Затраты, издержки, себестоимость
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Издержки производства и себестоимость продукции
Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими показателями, характеризующими уровень совокупных затрат на производство и реализацию продукции, от которого в значительной степени зависит эффективность хозяйственной деятельности организации (предприятии). Поэтому снижение и оптимизация затрат – одно из условий совершенствования экономической деятельности организации (предприятия), определяющих конкурентоспособность, надежность и финансовую устойчивость.
Издержки производства
Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией (предприятием) своей производственной и сбытовой деятельности. Соответственно, затраты предприятия в процессе производства представляют собой издержки производства, а сбытовые, снабженческие, торгово-посреднические затраты – издержки обращения.
В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.
Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).
Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.
Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.
Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.
Себестоимость продукции предприятия
Себестоимость – это сумма денежных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции как обобщенный показатель имеет следующее значение:
• выражает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
• образует основу цены товаров;
• является одним из основных элементов, определяющих величину прибыли и в конечном итоге результат финансовой деятельности предприятия.
В хозяйственной практике выделяются следующие основные виды себестоимости:
1) в зависимости от соотношения затрат:
• индивидуальная – определяется индивидуальными затратами конкретного предприятия;
• среднеотраслевая – средними затратами при производстве продукции в данной отрасли;
2) в зависимости от способов расчета:
• плановая – определяется на основе плановых затрат производства;
• фактическая – отражает действительные затраты на данном предприятии;
3) в зависимости от последовательности формирования затрат на предприятии:
• цеховая – включает все затраты цехов на изготовление продукции;
• производственная – все затраты предприятия в целом на производство продукции, т. е. цеховую себестоимость и общезаводские расчеты;
• полная – производственную себестоимость и внепроизводственные (сбытовые) расходы.
Классификация затрат в себестоимости продукции
Затраты, включенные в себестоимость продукции для учета, анализа и планирования, классифицируют по разным признакам.
Группировка затрат по экономическим элементам – «смета затрат на производство». По экономическому значению затраты группируются по следующим элементам:
• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация основных фондов;
• прочие затраты.
В «Материальных затратах» отражается стоимость приобретенных со стороны сырья и материалов, покупных материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями), приобретенного со стороны топлива всех видов, потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
В «Затратах на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников организации, которые заняты в основной деятельности.
В «Отчислениях на социальные нужды» – обязательные отчисления, по установленным законодательством нормам, органам Государственного социального страхования, Пенсионного фонда, Государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции.
В «Амортизации основных фондов» – сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм.
К «Прочим затратам» относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и по обязательному страхованию имущества предприятия, а также платежи по кредитам в пределах ставок и др.
Группировка затрат по статьям калькуляции, что позволяет определить себестоимость единицы продукции.
Группировка затрат по статьям калькуляции отражает их состав в зависимости:
• от направления расходов: на производство или на его обслуживание;
• от места возникновения расходов: основное производство, вспомогательные службы, обслуживающие хозяйства.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции включает следующие статьи расходов:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
8. Общепроизводственные расходы.
9. Общехозяйственные расходы.
ИТОГО: цеховая себестоимость продукции
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные расходы.
ИТОГО: производственная себестоимость продукции
12. Коммерческие расходы.
ВСЕГО: полная себестоимость продукции.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.
Полная себестоимость включает затраты и на производство, и на реализацию продукции.
Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.
Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи и т. д.
В состав коммерческих расходов включают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.
Также затраты на производство классифицируются по составу, способу отнесения на себестоимость, в зависимости от объема производства и степени участия в процессе производства (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Классификация затрат на производство
Классификационный признак
Затраты по классификационному признаку
Содержание затрат
Состав затрат
Простые
Состоят из одного экономического элемента (сырье, заработная плата и т. д.)
Комплексные
Состоят из нескольких экономических элементов с одинаковым производственным назначением
Способ отнесения на себестоимость отдельных видов продукции
Прямые
Непосредственно связаны с изготовлением продукции (расходы на сырье, материалы, топливо, оплату труда рабочих и др.)
Косвенные
Связаны с работой цеха, предприятия в целом: их относят на себестоимость косвенным путем
Зависимость от объема производства
Постоянные (условно-постоянные)
Незначительно или совсем не зависят от изменения объема производства
Переменные (условно-переменные)
Прямая зависимость от изменения объема производства
Степень участия в процессе производства
Основные
Связаны с выполнением технологического процесса изготовления продукции (материалы, оплата труда рабочих и т. д.)
Накладные
Связаны с процессом управления производством (общецеховые, общепроизводственные расходы)
Пути снижения себестоимости продукции
Выявляя пути снижения себестоимости продукции, рекомендуется различать источники и факторы снижения себестоимости.
Основные источники снижения себестоимости продукции:
1. экономия материальных затрат;
2. снижение трудоемкости продукции;
3. снижение фондоемкости продукции;
4. уменьшение затрат, связанных с обслуживанием и управлением производством.
Основные факторы снижения себестоимости продукции:
• научно-технический прогресс;
• концентрация производства;
• комбинирование производства;
• специализация и кооперирование производства;
• совершенствование организации производства, труда и управления.
Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.
Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.
От уровня цены зависят величина прибыли предприятия, его конкурентоспособность и финансовая устойчивость. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:
1. Учетная функция отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к которым относятся ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, рентабельность, производительность труда, фондоотдача и пр. Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2. Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. В цене учитываются налоги, которые являются источником накопления различных фондов.
3. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.
4. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.
Классификация цен:
1. По степени регулируемости:
1.1. Свободные цены – цены, которые устанавливаются производителями продукции (услуг) на основе спроса и предложения независимо от государственного влияния.
1.2. Регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации.
2. По характеру обслуживаемого оборота:
2.1.Оптовые цены – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям.
2.2.Закупочные цены – цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки.
2.3.Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям, организациям.
2.4.Цены на строительную продукцию – цены, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорную цену (устанавливаемую по соглашению между заказчиком и подрядчиком).
2.5.Тарифы на услуги (транспорта, связи, ремонта).Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. По своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к оптовым ценам, а тарифы на услуги населению – к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.
2.6.Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – цены, которые отражают внешнеэкономические связи с другими государствами; значительное воздействие на уровень этих цен оказывают цены мировых товарных рынков.
1. По территории действия:
3.1.Единые (поясные) цены – цены, устанавливаемые только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование (энергоносители, электроэнергия, квартирная плата);
3.2.Региональные (местные) цены – цены, устанавливаемые предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления; они могут быть оптовыми, закупочными, розничными; эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены; постоянные, текущие, сезонные, скользящие цены; средние, сопоставимые и др.
Коммерческий успех предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования.
Ценообразование – это комплексный процесс формирования цены, включающий в себя следующие этапы:
1) постановку целей ценообразования (максимизация рентабельности продаж, завоевание лидерства на рынке и др.);
2) определение величины покупательского спроса;
3) расчет издержек производства и обращения;
4) анализ цен и товаров конкурентов;
5) выбор метода ценообразования;
6) учет влияния на цену дополнительных факторов;
7) установление окончательной цены.
Ценовая политика предприятия – это деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на товары, направленная на достижение целей и задач предприятия. Ценовая политика оказывает значительное влияние на объемы деятельности и финансовое состояние предприятия, формирование его имиджа и конкурентоспособность. Для выработки эффективной ценовой политики предприятия необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен.
Факторы, влияющие на уровень цен:
1) спрос на продукцию;
2) государственное регулирование цен;
3) издержки по производству и реализации продукции;
4) инфляция;
5) конкуренция;
6) др. факторы (стадия жизненного цикла товара/организации).
Стратегии ценообразования
1. Стратегия высоких цен. Предполагает установление высокой торговой надбавки, применяется при реализации новых или усовершенствованных товаров и предполагает высокую культуру обслуживания.
2. доли рынка. Низкий уровень цен достигается за счет минимизации Стратегия низких цен. Используется для завоевания большей величины торговой надбавки. Применяется для товаров со сравнительно длительным жизненным циклом при большой емкости рынка.
3. Стратегия нейтрального ценообразования. Предполагает установление цены на уровне цен конкурентов. Она применятся, если покупатели чувствительны к уровню цены, а конкуренты очень быстро реагируют на изменение объемов товарооборота.
В маркетинге существует иная классификация стратегий ценообразования:
1) Стратегия снятия сливок – установление высокой первоначальной цены на новый товар, чтобы постепенно получить максимальный доход со всех сегментов рынка, готовых заплатить высокую цену. Это обеспечивает организации меньший объем продаж при большем доходе с каждой продажи.
2) Стратегия прочного внедрения на рынок – установление низкой цены на новый товар с целью привлечения большого количества покупателей и завоевания большой доли рынка.
3) Стратегия ценообразования в рамках товарного ассортимента – установление ценового интервала между различными товарами, входящими в ассортиментную группу, исходя из разницы в себестоимости товаров, в оценке потребителями их различных свойств, а также цен конкурентов.
4) Стратегия ценообразования на дополняющие товары – установление цен на дополнительные или вспомогательные товары, продаваемые вместе с основным товаром (например, покупатель автомобиля может заказать дополнительно систему управления маршрутом поездки).
5) Стратегия ценообразования на обязательные принадлежности – установление цен на товары, которые должны использоваться вместе с основным товаром (например, лезвия для бритвенного станка).
6) Стратегия ценообразования на побочные продукты производства – установление цен на побочные продукты производства с целью повышения конкурентоспособности цен на основные товары (например, лесопильные предприятия торгуют древесной корой, опилками (побочные продукты).
7) Стратегия ценообразования на комплект товаров – объединение нескольких товаров в один набор и продажа его по более низкой цене.
