Выбор инструментальных средств для анализа деловой активности и рентабельности предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 17. Выбор инструментальных средств для анализа деловой
активности и рентабельности предприятия.
1. Анализ показателей деловой активности
Информационная база показателей деловой активности: баланс, отчет о
финансовых результатах, приложение к балансу и отчету о финансовых
результатах.
Анализ деловой активности может быть сделан по следующим
направлениям:
– оценка темпов роста по основным показателям;
– оценка эффективности использования ресурсов предприятия;
Оптимально следующее соотношение основных показателей:
Троста прибыли > Троста выручки > Троста основного капитала > 100%.
Эта зависимость означает: экономический потенциал предприятия
возрастает, доходы возрастают более высокими темпами по сравнению с
увеличением экономического потенциала, т. е. ресурсы предприятия
используются более эффективно. Прибыль возрастает опережающими
темпами, что свидетельствует об относительном снижении издержек
производства и обращения. При анализе необходимо учитывать влияние
инфляции, т. к. она существенно искажает динамику показателей.
Для характеристики деловой активности практики зарубежных стран
используют такой показатель как коэффициент экономического роста (kэр):
Kэр = (Пч – Девиденды) / СК 100, % .
(1)
Этот показатель показывает, какими темпами увеличивается собственный
капитал, за счёт каких ресурсов (либо за счёт результатов финансовой
деятельности, либо за счет увеличения дополнительных капиталов).
Деловая активность предприятия может оцениваться также с помощью
таких показателей как:
– коэффициент оборачиваемости;
– период оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости общего капитала (общий коэффициент
оборачиваемости) рассчитывается по формуле
Kок = Выручка / Кср ,
(2)
где Кср – средняя величина капитала фирмы (находится как сумма валюты
баланса на начало года и конец года, делённая на два).
Этот показатель отражает скорость оборота всего капитала предприятия,
его рост означает ускорение кругооборота средств предприятия или
инфляционный рост цен.
Период оборачиваемости (О):
О = T / kо ,
(3)
где T – время, период анализа (365 или 360 дней).
Такие показатели можно рассчитать и проанализировать по всем
составляющим как имущества, так и источникам их финансирования.
Показатель оборачиваемости по запасам, готовой продукции могут
рассчитываться через показатель себестоимости:
Коz = S / ГП ,
(.4)
где S – себестоимость,
ГП – готовая продукция (или запасы).
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
Ккр.з = В / КЗср .
(5)
2. Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности (экономической эффективности) – это
относительные показатели соизмеряющие полученный эффект с затратами
или ресурсами, использованными для достижения экономического эффекта.
Существуют два подхода к оценке рентабельности:
– ресурсный;
– затратный.
В общем виде эта формула может быть выражена в виде:
R = ЭЭ / Р ,
(6)
где ЭЭ – экономический эффект,
Р – ресурсы (либо затраты).
Показателей рентабельности очень много. Их выбор зависит от того,
каковы цели аналитика, а также от того, какие показатели используются в
расчётах. Экономический эффект может быть выражен прибылью от продаж,
прибылью от финансово-хозяйственной деятельности, прибылью до
налогообложения, чистой прибылью.
В производственной практике чаще всего используют показатель общей
рентабельности производственных фондов:
Rобщ = Пдн / (ОПФ + ОАм) 100, % ,
(7)
где ОАм – материальные оборотные активы.
Рентабельность продаж:
(8)
Rп = П /В 100, % .
Рентабельность продаж показывает: сколько прибыли приходится на
единицу продукции или на рубль дохода. Уменьшение этого показателя
свидетельствует об уменьшении спроса на продукцию.
Рентабельность всего капитала:
Rк = Пч / К = Пч / ВБ 100 , %.
(9)
У инвесторов наибольший интерес вызывает показатель рентабельности
собственного капитала:
(10)
Rск = Пч / СК 100, %.
Для поиска резервов повышения рентабельности собственного капитала
можно использовать модель Дюпона:
Rск = Пч В / СК В = (Пч / В) (В / СК) =
= (Пч / В) (В ВБ / СК ВБ) = Rп КоА (1
+ ЗК / СК).
(11)
3. Анализ эффективности использования займов,
эффект финансового рычага
Принятие решения фирмой о привлечении заёмных средств складывается
под воздействием как объективных, так и субъективных факторов.
Объективные факторы:
– процентная ставка за ссудный капитал;
– биржевые котировки ценных бумаг;
– макро климат в экономике страны.
Субъективные факторы:
– тип, к которому относится фирма,
– цель привлечения заёмных средств,
– уровень платёжеспособности предприятия,
– уровень рентабельности собственных средств,
– экономическая рентабельность.
Уровень экономической рентабельности рассчитывается по формуле
Rэ = Пэ / (А) ,
(12)
где Пэ – прибыль эксплуатационная (сумма прибыли до налогообложения и
финансовых издержек за пользование заёмными средствами);
(А) – стоимость всех активов (валюта баланса).
Фирма может увеличить рентабельность собственных средств путём
привлечения кредита за счёт эффекта финансового рычага.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности
собственного капитала, полученное за счёт использования заёмных средств,
несмотря на их платность:
ЭФР = (1 – Н) (Rэ – ССПК) ЗК / СК ,
где
(13)
Rэ – экономическая
рентабельность
предприятия;
ССПК – средняя ставка процента за кредит;
ЗК – заёмный капитал;
СК – собственный капитал;
Н – ставка налога на прибыль;
(Rэ – – называют дифференциалом; здесь
ССПК)
ССПК = Финансовые издержки / (ЗК);
(14)
ЗК/СК – плечо финансового рычага.
ЭФР = (1 – Н) Дифференциал Плечо
финансового рычага.
(15)
Привлечение денежных средств целесообразно лишь в том случае, если
экономическая рентабельность больше средней ставки процентов за кредиты,
т. е. дифференциал больше нуля.
Правила финансового менеджера:
1) дифференциал должен быть всегда положительным;
2) если новое заимствование приносит предприятию увеличение
рентабельности, то такие займы выгодны, но при этом необходимо следить за
дифференциалом: увеличение плеча рычага банкиром может быть
компенсировано увеличением цены кредита;
3) риск кредитора выражен величиной дифференциала, т. е. чем выше
дифференциал, тем меньше риск и наоборот.
4) при обращении в банк за кредитом необходимо взглянуть на фирму
глазами банкира, т. е. оценить свой рейтинг.
4. Рейтинговая оценка эффективности хозяйственной
деятельности
При проведении экономического анализа часто встает вопрос о
сравнимости
результатов
деятельности
различных
предприятий.
Необходимость оценки возникает при покупке предприятий или
контрольного пакета акций, при продаже предприятий или при оценке места
компании в конкурентном рынке. Оценка может проводиться по двум
направлениям:
1) сравнение результатов деятельности исследуемого предприятия с
результатами других хозяйствующих субъектов;
2) оценка результатов исследуемого предприятия в динамике.
Первое направление связано со сравнением нескольких предприятий
(или разных подразделений одного предприятия) на основе ряда показателей,
выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для
комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов.
Второе направление связано с оценкой соответствия достигнутых
результатов намеченным темпам развития предприятия.
Рейтинговая оценка может проводиться как на основе абсолютных
значений важнейших (по мнению аналитика) показателей отчетности, так и
на основе относительных величин различных финансовых коэффициентов.
К наиболее распространенным относятся рейтинги, которые ранжируют
предприятия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской
отчетности. В качестве абсолютных показателей обычно используются:
– объем продаж (выручка);
– величина имущества (активов или итога баланса);
– чистая прибыль;
– уровень затрат.
На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов,
публикуемых западными информационными агентствами, а также наиболее
известными из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый
журналом «Эксперт» рейтинг 200 крупнейших предприятий России.
Достоинство этого подхода состоит в том, что он построен на основе
достаточно объективных критериев и поэтому отражает, по сути, место
хозяйствующего субъекта в экономике страны или мира. К достоинствам
рейтингов, построенных на основе абсолютных показателей, следует отнести
простоту расчета, а также относительную объективность (которая
ограничивается
только
достоверностью
бухгалтерских
данных,
привлечённых для анализа). Однако для целей микроэкономического анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные
на объемных показателях, практически не имеют смысла, так как не
позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов
деятельности. Кроме того, очевидно, что некорректным будет и сравнение,
например, промышленного и торгового предприятия по критериям величины
активов, прибыли и затрат, даже если объем продаж у них одинаков.
