Определение понятия «былина»
В литературоведении под понятием былина понимают древнерусскую, позже русскую народную эпическую песню о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.
Обычно былины писались тоническим стихом (основан на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно).
Русский этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров впервые ввел понятие былина в 1839 году. В «слове о полку Игореве» есть выражение «по былинам», которое интерпретировалось Сахаровым как «согласно фактам».
Историческая достоверность
Наиболее известными героями русских былин являются:
- Князь Владимир
- Илья Муромец
- Алеша Попович
- Дунай Иванович
- Сухман Долмантьевич
В отношении перечисленных героев имеются исторические сведения, указывающие на тот факт, что эти герои существовали на самом деле.
Князь Владимир - персонаж русского былинного эпоса, князь киевский отождествляется с Владимиром Святославичем - князем новгородским (970—988), князем киевским (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.
Илья Муромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина, так же упоминается в норвежских сагах XIII века и в немецкой поэме «Ортнит». В XVI веке немецкий путешественник Эрих Лассота сделал заметку о том, что видел гробницу Ильи Муромца в Софийском соборе в Киеве.
Алёша Попович, по историческим сведениям, служил у ростовских князей, затем перешел на службу в Киев и погиб в битве на реке Калке.
Дунай Иванович один из популярнейших богатырских образов в русских былинах, согласно историческим сведениям служил у князя Владимира Васильковича.
Былинный богатырь Сухман Долмантьевич соотносят с псковским князем Домантом.
Происхождение былин
На сегодняшний день существуют три основные теории, объясняющие происхождение русских былин:
- мифологическая теория
- историческая теория
- теория заимствований
Согласно мифологической теории былины это рассказы о явлениях стихии, богатыри в них отождествляются с древнеславянскими богами. Сторонниками этой теории являются О.Ф. Миллер, А. Н. Афанасьев.
Следуя исторической теории былины представляют собой след исторических событий. Эти события в последствии обросли народными преувеличениями и приукрашиваниями. Сторонники этой теории – Л. Майков, Квашнин-Самарин.
Согласно теории заимствований былины, имеют литературное происхождение. Эти заимствования моги быть как со стороны Востока, так и Запада.
Так или иначе, все эти теории составили одну смешанную теорию, согласно которой в былинах присутствует и народный быт, и история, и мифы, и западные и восточные заимствования.
Исследователи былинной литературы пытались классифицировать былины. Первоначально было предложено группировать былины по месту действия на киевские и новгородские. Те, кто выступал в защиту мифологической теории, предлагали делить богатырей на старших и младших. И только русский историк литературы М. Г. Халанский в конце XIX века предложил классифицировать былины по эпохам:
- дотатарскую
- времён татарщины
- послетатарскую
Текстовые особенности былин
Большинство былин написаны тоническим стихом. Количество слогов может быть разным, но количество ударений примерно одинаковое. Не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений.
Стих былины состоит или из хореев с дактилическим окончанием, или из смешанных размеров — сочетаний хорея с дактилем, или, наконец, из анапестов. Рифма в былинах отсутствует, ее заменяет созвучие и музыкальность стиха.
В тексте былин присутствует множество эпитетов, параллелизмов, сравнений и других поэтических фигур. Однако несмотря на такое изобилие ясность и естественность изложения не теряется.
Русские былины содержат в себе множество уникальных явлений:
- эпичность
- богатые подробности
- живой колорит
- яркие характеристики героев
- разнообразные исторические, мифические и бытовые элементы
В тексте былин можно встретить много архаизмов.
Сюжеты былин
Былинные сюжеты отличаются по степени сложности и схожести. Бывало и так, что определенные сюжеты использовались разными народами. В тех случаях, когда в нескольких литературных произведениях есть общий сюжет, то это можно объяснить нескольким способами:
- Во-первых, это может быть простое совпадение, сюжеты в этом случае каждым народом выработались самостоятельно, сюжеты отражают действительность и явления природы.
- Во-вторых, общие сюжеты могли быть унаследованы народами от общих предков.
- В-третьих, один народ мог позаимствовать сюжет у другого.
Сегодня стремления учёных, которые занимаются исследованием былин направлены на то, чтобы подвергнуть былины тщательному анализу, который окончательно должен указать что именно в былинах является собственность русского народа, а что было заимствовано у других народов.
Героическая сказка
Героическая сказка представлена такими произведениями народного творчества как:
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Иван – Медвежье Ушко»
- «Анастасия Прекрасная и Иван – русский богатырь»
- «Подземные царства»
- «Сказка о молодильных яблочках и живой воде»
- «Никита Кожемяка»
- «Звериное молоко»
- «Иван-царевич и Марья Краса Черная Коса» и другие.
Основу героических сказок составляют древние мифы, в них человек вступает в противоборство с силами стихий. В подобных сказках обычно описывается не одно конкретное событие из жизни главного героя, а его биография целиком.
Сказочный герой отличается своими необыкновенными способностями, например, невероятной силой, ловкостью. В сказке «Иван – Медвежье Ушко» говорится: «он может быть наполовину звериной породы, как Иван – Медвежье Ушко».
Противниками главного героя чаще всего выступают Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Морской царь. Они олицетворяют враждебные силы природы или загробный мир.
Сюжет героической сказки чаще всего складывается по определённому типу и включает в себя следующие основные компоненты:
- похищение красавицы
- призывание героя
- отправка на поиски
- змееборство
- триумфальное возвращение