Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дело Рейхлина и «Письма темных людей»

Определение 1

Обскурантизм — это враждебное отношение к науке, просвещению и прогрессу.

Дело Рейхлина

В Германии в конце 15 веке развернулась борьба между гуманизмом и средневековым мировоззрением. Эта борьба достигла высшей точки своего развития в начале 16 века и нашла свое острое литературно-сатирическое выражение в книге «Письма темных людей».

Иоганн Рейхлин – выдающийся ученый своего времени. Он обрел широкую популярность благодаря своим глубоким познаниям в области филологии. Кроме того, Рейхлин известен как переводчик древнегреческих авторов (например, Лукина, Ксенофонта и т.д.) на латинский язык.

Будучи юристом, Рейхлин служил у герцога Вюртембергского. Вместе с ним он совершил поездку в Италию, где познакомился с итальянскими гуманистами (Полециано, Фичино). Мирандола, известный знаток еврейских древностей, познакомил Рейхлина со священными книгами иудеев. Рейхлин, заинтересовавшийся древнееврейским языком, в дальнейшем становится выдающимся гебраистом – специалистом по древнееврейской филологии. Рейхлин написал еврейскую грамматику, изучил Кабалу и Талмуд, перевел с еврейского часть Библии, подчеркнув неточность канонического текста Вульгаты. Тем самым он положил начало критическому отношению к Ветхому и Новому Завету.

Критический взгляд Рейхлина на Священное писание и его занятия еврейской филологией привели кельнских обскурантов в раздражение. В 1507 году Пфеффекорн, принявший христианство и стоявший близко к кельнским обскурам, издал книгу «Еврейское зеркало», где всеми способами поносил своих бывших единоверцев. Затем вышло еще два сочинения, которые носили характер открытого доноса. Сочинения были адресованы императору Максимилиану с призывом к уничтожению еврейских священных книг. Император решил заслушать мнение авторитетных ученых. В числе ученых, привлеченных к рассмотрению этого вопроса, был и Рейхлин. Все эксперты подержали Пфеффекорна либо дали уклончивые ответы. Лишь один Рейхлин высказался за сохранение священных книг, так как отлично понимал их культурное значение. Такое поведение привело обскурантов в ярость. В 1511 году Пфеффекорн издал памфлет «Ручное зеркало», направленный против Рейхлина. Рейхлин ответил на клевету сочинением «Глазное зеркало». Ответ Рейхлина произвел неизгладимое впечатление на немецких гуманистов. Тогда Пфеффекорн обратился за поддержкой к богословам, которые обвинили Рейхлина в ереси и потребовали от него отречения от своих взглядов. В 1513 году Рейхлин выступил с «Откровенным признанием». Затем вышло сочинение «Защита против моих клеветников», в котором ученый обращается к императору с просьбой о защите от бесчестных врагов. Конфликт Рейхлина с обскурантами взбудоражил Германию. Многие гуманисты приняли сторону Рейхлина.

«Дело Рейхлина и «Письма темных людей»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Борьба гуманистов со средневековой идеологией

Борьба между гуманизмом и средневековым мировоззрением – это своеобразное выражение классовой борьбы. Но «Письма темных людей» не являлись исключительным документом того периода. Это произведение является лишь наиболее компактным выражением этой борьбы среди многочисленных аналогичных по характеру и форме произведений гуманистов. Литературное творчество в эпистолярной форме в тех условиях было широко распространено. Письма знаменитых людей были доступны не только адресатам, но и всей образованной публике. Письма часто затрагивали глубокие литературные, научные и политические вопросы. К подобным письмам относятся:

  • письма Пиркгеймера;
  • письмо Агриппы Неттесгейма к Иоганну Цезарию;
  • письма гуманистов по поводу спора между Рейхлином и обскурантами.
Замечание 1

В 1514 году письма гуманистов были изданы в виде отдельного сборника.

Кроме подобных писем, «Письмам темных людей» предшествовало широкое распространение литературных произведений в форме сатиры («Корабль глупцов» С. Бранта, «Обструганный Экк» Пиркгеймера, «Главное зеркало» Рейхлина, «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамского и т.д.). Эти произведения находились в определенной связи с идеей «Писем темных людей» и были этапом в развитии борьбы гуманистов со средневековой идеологией. Указанные произведения подготовили условия для появления «Писем темных людей». Сами же «Письма темных людей» стали выражением обострившейся борьбы, продолжение давно начатого дела.

«Письма темных людей» появились в разгар борьбы Рейхлина против обскурантов. По выражению «Писем», в процессе этой борьбы весь образованный мир раскололся на две группы: на обскурантов и рейхлинистов (гуманистов).

«Письма темных людей» как средство борьбы гуманистов со средневековой схоластикой

«Письма темных людей» состоят из двух частей. Первая часть, состоящая из 41 письма, вышла в 1515 году. В середине 1516 года вышло третье издание первой части, куда вошли еще 7 писем-дополнений. В 1517 году вышла вторая часть. Туда вошло 62 основных и 8 дополнительных писем. Всего в сборник входит 118 писем (за исключением нескольких писем, которые вошли в сборник в поздних изданиях).

«Письма темных людей» - это прямое продолжение борьбы гуманиста Рейхлина с обскурантами. Эта борьба обострилась в 1509 году в связи со спором о еврейских книгах между Рейхлином и Пфеффекорном. Этот спор усилил давнюю борьбу. Главной целью «Писем темных людей» была защита Рейхлина и сокрушение авторитета противника – представителей позднего церковно-схоластического направления. Именно поэтому идея защиты дела Рейхлина красной нитью проходит через все письма. Практически в каждом письме в различной форме содержится упоминание о деле Рейхлина.

Вопрос об авторстве «Писем темных людей» вызывает споры. Несомненно то, что «Письма» - это результат коллективного творчества гуманистов. Считается, что главным автором первой части является К. Рубеан. Именно ему принадлежит идея создания «Писем». В составлении «Писем темных людей» принимали участие и другие гуманисты, в числе которых:

  • Г. Буш,
  • Г. фон Нуэнар,
  • Я. Фукс,
  • Э. Гесс,
  • Рейхлин и т.д.
Замечание 2

Темными людьми гуманисты называли представителей позднего церковно-схоластического направления.

Автором второй части и дополнений к первой является У. фон Гуттен.

Как уже отмечалось, «Письма темных людей» - это литературно-сатирическое выражение борьбы немецкого гуманизма с церковно-схоластическим мировоззрением. Поэтому на основе только этого произведения судить о гуманизме и церковно-схоластической науке без исторической критики нельзя.

При оценке немецкого гуманизма по «Письмам темных людей» следует иметь в виду, что они стали оружием борьбы одной стороны против другой. Своеобразие «Писем» как источника заключается в том, что в них взгляды гуманистов не излагаются позитивно. Часто гуманисты излагают свои взгляды косвенно, что ярко проявляется в «Письмах темных людей». Составители писем часто устами обскурантов восхваляли те поступки и положения, против которых они вели борьбу. Также в «Письмах» есть такие примеры, когда идеи, порицаемые обскурантами, являлись положительными идеями гуманизма. Вместе с эти «Письма темных людей» были средством распространения гуманистических идей.

Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot