Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Факультативные элементы: отступления, концовка, пролог, эпилог

Определение 1

Внесюжетные элементы – это статическая сторона произведения, элементы, не продвигающие действие сюжета. Это элементы, во время которых не происходит никаких событий, а герои остаются в прежних положениях.

Внесюжетные элементы текста

В произведениях помимо сюжета есть еще внесюжетные элементы. Они зачастую не менее важны, чем сам сюжет. Выделяют три разновидности внесюжетных элементов:

  1. Авторские отступления.
  2. Описания.
  3. Вставные эпизоды.
Определение 2

Описания – изображение внешнего мира (портрета, пейзажа, мира вещей) либо устойчивого жизненного уклада, событий и действий, совершающихся регулярно и не имеющих отношения к движению сюжета.

Это наиболее распространенный вид внесюжетных элементов. Описания присутствуют в каждом произведении. Описания служат непосредственному выражению авторской позиции.

Определение 3

Авторские отступления – это авторские высказывания, более или менее развернутые, лирического, философского, автобиографического характера.

Отступления являются необязательным элементом в композиции художественного произведения, но они играют важнейшую роль. Авторское отступление – это особая форма авторской речи, отклонение автора от сюжетного повествования. Это может быть оценка автором сюжетной ситуации, персонажей, рассуждение на эстетические, философские, моральные, публицистические темы, а также воспоминания автора о событиях из собственной жизни и т. д. Благодаря использованию авторских отступлений создается особая художественная атмосфера, происходит установление эмоционального контакта между автором и читателем.

«Факультативные элементы: отступления, концовка, пролог, эпилог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В читательском восприятии авторские отступления формируют образ автора и раскрывают его мировоззрение, взгляды, образ жизни, привычки (например, авторские отступления в «Евгении Онегине»).

Еще одна функция авторских отступлений – намеренная задержка развития действия.

Еще один тип внесюжетных элементов – вставные эпизоды. Это относительно завершенные фрагменты действия, где появляются другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т.д. Вставные эпизоды в некоторых случаях играют в произведении роль даже большую, чем основной сюжет («Повесть о капитане Копейкине» в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

В некоторых случаях к внесюжетным элементам относят психологическое изображение – когда размышления героя или его душевное состояние не являются причиной или следствием сюжетных событий и выводятся из сюжетной цепи. Яркий пример – внутренние монологи Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Но обычно внутренние монологи, как и другие формы психологического изображения, включаются в сюжет, так как они определяют дальнейшие поступки персонажа и значит, и течение сюжета.

Понятие и роль пролога в тексте

Пролог в структуре художественного произведения занимает важное место, так как он подготавливает читателя к восприятию основного содержания.

В отличие от предисловия, пролог всегда пишется самим автором. Содержание пролога может быть любым – исторические экскурсы, рассуждения на отвлеченные темы, изложение предыстории событий, описанные в произведении, причин, пояснение причин, побудивших автора написать это произведение и т. д.

Пролог присутствовал еще в трагедиях эпохи Античности и служил для пояснения фабулы произведения. Так, в прологе излагалась суть легенды или мифа, ставшего основой произведения.

В литературе 19 века функции пролога значительно расширились, развились его многочисленные формы:

  • мотивация содержания произведения;
  • побудительные мотивы автора для создания этого произведения;
  • историческая канва развития сюжета и т. д.

В современных произведениях часто пролог представляет собой отрывок, который на первый взгляд не имеет связи с основным действием и дает предпосылки к возникновению сюжета. Пролог может играть концептуальную роль, излагая философские либо этические проблемы, положенные в основу сюжетной линии произведения.

Но главная задача пролога – возбудить интерес читателя и заставить его прочитать книгу.

Эпилог и концовка

Эпилог первоначально был заключительной частью античной трагедии и представлял собой монолог одного из героев, в котором он объяснял зрителям суть событий и просил публику быть снисходительной к поступкам персонажей и к игре актеров.

По мере развития жанров художественной литературы, и особенно романа, возникла необходимость в кратком пересказе судьбы героев по окончании описанных в романе событий, а также жизни их потомков и второстепенных персонажей.

Таким образом, эпилог ставит точку в рассказанной автором истории, удовлетворяет интерес читателя, у которого перипетии сюжета вызывают эмоциональный отклик.

Эпилог – не обязательный элемент произведения. он отличается от послесловия тем, что обязательно пишется автором книги и содержит только краткий пересказ событий, без отвлеченных рассуждений, философских обобщений и морализаторства.

Замечание 1

Пролог и эпилог, в отличие от предисловия и послесловия, пишется обязательно самим автором произведения.

От эпилога следует отличать концовку. Эпилог является сюжетно самостоятельным компонентом, следующим за развязкой и переносящим действие в иное пространство и время. И если есть эпилог, то существует две концовки: завершающая основной текст и завершающая текст эпилога. Взаимодействие этих концовок создает особый художественный эффект «снятия» первичной концовки (например, в «Доме с мезонином» «Мисюсь, где ты?»).

Концовка является важнейшим элементом финала. Часто значение концовки «перевешивает» остальные элементы финала, что дает основание для отождествления концовки и финала. Произведение не закончено, пока не дочитана последняя фраза текста. и концовка может внести неожиданный мотивы, не подготовленный сюжетным развитием и резко перестраивающий итоговый смысл произведения. Например, такой является концовка повести «Сорочинская ярмарка» Н. В. Гоголя, которая в мажорный строй сюжета вносит минорную ноту.

Таким образом, концовка является завершающей границей финала. А развязка – это центральная точка финала, финалообразующее событие. При этом начальная граница финала неопределима теоретически, устанавливается лишь в контексте и представляет собой начало заключительной части произведения. Но можно выделить два типа «начала конца»: явный – происходит смена фор повествования и «неявный», когда подобной смены не происходит.

Дата последнего обновления статьи: 21.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot