Социальный роман – это художественное произведение, в котором преобладает социальная проблематика, описывается широкая картина общественной жизни в определенную эпоху.
Социально-экономические и политические факторы, влияющие на развитие английской литературы в 1930-1940-е годы
1930-е годы для английской литературы стали временем активных исканий. Этот период в историю страны вошел под названием «бурные тридцатые».
Англия, потрясенная экономическим кризисом 1929-1933 гг., стояла перед лицом больших испытаний и трудностей, связанных с хозяйственным упадком, снижением жизненного уровня трудящихся, ростом числа безработных. В результате кризиса крупные промышленные районы, такие как Ланкашир, Уэльс, Нортумберленд и т.д., превратились в «депрессивные районы». Закрывались фабрики, шахты, судостроительные верфи. Весной 1930 года начались массовые переезды безработных в Лондон.
Лейбористское правительство, предавшее интересы рабочих, в августе 1931 года пало. Сформировалось коалиционное правительство, которое включало представителей главных буржуазных партий. В этом «национальном» правительстве руководящая роль досталась консерваторам. Деятельность этого правительства характеризовалась реакционностью, что сказалось на активизации фашистских организаций. В 1930-е годы в Англии сформировался Британский союз фашистов, который возглавляя миллионер Освальд Мосли, бывший одним из министров лейбористского правительства и активным деятелем Исполкома лейбористской партии. Мосли стал лидером реакционных элементов, которые выступали против проявления демократических настроений и все свои силы бросили на подавление рабочего движения, стремились к разжиганию войны против СССР и установлению «мирового господства».
Ответом на такой политический курс буржуазии стала решительная борьба рабочего класса, в начале 30-х годов достигшая большой остроты и напряженности. Рабочее движение, возглавляемое коммунистической партией, переживало период подъема. Перед английским народом возникла необходимость борьбы с фашизмом. Угроза фашизации, политика развязывания новой войны вызвали протест народа. Появилось антифашистское движение, которое крепло и расширялось в связи с событиями в Испании.
Прогрессивная литература 1930-1940-х годов
Эти бурные события не могли оставить равнодушными писателей. Каждый литератор должен был определить свое отношение к окружающему, свою позицию. В борьбу с фашизмом включались писатели различных направлений. В марте 1933 года в Лондоне состоялся Национальный антивоенный конгресс, который был поддержан многими английскими писателями.
1930-е годы для деятелей культуры стали периодом переосмысления окружающего, переоценки ценностей, а для кого-то – временем пересмотра своих прежних взглядов. Так, Э.М. Форстер в этот период ощутил ненадежность занимаемой им либерально-интеллигентской позиции. На Международном конгрессе писателей в 1933 году он признался, что если бы был моложе, стал бы коммунистом.
В период усиливавшегося антифашистского движения, в этой накаленной обстановке надвигающейся Второй мировой войны со статьей политического характера выступила Вирджиния Вульф. В совеем протесте против сил реакции и фашизма писательница объединяется с представителями прогрессивно настроенной интеллигенции.
В период подъема общественно-политической борьбы кризис буржуазной культуры становится еще более явным. Д. Джойс и В. Вульф оказываются в идейно-творческом тупике. Т.С. Элиот и О. Хаксли, творчество которых развивается в русле реакционных течений философии, выступают с проповедью религиозных доктрин и мистики. Творчество Д. Пристли и С. Моэма утрачивает элементы критицизма, свойственные ему прежде. Обнаруживается слабость их связи с литературой критического реализма. Общественный подъем 1930-х годов сказался весьма благотворно на идейно-творческих исканиях старшего поколения реалистов. Так, творчество Г. Уэллса и Б. Шоу обогатилось новыми темами и достижениями в сфере художественного мастерства. Особое значение для писателей имел пример строительства социализма в СССР. Б. Шоу и Г. Уэллс побывали в СССР и убедились в достижениях и сдвигах, произошедших в стране после победы революции.
Значительно усилившееся в 1930-е годы влияние СССР стало одним из условий развития прогрессивной литературы в Англии.
К 1930-е годам относится начало литературной деятельности таких прогрессивных писателей, как:
- Джек Линдсей,
- Грессик Гиббон,
- Джон Соммерфильд,
- Льюис Джонс.
Для английской литературы этого периода характерно было развитие жанра социального реалистического романа, посвященного жизни и борьбе трудящихся. Новое поколение прогрессивных писателей, в отличие от писателей «рабочих романов» 1920-х годов, которые были проникнуты лейбористской идеологией и противопоставляли задачам классовой борьбы путь реформ и соглашательства, обращается следующим темам:
- Тема революционных движений прошлого (Д. Линдсей);
- Тема борьбы рабочего класса за свои права в настоящем (Соммерфильд, Гиббон, Джонс).
Писателей интересуют важные социально-политические проблемы времени. Герои произведений оказываются в центре напряженных событий. Проблема героя – активного борца за права рабочих - принимает принципиальное значение. Герои Гиббона, Линдсея, Джонса – крестьяне и рабочие, которые поднимаются на борьбу с угнетателями.
Развитие исторического романа в 1930-1940 гг.
Закономерным явлением литературной жизни 1930-1940-х годов стало развитие жанра исторического романа, к которому обращались писатели разных литературных направлений и различной идейно-политической ориентации. Тяготение к форме исторического романа в эти годы появилось и в творчестве В. Вульф («Между актами», «Годы»).
Роман Д. Джойса «Поминки по Финнегану» стал своеобразной модернистской интерпретацией истории, понимаемой как замкнутый круг, выхода из которого не существует.
Но время доказало нежизнеспособность псевдоисторических романов таких буржуазных писателей, как М. Ирвие, Л. Хаусман, Р. Маколей.
На таком фоне творчество прогрессивных писателей, которые обратились к историческому роману с целью воспроизведения освободительного народного движения прошлых веков получило принципиальное значение. Так, для романов С.Т. Уорнера, Д. Линдсея, Д. Триза характерными являются стремление показать народ творцом истории, а также интерес к поворотным моментам прошлого.