Языковая норма – основная категория теории культуры речи.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Раздел 1.
Языковая норма – основная категория теории культуры речи.
Языковая норма – совокупность правил употребления (выбора) языковых средств, фиксируемых и культивируемых обществом в данную эпоху. Языковая норма в широком смысле - средства и способы речи, которые стихийно сформировались в процессе развития языка. Языковая норма в узком смысле - норма, возникшая в результате целенаправленного упорядочения процесса использования языка. http://alleng.ru/d/rusl/rusl67.htm
Могут быть различные подходы к классификации норм. Самые распространенные признаки (основания) для классификации норм – признак обязательности употребления и структурный признак. Рассмотрим эти классификации норм подробнее.
По признаку 1 («Обязательность употребления») выделяются нормы обязательные и вариантные. Обязательные нормы предписывают один способ употребления языкового средства (портфЕль, но не пОртфель; одно яблоко, но не один яблок и т.п.). Вариантные нормы допускают два (или более) варианта употребления (твОрог и творОг; зал и зала; хочу чая и хочу чаю и др.). Среди вариантных норм принято выделять нормы старшие и младшие (например, собралИсь и собрАлись соответственно).
Анализируя нормы с точки зрения структуры языка (признак 2), мы прежде всего должны ориентироваться на уровни языковой системы (фонетический, морфологический, лексический и синтаксический – см. Лекцию 1). Рассмотрим нормы в пределах каждого уровня системы языка.
Фонетический уровень.
Нормы орфоэпические предписывают правильное произношение звуков в словах. Нормы акцентологические предписывают правильную постановку ударения в словах. Нормы орфографические предписывают правильность написания букв в словах.
Морфологический уровень.
Нормы словоизменительные определяют правила образования грамматических форм. Нормы словообразовательные определяют правила образования новых слов. Разберем словоизменительные и словообразовательные нормы на примере детского формотворчества и словотворчества. И словоизменение, и словообразование осуществляется при помощи морфем. Но первое (словоизменение) предполагает изменение грамматической формы слова при помощи окончаний (стол – столА, играЮ - играЕШЬ), а лексическое значение слова остается неизменным. Во втором случае (словообразование) происходит образование нового слова (изменяется лексическое значение), и осуществляются словообразовательные операции в русском языке чаще всего при помощи суффиксов и приставок (дом – домИК, строить – строи-ТЕЛЬ, бежать – РАЗбежатьСЯ). Основное затруднение детей в процессе овладения грамматическим строем родного языка заключается в усвоении грамматических обобщений. http://eknigi.org/uploads/posts/2010-04/1271357827_1260308119_0.jpg. Ведь основное свойство аффиксов (это обобщенное наименование для префиксов и суффиксов) – повторяемость. Дети рано начинают осознавать эту закономерность. Образуя новые слова и формы слов, они начинают действовать по аналогии. Тем самым создается база для словотворчества, но нередко нарушается языковая (в данном случае морфологическая) норма (лошаденок; плаватель; искаю; карандашов). http://www.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=14224.
Лексический уровень.
Нормы лексические определяют правила употребления слов в речи.
Нормы фразеологические определяют правильное употребление устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов) в речи.
Примером нарушения лексических норм может служить смешение в речи слов-паронимов (Вам снова звонил этот абонемент вместо Вам снова звонил этот абонент) или контаминация фразеологизмов (Молчу как рыба об лед. – Ср.: Молчу как рыба. Бьется, как рыба об лед).
Синтаксический уровень.
Нормы синтаксические определяют правила построения словосочетаний и предложений. Примером нарушения синтаксической нормы может служить неправильное употребление деепричастного оборота (Проходя по коридору, нашелся карандаш. – Ср.: Проходя по коридору, я нашел карандаш). Нормы пунктуационные определяют правила постановки знаков препинания в письменной речи.
Принято выделять следующие функции языковой нормы:
• описывающая (норма описывает, фиксирует современное состояние языка);
• предписывающая (норма предписывает правила употребления языковых средств);
• прогнозирующая (норма предсказывает изменения употребления языковых средств).
Необходим сознательный и осторожный подход к оценке спорных фактов речи.
В целом же языковая норма играет существенную роль в развитии и функционировании языка. Языковая норма отражает закономерности эволюции языковой системы; способствует сохранению стабильности и устойчивости языка. Именно нормативность является основным признаком литературного языка. http://lib.ugrasu.ru/news/2013/06/13-(1).aspx