Более объективными являются рейтинги, построенные на относительных
или удельных показателях. Именно их рекомендуется использовать при
проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В
качестве таких показателей могут выступать различные относительные
финансовые показатели: например, показатели финансовой устойчивости,
ликвидности, деловой активности, структуры капитала и другие,
представляющие для аналитика наиболее важную информацию для оценки
деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой
информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также
коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской
отчетности (например, выработка на одного работающего или на одного
производственного рабочего).
Однако и этот подход имеет недостатки. Например, какое предприятие из
двух следует признать лучшим, если у одного выше показатели
прибыльности, а у другого деловой активности?
Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры
(показатели) финансовой и производственной деятельности предприятия, т. е.
хозяйственной деятельности в целом. При ее построении используются данные
о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции,
эффективности использования финансовых ресурсов, состоянии и размещении
средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка
финансового состояния не может базироваться на произвольном наборе
показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей
деятельности должны осуществляться согласно положениям теории финансов
предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в
аналитической оценке.
Результаты анализа деятельности предприятия могут быть обобщены
через комплексную рейтинговую оценку.
Сравнительная рейтинговая комплексная оценка включает:
1. Выбор и обоснование системы показателей.
2. Выбор методики комплексной рейтинговой оценки.
3. Сбор и обработку аналитической информации.
4. Расчёт итогового показателя и ранжирование предприятий по рейтингу.
Выбор показателей и методики определяется целями рейтинговой оценки.
Зачастую оценка проводится с целью оперативного определения степени
финансовой устойчивости и оценки результатов деятельности, как самой
организации, так и её потенциальных партнеров в их деловых отношениях.
В ходе рейтинговой оценки используемая система финансовых
показателей базируется на данных публичной отчетности организации, что
позволяет контролировать изменение финансового состояния всем
заинтересованным пользователям.
Показатели, используемые в рейтинговой оценке, должны:
– давать максимально полную информацию об устойчивости финансового
состояния организации;
иметь одинаковую направленность, т. е. находиться в прямой
зависимости от финансового состояния;
– ориентироваться на нормативы, минимально удовлетворительный
уровень или диапазон изменений;
– давать итоговую оценку финансового состояния одной организации за ряд
лет (т. е. в динамике) или в сравнении с другими (т. е. в пространстве).
При использовании для ранжирования нескольких показателей следует
применять специальные математические методы. Среди них выделяют
методы суммы мест, расстояний или таксонометрический метод.
В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес участников
рынка к объективной и достоверной информации о финансовом состоянии
предприятия. Все субъекты рыночных отношений собственники
(акционеры), инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики,
страховые компании, рекламные агентства заинтересованы в однозначной
оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров. Такую
оценку можно получить различными методами и с использованием
различных критериев. Широко известен, например, метод балльной оценки.
Ниже рассматривается методика комплексной сравнительной рейтинговой
оценки финансового состояния и деловой активности предприятия,
основанная на теории и методике финансового анализа предприятия в
условиях рыночных отношений.
В соответствии с бальной методикой исходные показатели рейтинговой
оценки должны объединяться в четыре группы (оценка прибыльности,
оценка эффективности управления, оценка деловой активности, оценка
ликвидности и рыночной устойчивости), каждая из которых содержит от
четырех до семи показателей.
Оценки прибыльности включает следующие показатели (первая группа
показателей):
1. Общая рентабельность.
2. Чистая рентабельность.
3. Рентабельность собственного капитала.
4. Рентабельность производственных фондов.
Оценка эффективности управления включает следующие показатели
(вторая группа показателей):
1. Чистая прибыль на рубль объёма продаж.
2. Чистая рентабельность продаж.
3. Прибыль до налогообложения на рубль объёма продаж.
4. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на объём продаж.
Оценка деловой активности включает следующие показатели (третья
группа показателей):
1. Коэффициент оборачиваемости капитала.
2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
4. Коэффициент оборачиваемости запасов.
