Философский роман — это произведение, в котором художественный момент тесто переплетается с глубоким обобщающим размышлением.
Одна из особенностей литературы 20 века – преобладание в ней концептуального, интеллектуального начала над образным. Уже в начале 20 века искусство заметно интеллектуализируется, и этот процесс становится определяющим в 1950-е годы. В то же время наблюдается и обратная тенденция: все чаще философы «мыслят образами», продолжая тем самым традицию, которая наметилась в трудах Платона и впоследствии воплотилась в экзистенциальной прозе от Достоевского и Кьеркегора до Камю и Сартра. Важнейшую особенность экзистенциализма ярко отражает фраза А. Камю: «хочешь быть философом – пиши романы».
Таким образом, происходит объединение литературы и философии, что привело к появлению особого вида интеллектуальной прозы. Жанр произведений такого рода стали определять как философский роман. Осмыслению места человека в мире, проблемам человеческой судьбыпосвящают свои произведения А. Мердок, У. Голдинг, Д. Фаулз. Именно эти авторы делают философский роман одним из жанров, определяющих своеобразие развития литературного процесса в послевоенное время.
У. Голдинг – «пророк из Солсбери»
Литературный дебют У. Голдинга состоялся в 1934 году. Опубликованный им в это время сборник стихов не принес известности, а сам Голдинг оценивал его как неудачный. Однако уже первый роман «Повелитель мух» определил место писателя в первом ряду английской литературы второй половины 20 века. Роман вышел в 1954 году. С этого момента за Голдингом закрепилось звание «пророка из Солсбери». Каждое последующее произведение подтверждало литературную репутацию автора:
- «Наследники»,
- «Хапуга Мартин»,
- «Свободное падение»,
- «Шпиль»,
- «Пирамида»,
- «Зримая тьма»,
- «Бумажные люди»,
- «Тесное соседство»,
- «Пожар внизу»,
- «На край света».
Цикл «На край света» остался незавершенным и был опубликован уже после смерти У. Голдинга.
Романы У. Голдинга – это философские иносказания. Жанр большинства романов писателя можно определить как философские притчи. Неслучайно Голдинг одну из своих статей называет «Притча» и рассуждает в ней о том, что быть автором притчи – крайне неблагодарное занятие, так как в этом случае писателю следует быть моралистом.
Громкую слову писателю принес роман «Повелитель мух», событийный план которого представляет собой новую робинзонаду. После авиакатастрофы несколько подростков оказываются на необитаемом острове. Сначала они ведут себя очень разумно, по канонам традиционной робинзонады. Они поддерживают костер, строят какие-то сооружения и распределяют между собой обязанности. Но вскоре установленный порядок рушится. Мальчики, называющие себя «хранителями огня» (Хрюша, Ральф и философ Саймон), пытаются его сохранить. Остальные же образуют «племя охотников» и посвящают себя борьбе за пропитание. Но очень скоро их плоть, которая заставляет убивать диких зверей, превращает в чудовищ их самих. Охотники придумывают легенду о «звере», и приносят ему в жертву сначала свиную голову. Отсюда и название притчи – Вельзевул, повелитель мух – это одно из имен дьявола. В ритуальной пляске мальчики насмерть забивают Саймона и начинают преследовать «врагов». Хрюша погибает, Ральфа спасают военные, которые увидели дым на острове.
Автор романа писал, что «Повелитель мух» - это книга, которую он счел разумным написать после войны. Писатель отмечает: «каждый благодарил Бога за то, что не был нацистом». Но Голдинг понимал, что «каждый из нас мог быть нацистом». Так событийный план романа подводит к мысли соотнесенности низменных устремлений и высоты духа, способного этому сопротивляться. Человеку всегда приходится выбирать, с кем он. Голдинг считает, что «человечество поражено болезнью». И ищет эту болезнь в себе самом. Он считает, что болезнь важно понять, в противном случае контролировать ее невозможно. При этом он убежден, что исцелить эту болезнь невозможно, так как люди не способны на исцеление.
Эта тема получает развитие в романе «Хапуга Мартин», приобретает характер размышлений о первородном грехе. Герой романа Хедди Мартин, морской офицер, оказывается на голом рифе посреди океана. Он не сдается, борется за жизнь6 собирает моллюсков, дождевую воду, водоросли. Но физические мучения, испытываемые им, ничто по сравнению с духовными страданиями. Герой вспоминает свою жизнь и понимает, что к тяжелым последствиям привел его собственный эгоизм. Мартин, пытаясь завладеть девушкой друга, подстроил его гибель. И если сначала читатель восхищается волей героя к жизни, то затем проникается к нему сильнейшим отвращением. Мартин жил по праву сильного, уничтожая слабых. И если ситуацию на рифе рассматривать как чистилище, о чем говорил сам писатель, то герой романа очень далек от искупления грехов.
Финал романа парадоксален. Оказывается, что Мартин погиб сразу, пережив секунды агонии. И в это время перед ним проходят картины его жизни.
А. Мердок
Главную антиномию творчества Айриса Мердока определили ее философские пристрастия – следование идеям французского экзистенциализма. В 60-е годы Мердок обращается к философии Платна, что приводит ее к переосмыслению ряда экзистенциальных идей. Писательница обращается также к этическим ценностям христианства. Но фундаментальным является положение о том, что стоическое противопоставление хаосу бытия – единственно достойная для человека позиция.
Роман «Под сетью» - литературный дебют А. Мердок. Сеть – это метафора хаоса бытия. В романе мир отражается как переплетение эмоций, поступков, помыслов героев, в котором отсутствуют четкие нравственные критерии. А отсутствие единой системы принципов разграничения добра и зла приводит к тому, что каждый в этом мире хаоса оказывается затерян.
Самое известное произведение А. Мердок – роман «Черный принц». Главным героем романа является писатель Брэдли Пирсон. Основную часть романа составляют записки, написанные героем в «пограничной ситуации» - в тюрьме в ожидании казни за убийство. Эта ситуация – своего рода отсылка к роману А. Камю «Посторонний».