Понятие термина «социалистический реализм»
Термин «социалистический реализм» впервые был использован в 1932 году И. Гронским. В. Кирпотин и И. Гронский усиленно пропагандировали этот термин, который был распространен и на прежние произведения советских писателей, признанные партийной критикой – все эти произведения стали примерами соцреализма, начиная с роман «Мать» М. Горького.
Определение понятия социалистического реализма, которое было дано в первом уставе Союза писателей СССР, оставалось исходным пунктом для дальнейших интерпретаций.
Соцреализм определялся как основной метод советской литературы и литературной критики, требующий от художника исторически-конкретного, правдивого изображения реальной действительности в ее революционном развития. А историческая конкретность и правдивость художественного изображения реальной действительности должны сочетаться с задачей идейного воспитания в духе социализма.
Начало творческой деятельности Д. Лукача
Венгерский философ, литературовед, эстетик Дьердь Лукач родился в 1885 году в Будапеште. Отец писателя был директором государственного банка. Лукач изучал философию и право в университетах Будапешта, Гейдельберга и Берлина. Лукач был близок М. Веберу и Г. Зиммелю. На творчество Лукача оказали влияние идеи представителей немецкого идеализма, в частности, В. Дильтей, Г. Риккерт. Это влияние сказалось на первых литературоведческих работах Лукача:
- «История развития современной драмы»,
- «Душа и форма»,
- «Теория романа».
Дьердь Лукач рано отошел от идеализма. Во время Первой мировой войны он сблизился с революционными марксистскими группа. В 1918 году Лукач вступил в Венгерскую компартию, был назначен народным комиссаром по вопросам культуры. После падения коммунистического режима Лукач эмигрировал в Австрию. Здесь он сблизился с «левыми коммунистами».
В 1920 году вышла статья Дьердя Лукача «К вопросу о парламентаризме», которую В.И. Ленин подверг критике.
В 1923 году в Вене Лукач написал свою наиболее известную работу «История и классовое содержание». В этой работе содержится новый взгляд на марксистскую философию, который во многом противоположен господствовавшей в идеологии и коммунистических, социал-демократических партий.
Д. Лукач возродил концепцию отчуждения, которая содержалась в ранних работах К. Маркса. В трактовке понятия «отчуждения» Лукача содержится отпечаток гегельянства. Писатель отрицал экономический детерминизм, отождествление практики с промышленностью и экспериментом, применимость диалектики к природе. Лукач считает, что в пролетарском сознании, которое стихийно и самостоятельно преобразует действительность, преодолевается и противоречие между практикой и теорией.
Идеи Д. Лукача в коммунистических кругах были объявлены идеалистическими и были раскритикованы. В 1930-х годах Д. Лукач публично осудил собственные «гегельянские ошибки». Но несмотря на это, его книга «История и классовое содержание» впоследствии стала одним из основных источником западного неомарксизма (Э. Фромм, Г. Маркузе, франкфуртская школа, югославская группа «Праксис» и т.д.).
В 1920-е годы Лукач написал книги «Мозес Гесс и проблема идеалистической диалектики», и «Ленин». Позже, в автобиографической публикации «Мой путь к Марксу», написанной в 1933 году, Лукач говорит о гуманистических истоках своего социалистического мировоззрения.
В период с 1931 по 1933 гг. Дьердь Лукач находился в Берлине. Здесь он принимал активное участие в борьбе коммунистов против социал-демократии и нацизма. Одновременно Лукач вел дискуссии с леворадикальными деятелями немецкой культуры (Э. Пискатором, В. Брехтом и др.) по проблемам эстетики революционного искусства.
Теория реалистического искусства в работах Д. Лукача
В 1933-1945 гг. писатель жил в Москве. Он был научным сотрудником Института философии Академии Наук СССР, сотрудничал в журналах «Интернациональная литература» и «Литературный критик». В эти годы единомышленником писателя был литературовед и философ М. А. Лифшиц.
В этот период Лукач написал несколько книг:
- «Исторический роман»,
- «Литературные теории 19 в. и марксизм»,
- «Гете»,
- «К истории реализма»,
- «Немецкая литература в эпоху империализма»,
- «Ответственность писателей».
В этих работах Д. Лукач выступает против «вульгарного социологизма» и «формализма», обосновывает теорию реалистического искусства.
В 1948 году в Цюрихе была опубликована работа «Молодой Гегель».
В 1945 году Д. Лукач вернулся в Венгрию, стал депутатом парламента. Лукач публиковал многочисленные статьи, в которых поднимал вопросы культуры и политики. И хотя Лукач и стоял на коммунистических позициях, его критиковали за неясность классовой позиции. Д. Лукач придавал большее значение борьбе против фашизма, чем против капитализма. В эти годы Лукач опубликовал ряд работ, среди которых «Очерки по истории новой немецкой литературы» и «Проблемы реализма».
В работе «Разрушение разума» Д. Лукач рассматривает философский иррационализм как идейный источник фашизма.
Последние работы Д. Лукача
После роспуска венгерской коммунистической партии Д. Лукач не вступил в новую партию ВСРП. За это его обвинили в ревизионизме. Но писатель продолжал заниматься литературной и научной деятельностью. Лукач в условиях либерализации коммунистического режима был признан одни из виднейших теоретиков современного марксизма.
Результатом исследований Д. Лукача в сфере эстетики стали работы последнего периода его жизни: «Эстетика. Специфика эстетического», «Особенное как центральная категория эстетики». В этих трудах Дьердь Лукач отстаивает принципы реализма в искусстве с точки зрения «ленинской теории отражения». Позиция Лукача была многими расценена как отступничество от его прежних идей.
Последняя работа Д. Лукача «Онтология общественного бытия» осталась неоконченной. Творческое наследие писателя по сей день является предметом дискуссий. Одни исследователи считают Лукача сторонником гуманистического социализма, а другие – апологетом и догматиком сталинизма.