Памфлет – это разновидность художественно-публицистического произведения, статья, брошюра резко обличительного характера.
Тема бунта и ослушания в поэме Мильтона
Большая историческая полоса развития английской художественной литературы эпохи Возрождения завершается творчеством Джона Мильтона. Связи поэта с той эпохой многообразны. Его произведения проникнуты духом борьбы за гражданские идеалы и героическим пафосом. Именно борьбе за гражданские идеалы Мильтон отдавал все свои силы.
Джона Мильтона называют поэтом мысли, поэтом раздумий о природе человека, о сущности жизни. С самого начала его поэзия была серьезна. Однако все, что было им написано за сорок лет, меркнет по сравнению с поэмой «Потерянный Рай», величайшим творением поэта. Мильтон мечтал о восстановлении личной нравственности, о возрождении общественных идеалов.
В основе сюжета поэмы «Потерянный Рай» лежат библейские легенды. Именно поэтому произведение причислили к книгам благочестивого характера. Поэму Мильтона рассматривали как поэтическое переложение Библии. И лишь в начале 20 века по-настоящему разобрались в смысле величайшего творения поэта. Как оказалось, «Потерянный Рай» отклоняется от церковного вероучения, а порой и вовсе вступает с ним в прямое противоречие.
В литературных произведениях Мильтона и его мировоззрении сочетались две тенденции:
- Пуританская религиозность;
- Следование гуманистической идеологии Ренессанса.
Поэма Мильтона начинается с описания войны между адом и небом. С одной стороны – бог, ангелы, архангелы, с другой – Сатана, падший ангел, а также духи зла Мамона, Вельзевул и весь синклит чертей и демонов. На первый взгляд, все понятно и просто. Однако стоит вчитаться в речи представителей стороны зла, как оказывается, что ясность была мнимой. Духи, низвергнутые с небес, задумали восстание против бога. Следует обратить внимание на то, как они именуют его. Для низвергнутых в адскую бездну «Государь», «Царь небес» - тиран и деспот. Для Мильтона – пуританина бог был высшей святыней. Но для Мильтона – революционера всякая единоличная власть невыносима.
В поэме Мильтона немало строк, которые нарушают четкую логику библейских преданий. Так, в сознании поэта уживаются противоположные представления. Бог – это воплощение высшего блага, а Сатана и его приспешники – исчадия ада. Но в то же время для Мильтона бог – небесный царь, и в таком качестве он ассоциируется с ненавистными поэту земными правителями. В этом случае поэт сочувствует тем, кто восстает против самодержавной власти.
В «Потерянном Раю» есть еще одно противоречие. Поэт восхищается непокорством Сатаны в такой же степени, в какой выражает непримиримость к любой тирании, неважно, небесной или земной.
В первых книгах яркий контраст между силами ада и силами неба символизирует противостояние добра и зла в жизни. Но центральной темой поэмы «Потерянный Рай» оказывается отражение этой борьбы в человеческом сердце. Данная тема со всей определенностью выражается в беседах падших ангелов, которые обсуждают, как им продолжать борьбу после поражения. И Сатана узнал, что бог собирается создать новый мир и новое существо – человека. И тогда он ставит перед собой новую цель, которая позволит злу восторжествовать – совратить человека с истинного пути, с пути добра.
В религиозной мифологии Сатана – воплощение сил, которые губят человека. Мильтон поднял наивные представления о природе человека на новую высоту.
Символический смысл истории Адама и Евы
Символический смысл имеет история Адама и Евы. В этой истории противопоставляются два состояния человечества: райское существование, которое было изначально, когда люди не знали пороков, были невинны и чисты, и жизнь после грехопадения. Мильтон следует библейской легенде и утверждает, что человечество стало порочным именно с того момента, когда они вкусили запретный плод с дерева зла и добра. И здесь тоже сказалась двойственность мировоззрения Мильтона. Согласно библейской легенде, Адам и Ева совершили грех. Однако Мильтон, будучи человеком большой культуры, не мог признать грехом знание. По мнению поэта, блаженство рая – лишь иллюзия, которая не соответствует природе человека, так как в человеке все духовное и телесное должно быть в гармонии.
Так, жизнь Адама и Евы в Раю была бестелесной, что видно в их любви. А с познанием добра и зла они ощутили свою телесную природу. Однако чувственность не смогла уничтожить в них духовность. И это лучше всего проявляется в том, что Адам, узнав о поступке Евы, принимает решение разделить вину с ней. И он это делает из любви, а его сочувствие и любовь укрепляют чувства Евы к нему.
Философия Мильтона нашла выражение в речи Адама после того, как они были изгнаны из рая. Адам успокаивает Еву, помышляющую о самоубийстве, речью о ценности жизни. При этом он признает, что теперь они обречены на испытания и муки, в полной мере осознавая все опасности и трудности земной жизни, так отличающегося от райского блаженства. Но даже при всех трудностях жизнь Адама нельзя назвать безрадостной.
Труд и деятельная жизнь – именно в этом видит Мильтон предназначение человека, и не считает это проклятием. Мильтон неоднократно поправляет Библию с позиции гуманизма. Поэт утверждает достоинство и жизнь человека.
Поэма «Потерянный Рай» является своего рода поэтической энциклопедией. Поэма отличается возвышенным стилем. Речи персонажей произведения звучат торжественно и величественно. И каждая из речей – это пространный монолог, проникнутый особым пафосом, так как каждый говорящий осознает значительность происходящих событий. Но пышное красноречие Мильтона имеет разные тональности, что видно при сравнении медленных речей Бога, яростных призывов Сатаны, поучительного тона архангелов, нежной речи Евы и исполненных достоинства монологов Адама. Сатана при этом, как предводитель падших ангелов, обладает особой харизматичностью, выступая в роли змея-искусителя, он проявляет незаурядную хитрость и своеобразную логику.
Особое впечатление производят пейзажи Мильтона. В них ощущается поистине космический размах, который соответствует содержанию произведения.