вместе.
Романы о Бриджит Джонс – это яркие образцы постфеминистской литературы. Одной из основных характеристик постфеминизма является неприятие и отрицание женщинами идей феминизма. Они признают существование феминизма как факт, который не представляет практического интереса в современной жизни. Этот принцип прямо или косвенно провозглашается в литературе постфеминизма. Филдинг в романах «Дневник Бриджит Джонс», «Дневник Бриджит Джонс: грани разумного» излагает идеи постфеминизма, транслируя их через героиню и ее подруг.
Бриджит Джонс как образ современной женщины
Бриджит Джонс – это типичный образ среднестатистической женщины, которая живет в перенаселенном мегаполисе, работает в одном из множества офисов. В определенной степени Бриджит можно рассматривать как антигероя – писательница описывает героиню как глуповатую, крайне неуверенную в себе и не очень привлекательную внешне женщину. Она не отличается ни силой духа, ни смелостью, ни масштабами замыслов. Но именно такая героиня, которая является олицетворением множества женщины, воспитанных и живущих в современном обществе, придает произведению колорит и реалистичность. Некоторая приземленность, простота образа героини делают его ближе к читательницам. Образ Бриджит в сознании читательниц ассоциируется с их собственной обыденной жизнью. Беседы с друзьями, посиделки в кафе, обсуждения проблем, неудачи в личной жизни, попытки наладить отношения знакомы почти каждой женщине, независимо от возраста, профессии, социального положения.
Писательница показывает, что попытки Бриджит проникнуться идеями феминизма безуспешны, так как эта концепция противоречит моральным нуждам и собственным желаниями героини. А стремление героини к хозяйственности – это предпосылка возврата к первоначальной женственности, к возрождению исконного понятия о женщине как о хранительнице очага. В душе героиня осознает, что к своим тридцати годам она не достигал той зрелости, той уверенности, которую дает стабильный брак и семья. Она мечтает о домашнем уюте, но героиню прельщают не обязанности жены и хозяйки, а то, что ассоциируется с ними: безопасность, любовь, стабильность, уверенность, порядок, гармония. Героиня, лишенная этих благ, считает, что семейная жизнь позволит их обрести.