Нигилизм – это философия, ставящая под сомнение либо отрицающая общепринятые идеалы, нормы, ценности и фундаментальные понятия.
История создания и жанровая специфика произведения
Чака Паланика называют «королем контркультуры». Его произведения всегда воспринимались как вызов, порождали горячие споры. Самым известным и самым провокационным произведением Паланика является роман «Бойцовский клуб», после его экранизации Д. Финчером Паланик получил мировую известность. Главные герои этого романа стали примером для подражания, что привело к шокирующим последствиям.
Первый роман Ч. Паланика «Бессонница» не был дописан, но некоторые идеи этого произведения писатель использовал в романе «Бойцовский клуб». Второй роман- «Невидимки» - был отвергнут издателями за чрезмерный цинизм и натурализм.
«Бойцовский клуб» изначально был небольшим рассказом, затем сюжет вырос в полноценный роман.
Идея романа возникла после того, как однажды Паланик во время отдыха на природе ввязался в массовую драку.
После издания романа писателя часто спрашивали о том, где находится бойцовский клуб. Паланик отвечал, что эта организация – плод его вымысла. Но известно, что писатель в юности состоял в «Обществе Какофонии», участники которого в состоянии алкогольного опьянения занимались мелким хулиганством. Паланик подчеркивает, что не является прототипом Тайлера Дердена и отмечает, что реальным прототипом этого персонажа был его друг Джефф, который «проделывал ужасные вещи». «Почти ничего в книге не выдумано» - отмечает писатель.
«Бойцовский клуб» был издан в 1996 году и имел оглушительный успех у читателей и критиков. В 2015 году Ч. Паланик выпустил продолжение «Бойцовского клуба» в виде комиксов.
В романе присутствуют все характерные черты современной массовой культуры:
- Молодежный нигилизм;
- Обостренное внимание к насилию;
- Неформальная лексика.
Несмотря на это, произведение выходит далеко за рамки популярного бестселлера. Роман «Бойцовский клуб» - это сложное, многослойное художественное образование, которое можно рассматривать, анализировать, интерпретировать на разных уровнях. Роман Ч. Паланика можно рассматривать и как роман-предупреждение о генезисе современного фашизма, истоки которого таятся в молодежной неудовлетворенности обществом потребления и нигилизме. Также произведение восходит к традиции европейского и американского «молодежного романа» 1950-1960-х гг. Роман «Бойцовский клуб» можно рассматривать и как психологический триллер о раздвоении личности.
Многие исследователи рассматривают «Бойцовский клуб» в контексте экзистенциалистской прозы А. Камю и Ж.-П. Сартра. Роман Ч. Паланика можно рассматривать и в контексте романтической традиции во взаимодействии с постмодернистской составляющей. Сам писатель отмечал: «Я не нигилист, я романтик. Все мои книги в основе своей романтические истории».
Тематика, проблематика, основная идея произведения
Ч. Паланик подчеркивал, что все его произведения – это «истории об утрате связи с сообществом», «об одиноком человеке, ищущем контакта с другими людьми». Писатель был шокирован тем, какое влияние «Бойцовский клуб» и его экранизация оказали на массовую аудиторию. Основные идеи романа были истолкованы превратно. Читатели вместо побуждения разобраться в себе, в своих желаниях, увидели призыв к погромам в супермаркетах и к насилию.
Паланик об этих последствиях написал эссе «Обезьяньи привычки».
Ключевая тема романа – тема двойничества, характерная для романтизма. Повествование в романе ведется от лица молодого человека, среднестатистического американца, чье настоящее имя автор не называет. Он работает в офисе автомобилестроительной корпорации, часто ездит в командировки. Герой страдает бессонницей и часто не может отличить сон от реальность. Врач вместо лекарства предлагает ему занятия спортом и посещение занятий с группой пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Так для героя ежедневно по окончании рабочего дня начинается параллельная жизнь.
Смысл романа заключается в противопоставлении общества, основанного на жестокости и насилии, обществу потребления. Слабый психически нездоровый человек рождает альтернативную личность, которая способна осуществить его скрытые потребности. Поначалу у читателя, не подозревающего о подоплеке сюжета, брутальный Тайлер вызывает больше симпатии, нежели рефлексирующий Джек.
В основе раздвоения личности Джека лежит социопатия. Чтобы реализовать потребности в насилии, герою приходится придумать более сильную личность, не рефлексирующую при столкновении с физической болью, с жестокостью и насилием. Главному герою даже для того, чтобы вступить в отношения с девушкой, нужен кто-то более смелый, более решительный.
В «Бойцовском клубе» также поднимается тема радикализма. По сути, бойцовский клуб – это существующая сама по себе группировка жестоких, озлобленных людей, которые, прикрываясь борьбой с обществом потребления, реализуют собственные низменные инстинкты.
Характеристика рассказчика и Тайлера
Главным героем романа является рассказчик. Это типичный американец. Работает в автомобилестроительной компании консультантом по страховым выплатам. Рассказчик страдает от бессонницы, посещает группы поддержки для неизлечимо больных. Настоящее имя героя в романе нигде не упоминается. Подсознание героя нуждается в свободе, ему кажется, что он заперт в собственном теле.
Тайлер Дерден – харизматичный мордой человек. Он разработал странную, анархо-примитивистскую, нигилистическую философскую систему. Тайлер во время работы киномехаником вклеивает порнографические кадры в пленки семейных фильмов, вредит клиентам, работая официантом, варит мыло из человеческого жира, которое крадет из клиник по липосакции. Тайлер обладает необычными знаниями, например, как сделать напалм, взрывчатку, нервнопаралитический газ. Он живет в пустующем доме. Тайлер – соучредитель бойцовского клуба. Затем он создает проект «Разгром», совершает террористические акты. Позже Тайлер становится антагонистом произведения.