Субъективность — это выражение представлений мыслящего субъекта об окружающей действительности, его убеждений, желаний, чувств, точки зрения.
Объективное и субъективное в литературе. Понятие биографического автора
Субъективность и объективность в литературе изучается с двух сторон – со стороны читателя и со стороны автора произведения. Понятие объективного означает то, что существует независимо от субъекта и считается всеобщим и общепринятым. Поэтому, когда подразумевается объективность в контексте произведения литературы, то речь идет о произведении независимо от читателя, об авторской позиции, его идеях и мыслях, которые также не зависят от личности читателя. в связи с этим любое литературно-художественное произведение имеет подобную объективность.
Однако литература бессмысленна без субъективного восприятия – восприятия со стороны читателя. Каждый читатель произведение литературы воспринимает субъективно, проецируя события и темы, поднятые в произведении, на свой собственный внутренний мир и сознание. Впечатление от прочитанного в большей степени зависит именно от мировосприятия читателя.
Биографический автор – это реальный человек, который имеет свою жизненную историю, биографию, судьбу.
То есть, это личность, существующая во внехудожественной реальности. Так как биографический автор является создателем литературного произведения, в своем творении он не может быть воссоздан полностью и выступать в роли образа, возможно только частично запечатлена его личность. В автобиографии допускается частичное совпадение героя и автора, поэтому здесь биографический автор является наиболее близким к герою.
Для автора во многом в качестве исходного материала служит собственная жизнь, внутренний мир, однако этот исходный материал существенно перерабатывается, ряд моментов опускается, а другие, напротив, выделяются резче. В результате получается художественный образ, который в чем-то похож, а в чем-то отличается от реального образа автора. Основу художественного образа автора составляет идейная позиция, мировоззрение, творческая концепция писателя. В процессе создания художественного образа обстоятельства реальной биографии автора могут быть изменены. Изменению могут подвергнуться как внешние данные, так и внутренний облик.
Авторской позицией называется мировоззрение автора, его оценка реальной действительности и изображенного в произведении. Она может выражаться в прямых авторских высказываниях, через героя, наиболее близкого автору, посредством портрета, своеобразия речевой характеристики героя, через раскрытие его чувств, мыслей.
Для того, чтобы лучше понять сущность авторской деятельности, определить место биографического автора в ней, необходимо понять структуру и природу эстетического объекта.
М. М. Бахтин дает характеристику эстетического объекта с разных точек зрения:
- С точки зрения личности, которая вступает в творческий процесс. В данном случае эстетическим объектом является поступок личности, порождающий новый бытийный смысл.
- С точки зрения воспринимающей личности. В этом случае эстетическим объектом является действительность, которая имеет формальную и смысловую завершенность в определенном материале. Содержание эстетического объекта будет составлять действительность познания и этического поступка, которая в своей оцененности и опознанности входит в эстетический объект и подвергается здесь конкретизации, конкретному интуитивному объединению, изоляции и завершению – другими словами, всестороннему художественному оформлению при помощи определенного материала.
- С точки зрения субъектной организации. В этом случае эстетический объект можно охарактеризовать как событие динамически-живого отношения автора и героя.
Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо
Сторонники биографического метода придавали решающее значение связям творчества писателя с его судьбой и личностью. Данный подход впервые был применен Ш. О. Сент-Бёвом, французским критиком.
Биографический опыт, жизненное поведение тем или иным образом стимулирует и направляет деятельность писателя. Как сказал Г. О. Винокур, стилистические формы поэзии одновременно являются стилистическими формами личной жизни самого поэта. Подобные мысли неоднократно были выражены и писателями и поэтами. В. А. Жуковский утверждал, что жизнь и поэзия - это одно.
Автор, наличествующий в произведении, не является тождественным облику реального автора. Часто встречаются достаточно серьезные несоответствия и расхождения между бытовым поведением автора и художнической субъективностью. Например, К. Н. Батюшков, рисовавший себя в своих произведениях эпикурейцем и страстным любовником, в реальности был болезненным и неуверенным в себе человеком.
Одновременно с этим облик реального автора и образ автора в произведении всегда связаны друг с другом. С. Л. Франк, известный русский философ считал, что основу художественного творчества составляет духовный опыт автора. Его мнение разделяли А. А. Ахматова и В. Ф. Ходасевич, а также Б. Л. Пастернак, который считал, что существо гения основано на опыте реальной биографии.
Это является наиболее оптимальным вариантом отношения реального автора к собственной художественной деятельности. В современной гуманитарной сфере часто используется такой термин, как ответственность. Художник несет двоякую ответственность: перед искусством и перед жизнью.
Автор всегда причастен к реальности внехудожественной, и участие в ней он понимает не своими произведениями. По словам М. М. Бахтина, ему нужен предмет, не выдуманный, а найденный герой. Автору важно обладать художественной добротой, чувствовать другое сознание, так как литературное произведение осуществляется именно в ценностном контексте. По мнению ученого, причастность автора к реальной жизни составляет сферу его ответственности.