Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Человеческие пороки в комедиях Жан-Батиста Мольера

Определение 1

Фарс – это комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами.

Тема лицемерия в комедии «Тартюф»

Комедии Ж. –Б. Мольера можно разделить на две группы, отличные по характеру комизма, художественной структуре, интриге и содержанию в целом:

  • Бытовые комедии с фарсовым сюжетом, написанные прозой, одноактные или трехактные. Комизм этих комедий – комизм положений. К ним относятся: «Смешные жеманницы», «Брак поневоле», «Сганарель, или Мнимый рогоносец», «Блудни Скалена», «Лекарь поневоле»);
  • «Высокие комедии», написанные большей частью стихами. Они состоят из пяти актов. Комизм этих произведений – интеллектуальный комизм, комизм характера. К этому типу относятся: «Дон Жуан», «Тартюф», «Ученые женщины», «Мизантроп».

В середине 1660-х годов писатель создает свои лучшие произведения, в которых критикует пороки дворянства, духовенства и буржуазии. И первым из этих произведений стала комедия «Тартюф, или Обманщик». Тема лицемерия, повсюду наблюдавшегося в общественной жизни, давно привлекала Мольера. В «Тартюфе» он обратился к наиболее распространенному в то время виду лицемерия – религиозному. Комедию Мольер писал, основываясь на наблюдениях за деятельностью «Общества святых даров», тайного религиозного общества, покровительство которому оказывала сама Анна Австрийская. Членами этого общества были Перефикс, Ламуаньон, князья церкви, буржуа и дворяне. Деятельность организации была окружена величайшей тайной. Главной задачей общества была борьба с безбожием и вольнодумством. Члены общества имели доступ в частные дома и выполняли функции тайной полиции, осуществляя негласный надзор за подозреваемыми. Они собирали факты, которые якобы доказывали виновность подозреваемых, и на этом основании выдавали мнимых преступников властям. Члены организации проповедовали аскетизм и суровость в нравах, негативно относились к светским развлечениям, особенно к театру, преследовали увлечение модой. Ж.-Б. Мольер наблюдал, как члены этого общества умело и вкрадчиво втираются в чужие семьи, подчиняют людей, завладевая их волей и совестью. Именно это и подсказало писателю сюжет пьесы. А характер Тартюфа сложился из типичных черт, свойственных членам тайного религиозного общества.

«Человеческие пороки в комедиях Жан-Батиста Мольера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тартюф – это не просто воплощение лицемерия как порока, это социально-обобщенный тип. В комедии он не одинок: лицемерны и слуга Тартюфа Лоран, и госпожа Пернель, и судебный пристав Лояль. Они прикрывают благочестивыми речами свои неприглядные поступки и тщательно следят за поведением других. Мнимая святость и смирение создают характерный облик главного героя комедии.

Однако Мольер в «Тартюфе» не только разоблачает лицемерие. Он поднимает важный вопрос: почему Оргон так легко позволил обмануть себя? Он уже немолод, не глуп, отличается крутым нравом, но все же поддался популярной моде на благочестие.

Комедия имела большое общественное значение. В «Тартюфе» писатель изображает не частные внутрисемейные отношения, в вредный общественный порок. В «Предисловии» к пьесе писатель объясняет смысл произведения. Мольер утверждает общественное назначение произведения и заявляет, что главной задачей комедии является бичевание пороков. А порок лицемерия, по мнению Мольера, является одним из самых опасных. В комедии «Тартюф» писатель изображает картину того, что происходило во Франции. Лицемеры, доносчики, деспоты, мстители господствуют в стране, творят самые настоящие злодейства. Результатом их деятельности являются насилие и беззаконие.

Продолжение темы лицемерия в комедии «Мизантроп»

Комедия «Мизантроп» является безупречным воплощением высокой комедии. Эта пьеса лишена театральных эффектов. Здесь диалог полностью заменяет действие. Комедия создавалась во время сложных испытаний, выпавших на долю ее автора. Возможно, этим обусловлено и глубокое и печальное содержание комедии.

В «Мизантропе» Мольер противопоставляет два мировоззрения, две жизненные позиции. Альцест доведен до отчаяния: кругом измена, предательство, льстивость, плутни, несправедливость и лицемерие. Он не принимает законов светской жизни, которые заключаются в умении жить удобно, даже если для этого нужно угодничать, давать взятки. Альцест – смелый обличитель общества. Он не мрачный человеконенавистник, а благородная, прямодушная личность, воплощение суровой добродетели.

Другой философии придерживается Филинт. Он сдержан, холоден, рассудителен, осторожен. Филинт – воплощение компромисса. Он терпим к слабостям ближнего и считает, что светская учтивость является необходимым условием совместного существования людей, понимая, сколько лицемерия скрывается за этой учтивостью. Филинт понимает, что многое нужно изменить, но это невозможно сделать в одиночку. Он не мирится с низкими поступками, не дружит с подлыми людьми, ценит, защищает, жалеет Альцеста. Но Филинт – свой и в высшем свете, и в обществе Альцеста. Он умеет повернуться к людям своими привлекательными чертами, оградить себя от неприятностей и тревог. Филинт – не хороший, но и не плохой человек.

Прециозность в комедии «Смешные жеманницы»

«Смешные жеманницы» - сатирическая пьеса Мольера, в которой он высмеивает модный прециозный, салонно-аристократический стиль. Предметом сатиры писателя в этой комедии стали:

  • Приемы «деликатного обхождения» в быту;
  • Галантный жаргон, который заменяет общепринятый язык;
  • Нормы прециозной литературы (писатель называет имена мадемуазель де Скюдери, Ла Кальпренеда).
Замечание 1

Прециозная литература – это литературное направление, которое возникло в начале 17 века во Франции, в придворно-аристократической среде. Прециозная литература просуществовала до 1660-х годов.

Прециозность как литературное и социально-бытовое явление к середине 17 века уже не представляла собой нечто замкнутое в стенах аристократических салонов, став популярной не только в дворянских кругах, но и среди мещан. Мольер, с первых произведений боровшийся за оздоровление современной жизни, в «Смешных жеманницах» осмеивает не только уродливые, карикатурные подражания прециозности в мещанской среде, а и ложный взгляд на мир. Для Мольера прециозность – это ложное мировоззрение, противоречащее здравому смыслу. В своей комедии драматург противопоставляет истинный и ложный взгляд на мир.

Произведение Мольера оставило глубокий след не только в литературной, но и в общественной жизни, нанесло удар по прециозности как культурному и социальному явлению. Мольер в этой пьесе вступает на путь социальной сатиры. Именно с этого произведения он начинает развиваться как общественный писатель, поднимающий острые социальные проблемы.

Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot