Грязный реализм – это направление в литературе, возникшее в 1980-х годах в США, целью которого было детальное воспроизведение обыденных и порочных аспектов повседневной жизни.
Детство и юность Ч. Буковски. Начало творческой деятельности
Немецко-американский поэт, писатель, мастер коротких рассказов, романист Чарльз Буковски является одним из ярких представителей «грязного реализма». Его произведения оказали значительное влияние на культурную, социальную, экономическую жизнь США в 1980-е гг. Книги Ч. Буковски вызывали неоднозначную реакцию читателей и критиков. Его перу принадлежат такие известные романы как:
- «Почтовое отделение»;
- «Фактотум»;
- «Женщины»;
- «Хлеб с ветчиной»;
- «Голливуд»;
- «Макулатура».
Родился Генрих Карл Буковски в августе 1920 года в Германии. Чарльзом писателя стали называть после переезда в Америку. Семья сначала поселилась в Балтиморе, потом переехала в Лос-Анджелес. Чарльз по-английски говорил с сильным немецким акцентом, что вызывало злые насмешки и издевательства со стороны сверстников. Дома мальчику тоже было не сладко – отец издевался над ним физически и морально, избивал за малейший проступок. А мать, которая боялась навлечь гнев мужа, на страдания сына смотрела молча.
Позже, когда писатель рассказывал о своем детстве в фильме «Буковски: Рожденный таким», он отмечал, что жестокое обращение ему помогло в понимании природы боли и подтолкнуло к началу творческой деятельности. А депрессия, которая сменилась яростью, дала Чарльзу материал для произведений.
Чтение для юного Буковски было настоящей отдушиной, и на протяжении всей жизни оставалось любимым занятием. Чарльз посещал среднюю школу в Лос-Анджелесе, а все свое свободное время проводил в местной библиотеке. После окончания школы он поступил в городской колледж, посещал курсы по журналистике, литературе и искусству.
В начале Второй мировой войны Буковский переехал в Нью-Йорк, потом в Филадельфию. Здесь из-за немецкого происхождения Чарльз был арестован агентами ФБР и обвинен в уклонении от службы. Буковски провел в тюрьме 17 дней, после чего решил пойти в армию, но был признан непригодным из-за проваленного теста по психологии.
Еще в молодости в голове Буковски зародились мысли о карьере писателя. Однако первые шаги на этом поприще принесли начинающему писателю разочарование. После провала дебютных рассказов Буковски утратил веру в себя и отошел от творчества. Он постоянно пил, а отсутствие полноценного питания дополнительно изнуряло организм. В итоге Буковски оказался в госпитале с язвой желудка. Но даже выйдя из больницы он не оставил пагубной привычки.
В 1955 году Буковски снова взялся за перо и опубликовал ряд стихотворений в небольшом издании. Позже «Nomad» напечатал одно из самых известных эссе писателя «Manifesto: A Call for Our Own Critics».
Творчество Ч. Буковски в 1960 г.
В начале 60-х годов Ч. Буковски жил в Лос-Анджелесе, работал на почте. Его работами в это время заинтересовалось издание «Hearse Press», которое опубликовало несколько рассказов Буковски. Позже стихи писателя появились в литературном издании «The Outsider», а начиная с 1967 года Буковски стал вести собственную колонку в «Open City». Заметки из этой газеты составили основу сборника миниатюр «Записки старого козла».
В 1969 году Буковски стал сотрудничать с издательством «Black Sparrow Press». Он уволился с почты и полностью посвятил себя литературе. Меньше чем за месяц Буковски опубликовал роман «Почта». Произведение стало популярным в Европе и принесло писателю всемирную известность. С этого момента Буковски постоянно получал предложения от редакторов крупных компаний, но оставался верным небольшим издательствам. В этот период Буковски опубликовал две книги произведений малого жанра и три сборника стихов. В книгах «Самая красивая женщина в городе» и «Истории обыкновенного безумия» содержались биографические рассказы, укрепившие успех Буковски и подготовившие читателя к выходу романа «Фактотум».
Буковски окончательно сформировал свой фирменный стиль повествования, который отличался обилием просторечных, иногда даже грубых, слов и выражений, откровенными описаниями жизни героев. В равной мере эта манера была характерна и для прозы, и для поэзии писателя, и была очень востребована читателями, которые жаждали «грязных подробностей». Сборник стихов «Me and Your Sometimes Love Poems» и роман «Женщины» были восторженно встречены публикой. Произведения Буковски пользовались огромной популярностью, хорошо продавались, и это давало писателю стимул для дальнейшего творчества.
В конце 1960-х годов писатель вел разгульную жизнь и часто менял женщин. Несколько лет Буковски встречался с Линдой Кинг. Бурная жизнь с поэтессой отличалась постоянными скандалами, часто доходившими до драки. Буковски параллельно имел связи с множеством других женщин, что задевало чувства Л. Кинг. Именно с нее Буковски и начал роман «Женщины», в кортом раскрывает интимные подобности своей личной жизни. Героинями романа стали также страдавшая расстройством психики Лиза Уильямс, Амбер О'Нил, замужняя женщина, Памела Миллер Вуд, которую Буковски называл «рыжей потаскухой», поэтесса Джоанна Бул. По неизвестным причинам, места для третьей жены Буковски, Линды Ли Бегли, в романе не нашлось.
В 1970-1980-е гг. Буковски выпустил пять сборников поэзии и одну антологию. В 1982 году вышел самый «страшный» роман писателя – автобиографическое произведение «Хлеб с ветчиной». В этом романе писатель обращается к детству своего альтер эго, Генри Чинаски, и описывает издевательства отца и равнодушие матери.
В книге «Музыка горячей воды» Буковски возвращается к теме разврата и пьянства. В этой книге привычные сюжеты пронизаны удивительной откровенностью и нежностью. Позже писатель выпустил еще несколько поэтических сборников.
В 1989 году в романе «Голливуд» Буковски описывает процесс создания фильма «Пьянь». Прототипами главных героев этого романа стали известные режиссеры, актеры, сценаристы. Писатель правдиво и подробно описал картину закулисной жизнью, раскрыв неприглядные стороны быта и характера звезд.
В 1994 году, уже после смерти писателя, был опубликован его последний роман «Макулатура». Этот роман-детектив отличался от предыдущих произведений Буковски тем, что здесь нет отсылок к собственной биографии. Но произведение сохранило открытость и иронию, а также запоминающиеся, яркие характеры героев.