Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Барокко как направление зарубежной литературы 17 века

Определение 1

Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, й преобладавший в Европе в 17-18 веках.

Гуманизм барокко и классицизма

в 17 веке произошло резкое обострение политической, философской, идеологической борьбы. Оно получило отражение в формировании и противостоянии двух господствующих в этот период художественных систем – барокко и классицизма. Бесспорно различие этих систем, однако они имеют и ряд общих типологических черт.

В первую очередь, и барокко, и классицизм возникли как осознание кризиса идеалов ренессанса. Обе системы являются широкими идейными и культурными движениями, пришедшими на смену Возрождению, возникшие как реакция на гуманизм Ренессанса, как осмысление результатов художественной и идейной революции, осуществленной Возрождением.

Художники и классицизма, и барокко не принимают идею гармонии, которые находилась в основе гуманистической концепции Ренессанса. В искусстве 17 века между человеком и обществом вместо гармонии обнаруживается сложно взаимодействие личности с социально-политической средой. А вместо гармонии чувства и разума в 17 веке выдвигается идея подчинения страстей голосу разума.

Однако то, что художники этого периода принципиально не принимают ренессансный гуманизм, во всем не означает, что идеалы искусства 17 века по своей природе антигуманистичны. Это совсем не так. Меняется только форма гуманизма, сфера применения и направленность.

Развитие литературы в 17 веке

Гуманизм литературы 17 столетия исходит не из утверждения гармонии духовного начала и плотского, гармонии разума и страстей, как в гуманизме Ренессанса, а из их противопоставления. Гуманизм литературы этой эпохи – это гуманизм, когда на первом плане оказывается разум, интеллект. При этом деятели культуры 17 столетия не приемлют идею о добродетельной природе человека. Они стремятся изучить личность в ее связи с окружающей средой и обществом. А значит, осуществление гуманистического идеала художники 17 века ставят в зависимость не только от энергии и воли человека, но и от положения человека в обществе, от того, способствует ли реализации этого идеала окружающая среда или противодействует, способен ли человек отстоять идеалы.

«Барокко как направление зарубежной литературы 17 века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Усиление публицистичности литературы 17 века связано с тем, что деятели искусства четко осознавали его колоссальную роль как средства воспитания зрителя и читателя. Многие произведения создавались как непосредственный, прямой отклик на политические события этой эпохи. Необычайно широк круг таких произведений – начиная с памфлетов Мильтона заканчивая «мазаринадами».

Замечание 1

Мазаринада – летучие листки стихотворных инвектив против кардинала Мазарини, распространявшиеся во время Фронды.

Публицистичность является характерной и для последовательных сторонников классицизма, принципиально отвергавших в своем творчестве аллюзии на современность.

Усиление эстетической и идеологической борьбы привело к формированию литературных салонов, кружков, академий, которые сплачивали единомышленников. Газеты и журналы стали мощным оружием в пуках литературных школ и группировок. Газеты и журналы в это время из органов информации превратились в орудие эстетической и идейной борьбы.

Интересы этой борьбы обусловили возникновение множества трактатов и поэтик по эстетике. Их характерная особенность – тенденция к сближению истории литературы, теории литературы и критики.

Литература барокко 17 века

17 век для литературы барокко является не только временем интенсивного формирования, но и периодом расцвета. Наиболее ярко барокко проявилось в литературе стран, в которых дворянские круги одержали победу над буржуазией (Германия, Италия, Испания). Знать стремилась себя окружить блеском, славой, воспеть сове величие и мощь с помощью литературы. Они стремились убедить в своем великолепии и превосходстве, избранности и утонченности. Поэтому для литературы барокко этого периода характерны повышенная эмоциональность и экспрессивность. Писатели считают, что их задача – ошеломить, удивить, поразить читателя. В результате это приводит к тому, что наиболее распространенными мотивами барокко в этот период становятся извержения вулканов, землетрясения, бури, наводнения, морские штормы. Природа в барокко изображается в угрожающем, хаотичном обличье.

Весь мир в культуре барокко воспринимается как произведение искусства. наиболее распространенными оказываются такие метафоры, как «мир-театр», «мир-книга». По мнению представителей барокко, реальный мир является только иллюзией, драмой, сном (например, драма «Жизнь есть сон» Педро Кальдерона), а предметы – это аллегории и символы, которые необходимо истолковать.

В литературе барокко оптимизм, присущий эпоху Возрождения, сменяется пессимизмом. Становится характерным обостренное ощущение противоречивости и трагичности мира. писатели барокко обращаются к таким темам:

  • Непостоянство счастья;
  • Всесилие случая и рока;
  • Шаткость жизненных установок и ценностей.

Основополагающим в литературе барокко стало понятие диссонанса. Присущее эпохе Возрождения восторженное преклонение перед человеком, его возможностями сменилось изображением испорченности человека, непоследовательности его поступков, двойственности его природы. Писателей, как и скульпторов, художников, привлекают темы ужасов и кошмаров. Нередко с этим связан образ Бога. Обусловлено это тем, что скептическое отношение к религии в эпоху барокко сменилось фанатичностью и религиозной исступленностью (например, «Поклонение кресту» П.Кальдерона). Бог представляется жесткой, мрачной, беспощадно силой. Центральной в искусстве барокко становится тема ничтожности человека перед Богом, перед его силой.

Представители барокко рассматривают мир как книгу многозначных символов. И это определило ключевые эстетические принципы этого направления, а также оказало влияние на стиль создаваемых в этот период произведений. Писатели стремились к образной пышности, образы при этом сливались один с другим, строились на основе сложных метафор. Особое внимание уделяется графической форме стиха, а также создаются «фигурные» стихи, строки которых формируют рисунок в форме звезды или сердца. Писателей особенно привлекает прием контраста. В своих произведениях они смешивают трагическое и комическое, рациональное и чувственное, безобразное и прекрасное. В поэзии активно используются оксюмороны и парадоксальные суждения.

Просуществовало барокко до середины 18 века. В национальных литературах оно проявилось по-разному, например:

  • Маринизм в Италии. Главные представители – Т. Тассо, Джамбатиста Марино;
  • Гонгоризм в Испании. Представители Педро Кальдерон, Луис де Гонгора-и-Арготе;
  • Прециозная литература во Франции. Ярким представителем является маркиза де Рамбуйе.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot