Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эстетические концепции и литературная практика братьев Шлегелей

Замечание 1

Йенские романтики — это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена.

Отличие германского романтизма от романтизма других европейских стран заключается в его абстрактно философском характере. Такая особенность немецкого романтизма проявилась на раннем этапе его развития, в деятельности йенских романтиков. Новалис, Шеллинг, братья Шлегель, Тик, Вакнродер сделали разработку эстетической теории своей главной задачей. Но у йенских романтиков эта теоретическая деятельность не являлась программой практической деятельности. У йенских романтиков эстетические теории часто играл самостоятельную роль, были самоцельными.

Основателями эстетической теории раннего немецкого романтизма были братья Шлегели. Фридрих Шлегель был теоретиком искусства, Август Вильгельм Шлегель – историком искусства и выдающимся переводчиком. Братья пробовали свои силы и в сфере художественного творчества.

Эстетические теории Шлегелей менялись в соответствии с изменением общественно-политических и философских установок старших романтиков, которые проделали путь от приятия французской революции, увлечения ее идеями до отказа от этих идей и подчинения реакционной идеологии. Бывшие когда-то либеральными мыслителями, в конечном счете они пришли к мистике, католицизму, политическому обскурантизму.

Эстетические концепции Фридриха Шлегеля

Фридрих Шлегель был главой йенских романтиков. В середине 1790-х годов он выступил с рядом статей о значении античной культуры для современности:

  • «О школах греческой поэзии»,
  • «О женских характерах у греческих писателей»,
  • «Об эстетической ценности греческой комедии» и т. д.

В этих статьях Фридрих Шлегель, бывший в тот период еще демократом, республиканцем, выступал в качестве восторженного ценителя античного искусства. По мнению Фридриха Шлегеля, гармония античного искусства отражает гармонию общественной жизни древних греков. Искусство охватывало человеческую природу в ее целостности. В античном искусстве, по мнению Ф. Шлегеля, заключалось истинно божественное начало – «чистая человечность». Именно поэтому оно было прекрасно.

«Эстетические концепции и литературная практика братьев Шлегелей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Прекрасному искусству античной демократии Фридрих Шлегель противопоставляет лишенное гармонии современное искусство. Гармония ушла из общественной жизни и существует лишь в воображении современного человека. Поэтому мир утратил целостность и стал дисгармоничным, раздробленным. Именно в этом заключается причина того, что современное искусства перестало быть прекрасном, стало утилитарным. По мнению Фридриха Шлегеля, искусство должно стать объективным, как античное искусство. Он считает образцом такого искусства, будущего творчество Гете, которое, по его мнению, находится посередине «между интересным и прекрасным». Именно такое искусство Фридрих Шлегель называет романтическим.

Замечание 2

В романе Фридрих Шлегель видит жанр, который способен универсально охватить реальную действительность.

В 1796 году Ф. Шлегель становится виднейшим деятелем кружка романтиков, формирующегося в Йене. В этот период главным произведением Шлегеля становятся «Фрагменты». Фридрих Шлегель отходит от увлечения культом античной демократии и французской революцией. В философском отношении Ф. Шлегель отходит от Канта, приближается к Фихте. Ф. Шлегель перестает противопоставлять современное искусство искусству античности, объявляет их равноценными. Теперь идеалом поэзии для него становится не объективное, а универсальное, синтетическое искусство. Причем универсальность касается и содержания, и формы: романтическое искусство должно охватывать весь мир и объединять все виды искусства. Но романтическое искусство должно быть не только универсальным, но и «прогрессивным»: постоянно находиться в движении, должно быть лишено законченности. Романтическая поэзия, по мнению Ф. Шлегеля, должна стать «зеркалом мира».

Учение об универсальном искусстве порождает учение о романтической иронии. Именно она должна была придать единство пестрому и сложному произведению прогрессивного, универсального искусства.

Замечание 3

Романтическая ирония – это не сатира, не насмешка, не обличение. Это выражение превосходства художника над своим творением.

В дальнейшем Ф. Шлегель все больше склоняется к фантастике, символике, мистике. В конце 1799 года он становится сознательным пропагандистом реакционных взглядов. Первое место в Йенском кружке он добровольно уступает Новалису.

Концепция А. В. Шлегеля

Альфред Вильгельм Шлегель шел тем же путем, что и его брат. Но А. В. Шлегель отличался от брата более практическим складом ума, обладал склонностью к разработке конкретных вопросов истории литературы, поэтики, истории драматического искусства. Поэтому А. В. Шлегель оказал более значительное влияние на европейских романтиков.

А. В. Шлегель сформулировал тезисы романтической программы, намеченной Ф. Шлегелем. В 1798 году А. В. Шлегель в своих «Лекциях о философской теории искусства» формулирует тезисы, имевшие большое значение для реакционного романтизма, в частности, о романтизме как христианском искусстве и его связях с религией.

Выдающимися трудами А. В. Шлегеля являются циклы его лекций, прочитанных в Берлине и Вене:

  • «Об изящной литературе и искусстве»,
  • «О драматическом искусстве и литературе».

В берлинских лекциях он систематизирует взгляды йенских романтиков на искусство и литературу, формулирует понимание прекрасного как «символического изображения бесконечного». В лекциях, прочитанных в Вене, А. В. Шлегель развивает учение о двух типах искусства, в частности, драмы: античном, которое А. В. Шлегель называет «пластическим», и современном – «живописном».

Драматическую драму А. В. Шлегель характеризует как «большую картину», где кроме движений и контуров основных групп запечатлено окружение персонажей, а также дана зрительская перспектива. Ориентиром для романтиков А. В. Шлегель называет У. Шекспира. По мнению А. В. Шлегеля, он является образцовым художником и как мастер исторической драмы. Высоко оценивая роль Шекспира, А. В. Шлегель критикует французский классицизм, в частности, Мольера и Расина, утверждая, что классицистское искусство лишено эстетической полноценности.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot