Предисловие — это часть произведения (литературного или научного), которая предшествует основному тексту и в которой излагаются замечания и разъяснения автора, издателя, редактора или других лиц, имеющих отношение к произведению.
Литературно-критическая деятельность В. Гюго в 1820-е годы
Деятельность В. Гюго в качестве публициста и критика распадается на два периода. Первый период пришелся на 1820-е годы. В это время определялись политические взгляды В. Гюго, формировались эстетические принципы писателя на фоне острой полемики между классицизмом и романтизмом. Именно в этот период появились литературно-критические предисловия и статьи Гюго, которые оказали большое влияние на становление романтизма. Труд Гюго в качестве основателя журнала «Литературный консерватор», активное сотрудничество с альманахом «Французская муза» способствовали развитию и распространению новых романтических идей. Писатель внимательно следил за процессом развития французской поэзии.
В 1834 году был опубликован сборник В. Гюго «Литературно-философские очерки», который позволяет проследить эволюцию эстетических и политических взглядов писателя. В сборник вошли публицистические и литературно-критические статьи В. Гюго. В этих статьях отражается путь эстетического и идейного развития писателя – от сторонника монархии до защитника идей революции, от классициста до представителя новой романтической школа. Особенно хорошо заметна эта эволюция при сравнении дневников, которые вошли в «Литературно-философские очерки»:
- «Дневник юного якобита 1819 года» - это цикл критических работ писателя, которые были напечатаны в «Литературном консерваторе»;
- «Дневник революционера 1830 года» - сюда вошли более поздние статьи, основная часть которых была напечатана во «Французской музе».
Особое значение среди них имеют статьи «О лорде Байроне» и «О Вальтере Скотте». В этих статьях Гюго формулирует некоторые эстетические принципы романтизма, которые получили развитие в предисловиях писателя к своим произведениям. Предисловия В. Гюго тоже составляют важную часть литературно-критического наследия писателя.
Предисловие к «Кромвелю»
«Предисловие к «Кромвелю», написанное в 1827 году, стало настоящим манифестом французского романтизма. В театре классицизм занимал особенно прочные позиции. И хоть романтические драмы уже существовали, на сцене ни одна из них не была поставлена. В. Гюго решил обратиться к опыту У. Шекспира и создал произведение в жанре романтической исторической драмы. В драме Гюго «Кромвель» повествуется об английской буржуазной революции 17 века. Кромвель, вождь революции, в драме Гюго показан как сильная личность. Однако, в отличие от героев классицизма, он испытывает нравственное противоречие: Кромвель, свергнув короля, готов сам стать монархом, изменив революции. Произведение было новаторским, однако недостаточно сценичным. Но «Предисловие» к драме сыграло большую роль в победе романтизма.
Гюго в предисловии к «Кромвелю»» излагает свои представления об истории общества и литературы.
Писатель считает, что в своем развитии человечество прошло три эпохи:
- Первобытную, когда человек, восхищенный природой – творением Бога, слагал в его честь оды и гимны. Именно поэтому литературы начинается с лирики, а ее вершиной писатель называет Библию;
- Древнюю (античную). В эту эпоху события создают историю, и она отражается в эпической поэзии. Вершиной эпической поэзии является Гомер. При этом Гюго замечает, что древнегреческий театр тоже эпичен, а трагедия повторяет эпопею;
- Третья эпоха начинается с утверждения христианства, которое показало, что у человека две жизни: земная и небесная. Христианство открыло в человеке два начала – ангела и зверя. Новое время в литературе отражается в драме с конфликтностью и контрастами. А вершиной литературы третьего периода, по мнению В. Гюго, является У. Шекспир.
Эта схема, предложенная Гюго, кажется ошибочной и наивной. Однако ее значение в борьбе с классицизмом было существенным. Именно она разрушала основу эстетики классицизма – представление о том, что эстетический идеал и художественные формы, выражающие его, неизменны. Гюго благодаря этой схеме сумел доказать, что появление романтизма является закономерным. Классицизм, с точки зрения писателя, даже в период своего расцвета не имел права на существование. Классицистическая трагедия ориентировалась на драмы эпохи Античности, которые, по мнению В. Гюго были эпическими произведениями. Новое время, как отмечает писатель, требует драмы.
По мнению В. Гюго, особенность драмы – реальность. Поэтому необходимо изображать приятную природу. Гюго призывает к разрушению границы между жанрами, к соединению трагического и комического, низкого и возвышенного. Писатель призывает отказаться от единства места и времени, так как они заставляют авторов отступать от правдивого изображения реальной действительности. Такой образец искусства, свободного от условностей и правил, дает в своих драмах У. Шекспир. Но Гюго считает, что подражание У. Шекспиру не может принести романтику успеха. Гюго была ближе национальная традиция, в первую очередь, Мольер.
Классицистами была разработана теория возвышенного. А Гюго разрабатывает теорию гротеска как средства контраста, которое противоположно возвышенному и присуще новой литературе. Гротеск – это концентрированное, преувеличенное выражение уродливого и ужасного с одной стороны, и шутовского и комического – с другой. Гротеск многообразен. Он особенно оттеняет прекрасное, и именно в этом заключается главное назначение гротеска в романтическом произведении.
Изложенные в предисловии к «Кромвелю» идеи В. Гюго стали основой эстетики французского романтизма 1820-х – 1830-х годов.
В предисловии к сборнику «Оды и баллады», написанном в 1826 году, В. Гюго метафорически описывает классицистическую и романтическую поэзию, отождествляя первую с королевским парком в Версале, а вторую – с первобытным лесом, не тронутым человеком.