Драма – это литературное произведение с серьезным сюжетом, написанное в диалогической форме для исполнения на сцене.
Понятие драмы
Драматические произведения так же, как и эпические, воссоздают ряды событий, взаимоотношения и поступки людей. Драматург, как и автор эпического произведения, подчиняется так называемому закону развивающегося действия. Однако в драме, в отличие от эпоса, отсутствует развернутое повествовательно-описательное изображение, а собственно авторская речь здесь является вспомогательной и эпизодичной. Это списки действующих лиц произведения, которые иногда сопровождаются краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, комментарии к репликам персонажей, указания на их движения, интонации, жесты, мимику, а также описания обстановки в начале эпизодов и актов. Все перечисленное является побочным текстом драматического произведения. Основным текстом драматического произведения является цепь высказываний действующих лиц, их монологов и реплик. Этим объясняется некоторая ограниченность художественных возможностей драматического произведения.
Драматург использует только часть предметно-изобразительных средств, доступных автору эпопеи, романа, повести или новеллы. Характеры действующих лиц в драме раскрываются с меньшей полнотой и свободой, нежели в эпосе. При этом драматург, в отличие от автора эпоса, вынужден ограничиваться объемом словесного текста, отвечающего запросам театрального искусства. Время действия, изображаемого в драме, должно уместиться в строго определенные рамки сценического времени, как правило, не более трех-четырех часов. Это требует соответствующего размера текста драматургического произведения. одновременно с этим автор пьесы имеет существенные преимущества перед автором романов и повестей. В драме один изображенный момент плотно привыкает к соседнему. На протяжении всего эпизода время событий, воспроизводимых драматургом, не растягивается и не сжимается. Действующие лица драмы обмениваются репликами без заметных временных интервалов и, как отмечал К. С. Станиславский, их высказывания составляют непрерывную линию. Таким образом, если в повествовании действие фиксируется как что-то прошедшее, то целью диалогов и монологов в драматическом произведение является создание иллюзии настоящего времени. между тем, что изображается автором в драме, и читателем не посредника в лице повествователя, действие воссоздается с максимальной непосредственностью, будто протекает перед глазами читателя.
Драматические произведения ориентированы на требования сцены. Спектакль воздействует на людей напрямую. По словам А. С. Пушкина, назначение драмы – воздействовать на множество и занимать его любопытство.
Драма стремится к внешне эффектной подаче изображаемого. Образность драмы броская, гиперболическая, театрально-яркая. Такое свойство сценического искусства неизбежно оставляет печать на поведении героев драматических произведений.
Античные трагедии и комедии, пьесы У. Шекспира, В. Гюго, Ф. Шиллера, драматические произведения классицизма отличаются обилием гипербол.
В 19-20 веках в литературе преобладало стремление к жизненной достоверности. В этот период условности, характерные для драмы, стали менее явными и часто сводились к минимум. У истоков этого явления стоит «мещанская драма» 18 века, основателями и теоретиками которой были Г. Э. Лессинг и Д. Дидро. произведения известных драматургов 19-20 века, таких как А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, отличаются максимальной достоверностью описываемых жизненных форм. Однако и при такой установке драматургов на правдоподобие психологические, сюжетные и речевые гиперболы все равно сохранялись. Даже в драматурги А. П. Чехова, которая отличается максимальным «жизнеподобием», дают о себе знать театрализующие условности.
Виды драмы:
- драма (жанр)
- трагедия
- пьеса для чтения
- комедия
- иеродрама
- мелодрама
- фарс
- мистерия
- водевиль
В искусстве драма имеет две формы – театральную и литературную. Драматическое произведение, являясь основой спектаклей, воспринимается и читающей публикой. Однако так было не всегда. Отделение драмы от сцены происходило постепенно, в терние целого ряда столетий, и завершилось сравнительно недавно, в 18-19 веке.
Образцы драматургии, имеющие сейчас всемирное значение, в момент их создания не осознавались в качестве литературных произведений и существовали исключительно в составе сценического искусства. Современники не воспринимали У. Шекспира, Ж. Б. Мольера в качестве писателей. Драмы стали интенсивно читаться только начина сов торой половины 18 века. в 19 веке литературные достоинства драмы ставились выше сценических.
История возникновения драмы
Первобытный элемент драмы имел тенденцию к превращению в самостоятельное представление уже в крито-микенсую эпоху. Однако в качестве самостоятельного художественного произведения драма зародилась лишь в Греции не ранее 6 века до нашей эры и выражалась в форме трагедии и комедии.
Аристотель говорит о том, что трагедия происходит от «запевал дифирамба».
Дифирамб – хоровая песня в честь Диониса.
Дифирамбы исполнялись хором, состоявшим из пятидесяти человек. Постепенно дифирамб превратился в литературную форму. Следовательно, трагедия возникла из поочередного пения хора и запевал. Таким образом, это уже является началом диалога – необходимого элемента драмы. Постепенно запевала становится актером, а основой трагедии является хор. Эволюцию хора в классической греческой драме можно проследить на примере трех величайших античных трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида.
Таким образом, обрядовые песнопения относятся к культу Диониса, который отличался экстатическим характером и предоставлял обширные возможности для воображения.
Так же Аристотель говорит о том, что трагедия произошла из сатировской игры. Сатиры – это человекоподобные демоны, имеющие козлиные копыта, рога, всклокоченную шерсть на ногах и бороду. Козел имел ближайшее отношение к культу Диониса, который часто представлялся в виде козла. Само слово трагедия» в переводе с греческого означает «песнь о козлах» или «песнь козлов».