Литературная сказка – это литературное эпическое произведение в прозе либо в стихах со сказочным сюжетом, имеющее конкретного автора
Биография Г. Х. Андерсена
Многим людям сказки Андерсена известны с детства. Но некоторые его сказки предназначены взрослым. В них писатель поднимает важнейшие вопросы человеческого существования:
- Кто такой человек?
- В чем смысл жизни человека?
- Кто управляет жизнью?
- В чем долг человека перед Богом?
Биография писателя тоже напоминает сказку, если верить его рассказу о себе в двух мемуарных очерках «Сказка моей жизни».
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился в апреле 1805 года в бедной семье башмачника и прачки.
В 1816 году отец писателя умер, и мальчику пришлось идти работать. Андерсен работал подмастерьем сначала у ткача, потом у портного. Затем Андерсен устроился на работу на сигаретную фабрику.
В детстве Ганс Христиан Андерсен был весьма замкнутым ребенком. Он очень любил играть в кукольный театр. И это единственное увлечение он сохранил и в юности.
В четырнадцатилетнем возрасте Андерсен переехал в Копенгаген. Мать Ганса надеялась, что он побудет там немного и вернется домой. Когда же она спросила сына о причине, побудившей его уехать, Андерсен ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроится в театр. Полковник, в семье которого он в детстве устраивал спектакли, дал будущему писателю деньги и рекомендательное письмо. Андерсен в течение года своей жизни в Копенгагене пытался устроиться в театр и несмотря на неэффектную внешность (Андерсен был долговязым подростком с длинным носом, удлиненными конечностями и тощей длинной шеей – этакая квинтэссенция «гадкого утенка»), его таки приняли в Королевский театр, на второстепенные роли.
Ганс Христиан Андерсен с детства любил театр и все, что с ним связано.
Со временем Андерсена задействовали в спектаклях все меньше и меньше, а когда у него началась возрастная ломка голоса, его уволили.
К этому моменту он написал пьесу в пяти актах и даже написал королю письмо, в котором просил выделить деньги на ее издание.
Начинающий писатель позаботился и о рекламе и дал в газете анонс. Книга Андерсена была издана, но ее никто не покупал. Но он не терял надежды, и отнес книгу в театр, чтобы по ней поставили спектакль. Андерсену отказали и в театре, объяснив отказ «полным отсутствием опыта у автора».
Однако видя его желание творить, Гансу предложили учиться. Люди, которые сочувствовали бедному мальчику, ходатайствовали перед Федериком VI о том, чтобы ему разрешили учиться в школе в Слагелсе, затем в Эльсиноре за счет казны. Андерсену больше не нужно было думать о пропитании и о том, как прожить дальше.
Одноклассники Андерсена были на шесть лет младше него. Позже писатель вспоминал об учебе в школе как о самом мрачном периоде своей жизни. В школе Андерсен подвергался строгой критике ректора и очень переживал по этому поводу до конца своей жизни (ректор снился ему в кошмарах). Учебу Андерсен завершил в 1827 году. Но писатель так и не смог выучить грамматику, и до конца жизнь в письме он делал много ошибок, поэтому ему приходилось нанимать людей, которые переписывали его произведения перед тем, как их отнести в издательство.
В 1835-1837 гг. были изданы книги сборника «Сказки, рассказанные для детей». Туда вошли следующие произведения:
- «Огниво»;
- «Русалочка»;
- «Новое платье короля»;
- «Принцесса на горошине» и др.
Сборник вызвал разноречивые отклики критиков. Датские критики не могли понять новаторства начинающего автора, который преобразовал популярный в эпоху романтизма жанр литературной сказки. Андерсену указывали, что его сказки чересчур легковесны для взрослых, недостаточно назидательны для детей. Сам писатель вначале прилагал усилия к написанию романов. Всего им было написано шесть романов, но интерес у публики вызвал лишь один - «Только скрипач».
«Только скрипач» - это история мальчика из простой семьи, обладающего музыкальным талантом, но так и не сумевшего добиться славы. В романе прослеживаются автобиографические параллели.
Сказки Г.Х. Андерсена
Решение посвятить себя только сказкам писатель принял в середине 1840-х годов. Начиная с этого момента он регулярно выпускает сборники «Сказки». Андерсен понимал, что его аудиторию должны составлять читатели разных возрастов, и часто писал именно для взрослых (например, «Колокол», «Тень»). Сказки Андерсена частично представляют собой обработки народных преданий («Свинопас», «Дикие лебеди»), или версии сказок, уже имевшихся в литературных переложениях (главными источниками были итальянский и испанский фольклор, «Тысяча и одна ночь»). Однако многие самые известные произведения Андерсена рождены воображением писателя:
- «Аисты»;
- «Стойкий оловянный солдатик»;
- «Дюймовочка»:
- «Оле Лукойе» и др.
Несмотря на то, что Андерсен в автобиографических очерках жалуется на интриги недоброжелателей, есть намного больше свидетельств того, что ему помогали многие датские писатели того времени, в том числе и лидер романтического направления А.Г. Эленшлегер, признанный драматург Й. Л. Хейберг.
В 1833 году Андерсен получил Королевскую стипендию, которая позволила ему совершить первое путешествие по Европе. Свои путешествия Андерсен описывает в книгах очерков, посвященных Испании, Италии, Швеции, Португалии, Балканам.
Часто датская публика выражала недовольство длительным пребыванием писателя вдали от дома. Но писателя в Европе оценили гораздо раньше, чем на родине. В Англии и Германии его считали великим мастером слова.
При создании своих сказок Андерсен опирается на народные сюжеты и образы, но не часто прибегает к фантастическому вымыслу. В представлении писателя в жизнь полно чудес, их нужно только услышать и увидеть. Он считает, что любая вещь, даже самая незначительная, может иметь свою удивительную историю.
Андерсен до конца жизни сохранил творческую активность. Он был осыпан свидетельствами международного признания, но при этом не чувствовал себя счастливым. Писатель скончался в августе 1875 года в Копенгагене в полном одиночестве. Незадолго до смерти он сказал: “Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности”.