В этой статье драматические техники будут рассмотрены на примере трагедии известного французского драматурга Жана Pacинa «Aндpoмaxа» (1667 г.). Трагедия состоит из пяти актов и написана александрийским стихом.
Основными лицами этого произведения являются:
- Орест (Пилад) – сын царя Микен
- Гермиона (Клеона) - дочь Елены и царя Спарты Менелая, невеста Пирра
- Пирр (Феникс) – царь Эпира
- Андромаха (Цефиза) - вдова Гектора, пленница Пирра, в которую он влюблен
В скобках приведены наперстники этих героев. Еще одним немаловажным персонажем произведения является Acтиaнaкc – сын Андромахи, он не появляется на сцене, однако играет важную роль в мотивах трагедии. Этот список персонажей также имеет следующее свойство – каждый вышестоящий персонаж влюблен в нижестоящего, например, Орест любит Гермиону, Гермиона Пирра, Пирр Андромаху. Андромаха любит только сына.
Всю ситуацию определяет поведение Андромахи. Для того чтобы эта цепь замкнулась нужен Астианакс, который является объектом притязаний Ореста. Каждый поступок Opecтa определяет поведение Aндpoмaxи, a вслед за ней – поведение остальных звеньев цепи.
Краткий сюжет
Действия трагедии происходят в столице Эпира после Троянской воны. К царю Пирру пожаловал Орест, у которого для царя есть особое сообщение: греки возмущены тем, что царь приютил у себя жену Гектора Андромаху и ее сына Астианакса. Однако главная причина, по которой Орест приехал к Пирру вовсе не греческое послание, а его сильная любовь к Гермионе, которая недавно стала невестой Пирра. Гермиона же в свою очередь любит Пирра, однако сам царь не сильно увлечен ею. Пирр желает любви Андромахи, которая переживает только за судьбу своего сына. Пирр угрожает отдать сына Андромахи грекам, если она не выйдет за него замуж.
Гермиона все еще любит Пирра, поэтому не отвечает взаимными чувствами Оресту. Орест приходит к Пирру для того, чтобы попросить у него разрешение увести Гермиону, он был уверен, что царь ее не любит и позволит это сделать. Однако Андромаха не дала Пирру точного ответа по повожу женитьбы, поэтому Пирр, вне себя после разговора с Андромахой, заявляет, что решил отдать ребёнка грекам и жениться, наконец, на Гермионе. Андромаха испугалась за сына и соглашается выйти замуж за Пирра. Царь пообещал, что в случае жениться он усыновит Астионакса и как только это произойдет Андромаха запланировала покончит жизнь самоубийством, для того что бы не жить с нелюбимым человеком. Гермиона вне себя от ярости жаждет мести, за свои унижения. Она договаривается с Орестом об убийстве царя, она уверяет его что уедет вместе с ним после убийства.
Орест возвращается и сообщает о смерти царя, однако Гермиона порицает Ореста за такой поступок, она одумывается и убивает себя кинжалом над трупом Пирра. Оресту сообщают, что разъяренная толпа под руководством Андромахи движется в сторону Ореста для того, чтобы отомстить «за мужа нового». Поначалу Орест отказывается уезжать, но узнав о самоубийстве Гермионы, он теряет рассудок, падает без сознания, и его друг Пилат уносит его из дворца. Власть переходит в руки Андромахи.
Основные элементы сюжета
В развитии сюжета выделяются следующие основные этапы:
- исходное положение или завязка (акт I)
- первая преграда, Пирр соглашается на брак с Гермионой (aкт II, явления IV и V, акт III)
- подготовка развязки, Андромаха соглашается на брак с Пирром, Гермиона требует мести (акт IV)
- катастрофа – гибель героев (aкт V)
Борьба противоположных чувств в драматическом действии
Борьба противоположных чувств главных героев и есть главные мотив развития драматического действия и главная тема произведения. Противоположные чувства Андромахи – это любовь к Астианаксу и не любовь к Пирру, для Пирра это противоречие заключается в любви к Андромахе и в то же время готовность отдать ее сны грекам в случае если она откажется выйти за него замуж, Гермиона испытает так же два противоположных чувства – любовь к Пирру и жажду отомстить ему, Орест в свою очередь любит Гермиону и хочет избежать кровопролития.
Все персонажи классической трагедии (кроме второстепенных персонажей) демонстрируют ситуацию борьбы противоположных чувств. Это прослеживается в их монологах. Классическая трагедия всегда была представлена в стихотворной форме, всегда писалась Александровским стихом. Таким образом весь лиризм произведениях хорошо прослеживается в монологической речи персонажей.
Единство времени и единство места в классической трагедии
Для классической трагедии характерным является простота системы персонажей, они чаще всего объединены единым интересом, в результате чего происходит экономия в эпизодах. В этой классикой трагедии мы можем наблюдать декламационный ход, герои говорят свои монологи и реплики, но не играют на сцене, иными словами все главные события такие как брак, убийство, самоубийство свершаются за сценой, информацию об этих событиях мы получаем из сообщений. Вход и выход героев на сцену не имеет никакого мотива. Достаточно сложно в данной ситуации определить где все-таки происходит все действие этой трагедии, предположительно это может быть одна из комнат во дворце царя Пирра.
Так как в трагедии используется принцип единства времени, то время действия так же становится отвлеченным. Невозможно определить какой промежуток времени проходит от одного акта до другого. Канонически считается что все события должна происходить на протяжении 24 часов, если это так, то события трагедии происходят слишком быстро и необъяснимо, например, если действительно все события укладываются в 24 часа, то за один день Пирр несколько раз меняет свое мнение по поводу жениться, а также в этот же день он еще успел пожениться. С другой стороны, возможно, автор осознанно отказывается от временного мотива.
Этот пример дает представление об общих приемах сюжетного развёртывания. В XIX веке уже происходит упрощение сюжета, усиливается роль реалистического элемента, в сюжете и диалогах видно больше реальных мотивов, входы и выходы так же мотивированы, а главные события происходят не за сценой, а на ней, присутствует игра актеров.