8) Стратегия ценообразования со скидками и зачетами – корректировка цены для повышения потребительского спроса (скидка за платеж наличными, скидка за количество закупаемого товара, сезонная скидка и др.).
9) Стратегия установления дискриминационных цен – установление цены с учетом различий в характеристиках потребителей, товаров или местонахождения товаров, услуги (например, цены на билеты в театр варьируются в зависимости от того, какие места в зале предпочитают зрители).
10) Стратегия ценообразования с учетом психологии покупателя – установление цены исходя не только из экономических аспектов, но и психологических (например, дорогой товар воспринимается покупателем, как качественный, и он готов за него платить деньги; небольшая разница в цене 5000 руб. или 4999 руб.).
11) Стратегия ценообразования для стимулирования сбыта – временное назначение на товары цен ниже прейскурантных, а иногда даже ниже себестоимости для кратковременного повышения сбыта.
12) Стратегия ценообразования, ориентированная на ценность – предложение потребителям разумного сочетания качества и хорошего обслуживания по приемлемой цене.
13) Стратегия ценообразования по географическому принципу – установление цены в зависимости от удаленности покупателя.
Размер выручки зависит от величины торговой надбавки (наценки), а величина торговой надбавки определяется ценовой политикой предприятия, выбранной стратегией ценообразования, методом определения цены на товар.
Торговая надбавка – это элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли (ГОСТ Р 51303-99. Торговля). Торговую надбавку образуют издержки обращения, прибыль и косвенные налоги. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к покупной цене. Размеры торговых надбавок определяются предприятиями самостоятельно с учетом недопущения убытков и сохранения конкурентоспособной цены. Таким образом, нижний предел изменения цены товара является цена приобретения товара, а верхний – цена спроса покупателей.
Основой формирования уровня торговой надбавки является уровень закупочных цен товаров (рис.7.1).
Цена товара, реализуемого предприятием-товаропроизводителем
Цена товара, реализуемого оптовой торговлей
Цена товара, реализуемого розничной торговлей
в том числе:
в том числе:
в том числе:
Затраты предприятия
Издержки производства (себестоимость)
Покупная цена товара
Покупная цена товара
Управленческие расходы
Коммерческие расходы
Прибыль товаропроизводителя от продаж
НДС и другие налоги с выручки в госбюджет
НДС и другие налоги в покупной цене к зачету
Торговая наценка оптовой торговли
Издержки обращения оптовой торговли
Прибыль оптовой торговли
НДС, акцизы и другие налоги с выручки в госбюджет
НДС и другие налоги в покупной цене к зачету
Торговая наценка розничной торговли
Издержки обращения
розничной торговли
Прибыль розничной торговли
НДС, акцизы и другие
налоги с выручки в госбюджет
Рис. 7.1.Схема формирования структуры цены товара в рыночной экономики
Методы ценообразования
При низком уровне закупочной цены устанавливается высокий уровень надбавки и, наоборот, при высоком уровне закупочной цены – уровень надбавки низок. При обосновании размера торговой надбавки необходимо учитывать месторасположение предприятия, особенности товаров (социально значимые товары, товары первой необходимости) и другие факторы.
Являясь составным элементом цены, торговые надбавки позволяют:
1) оценивать долю торгового предприятия в цене реализации;
2) более полно анализировать и управлять валовыми доходами;
3) повысить заинтересованность торговых предприятий в максимизации объемов получаемой прибыли;
регулировать спрос и предложение товаров на ранке через механизм ценообразования.
Учитывая структуру цены можно выделить следующие методы ценообразования.
1. Метод полных издержек: закупочная цена + все издержки + норма прибыли. Данный метод обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли. Применяется при четко выраженной товарной специализации, при ценообразовании на совершенно новые товары и на товары пониженной конкурентоспособности.
2. Метод маржинальных издержек. Определяется сумма переменных затрат на единицу товарооборота, а также величина прибыли, дающая возможность покрыть все другие затраты и обеспечить достаточную прибыльность. В современной практике данный метод используется, но не слишком часто.
3. Методы маркетинговых оценок. Его разновидности:
Метод оценки реакции покупателей – количественная оценка спроса и установление цены на приемлемом для покупателей уровне (учет ценности товара для покупателя и готовности его приобрести).
Метод ориентации на конкурента – цена устанавливается исходя из уровня цен конкурентов.
Методы психологического ценообразования – подарки покупателю при продаже товара (расходы учтены в цене); метод неокругленных цен; метод ценовых линий (применяется при реализации широкого ассортимента товаров) и др.
Методы и приемы ценообразования, используемые предприятиями, оказывают существенное влияние на формирование доходов и прибыли, а следовательно, и на его конкурентоспособность. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений. Цена зависит от многих факторов, комплексный учет которых позволит предприятию выработать эффективную политику ценообразования.