В образе Садко нашло свое отражение преломление веры людей Древней Руси в то, что поступая правильно, человек проживет свою жизнь достойно, получит должную награду.
Былина о Садко относится к былинам новгородского цикла – самого крупного цикла русского народного эпоса. Время появления цикла относят к XIII – XIV вв., когда осуществлялась централизация Русского государства, и Новгород был вторым по величине культурным и торговым центром древней Руси.
Сюжет былины
В начале былины Садко предстает перед читателем как бедный, но искусный гусляр:
Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестей пир
И третий не зовут на почестей пир
По том Садке соскучился.
Огорчённый Садко пошел к Ильмень–озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера появился Морской царь. Воспользовавшись бедственным положением Садко, Морской царь, сказав, что утешен игрой гусляра, выступая в роли беса-соблазнителя, подсказывает бедному гусляру, каким образом можно обогатиться «ударив о велик заклад» с новгородскими купцами.
В то же время Садко стремится построить корабли, чтобы начать торговлю с заморскими странами. Получив отказ от Киева, он обращается к синему морю. В данном аспекте былина отражает особенности исторического развития Руси: прежде всего, подчиненность Новгорода Киеву, а также превращение Новгорода в крупный торговый центр, установление торговых взаимосвязей с другими странами.
После того, как Садко разбогател, Морской царь требует возврата долга. Морской царь радуется:
Садко «ионь весь пришел ко мне».
Садко не платил дань Морскому царю, и в обратном плавании ни бочки золота, ни серебра не помогают успокоить морскую бурю. Садко же понимает, что «заложил свою буйну голову», свою душу Морскому царю. Взяв гусли и образок Николая Угодника Садко спускается на дно морское.
Иначе говоря, в былине представлен едва ли не первый в русской литературе мотив о закладывании души дьяволу.
Сама былина пронизана едва ли не христианскими мотивами. В частности, христианской является трактовка взаимоотношений между Садко и Морским царем, который сначала привел своего героя к греху, тщеславию и похвальбе неправедно нажитыми богатствами.
У меня золота казна не тощится,
Дветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать - не похвастать бессчетной золотой казной...
Вводит Морской царь Садко и в грех азартных игр: битье об заклад – это безрассудное с духовной точки зрения употребление огромного состояния.
Важно добавить, что под влиянием христианства появляется в былинном тексте образ Николая Угодника, который приходит на помощь погибающему Садко. По совету святого Садко избавляется от дьявольских сетей, отказывается от блуда, а на собственные средства возводит соборный храм.
По сегодняшний день не существует единого мнения в отношении особенностей создания и восприятия былины. Отдельные исследователи полагают, что произведение повествует о различиях, различных взглядах, идеях, мнения, которые господствовали в российских средневековых городах. Другие, подчеркивают, что былина может выступать объяснением способа обогащения реального новгородского купца. Однако большая часть ученых сходится на том, что былина отражает противоборство языческих и христианских сил за человеческие души на начальных этапах становления христианства на Руси, в результате чего произведение пронизано христианским мотивами, содержит одновременно:
- и мифологические, дохристианские символы языческой Руси (Морской царь);
- и образы христианских святых (Николай Чудотворец).
Тот факт, что именно Николай Чудотворец помог Садко спастись, избежать сетей Морского царя символизирует мысль, что только христианство заботится о душах людей, их духовном благополучии.
Система ценностей в былине
Выступая ярким образцом народного творчества, былины Новгородского цикла, в том числе, и былина о Садко выступает средством репрезентации аксиологических модусов, ценностей русского народа, сохраняет в себе духовное тепло, которым жил на протяжении столетий русский народ.
По своей сути, былина выступает сказанием о славном прошлом Новгорода, своеобразным прославлением христианских ценностей и христианских святых как средства сохранения русской идентичности. Былина транслировала новым поколениям русских людей национальные духовные ценности, информацию о формальных и неформальных социальных нормах поведения, закрепленных в народном правосознании. Прежде всего, о приоритете духовных ценностей над материальными, о недопустимости похвальбы, нецелесообразного использования материальных благ. Содержит былина и осуждение азартных игр, которые привели к тому, что Садко заложил душу Морскому царю.
Иначе говоря, былина о Садко как и другие памятники русского народного фольклора выступает своеобразным «сводом законов, предписаний», регулирующим поведение личности.
Былина выступает результатом многовековых раздумий и наблюдений народа, отражением его надежд и опыта взаимоотношений, она становится не только средством передачи этого накопленного веками опыта, но и средством воспитания молодого поколения, социализации личности в соответствии с законами мирного сосуществования человека и природы.
В качестве основных ценностей, закрепленных в былине, следует назвать следующие:
- приоритет духовных ценностей над материальными;
- предприимчивость;
- трудолюбие, противопоставленное азартным играм, незаконным способам обогащения.
Таким образом, былина о Садко представляет собой яркий образец русского народного творчества периода централизации государства, в результате чего в тексте былины одновременно присутствуют как древние дохристианские верования, так и христианские мотивы. Сама былина отображает влияние христианства на становление национального миросознания с его смирением, приоритетом духовного над материальным.