–
5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
6. Коэффициент оборачиваемости наиболее ликвидных активов.
7. Показатель фондоотдачи.
Оценка ликвидности и финансовой устойчивости (четвёртая группа
показателей) включает:
1. Коэффициент текущей ликвидности.
2. Коэффициент критической ликвидности.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности.
4. Индекс постоянного актива.
5. Коэффициент автономии.
6. Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами.
В основе рейтинговой оценки лежит метод расстояний, который
предусматривает наличие эталонного предприятия. Эталоном может служить
виртуальная эталонная организация: а) имеющая наилучшие результаты по
всем сравниваемым показателям или б) имеющая показатели условноудовлетворительной организации, финансовые показатели которой,
соответствуют нормативным минимальным значениям, определенным
исходя из критериев эффективности хозяйственной деятельности и
организации финансов, принципов достаточности, ликвидности и доходности
ее капитала, а также другие критерии.
Алгоритм рейтинговой оценки включает пять этапов:
1. Исходные данные представляются в виде матрицы {aij}, т. е. таблицы,
где по строкам записаны номера показателей от i = 1 до n, а по столбцам
номера предприятий от j = 1 до m.
2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится
в столбец условного эталонного предприятия.
3.
Исходные
показатели
стандартизируются
в
отношении
соответственного показателя эталонного предприятия, т. е. рассчитывается
величина xij по формуле
X ij
a ij
a ijэт
.
(16)
Для каждого анализируемого предприятия рассчитывается значение
рейтинга по следующей формуле:
Кj
2
(1 x ij ) ,
i
(17)
где Kj – рейтинговая оценка j-го предприятия.
Предприятия ранжируются по рейтингу. Наивысший рейтинг имеет
предприятие с минимальным числовым значением Kj.
Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие показатели финансовохозяйственной и индивидуальной деятельности предприятия, т.е. деловой
(хозяйственной) активности в целом.
При проведении рейтинговой оценки может использоваться балльная
система, с помощью которой также оцениваются такие финансовые
коэффициенты как:
– автономии (финансовой независимости);
– покрытия инвестиций (финансовой устойчивости);
– соотношение заёмных и собственных средств (плечо финансового
рычага);
– обеспеченности собственными оборотными средствами;
– текущей ликвидности (общего покрытия);
– критической ликвидности (промежуточного покрытия);
– абсолютной ликвидности (мгновенной);
– доля оборотных средств в активах.
В зависимости от значимости каждого показателя для оценки финансового
состояния организации и нормативов (предельных значений), определяются
балльные оценки значений коэффициентов и веса их изменений.
Общая сумма баллов, просчитанная по фактическим значениям оценочных
показателей, позволяет определить классность финансового состояния
организации. Выделяют пять классов финансового состояния.
К первому классу надёжности финансового состояния относятся
организации, значения оценочных показателей которых позволяют сделать
вывод о том, они платёжеспособны, финансово независимы и обеспечивают
бесперебойность хозяйственного процесса. Сумма баллов по оценочным
показателям должна составлять от 97,6 до 100 баллов.
Ко второму классу относятся организации финансово устойчивые, но
имеющие некоторые проблемы с погашением срочных обязательств. Сумма
баллов по оценочным показателям должна составлять от 67, 6 до 93,5 баллов.
К третьему классу относятся организации, не обеспечивающие гарантии
по выполнению обязательств. Сумма баллов по оценочным показателям
должна составлять от 37 до 64,4 баллов.
К четвёртому классу относятся организации, имеющие серьёзный риск
невыполнения обязательств. Сумма баллов по оценочным показателям
должна составлять от 10,8 до 33,8 баллов.
К
пятому
классу
относятся
организации
практически
неплатёжеспособные. Сумма баллов по оценочным показателям должна
составлять от 0 до 7,6 баллов.
В качестве комплексного индикатора финансового состояния предприятия
может служить Z cчет Ковалева В.В., включающий комбинацию пяти
наиболее важных показателей:
Z = 25X1 + 25X2 + 20 X3 + 20 X4 + 10 X5 .
(18)
где Xi – индексы роста пяти исследуемых показателей:
X1
Значения показателя для изучаемого предприятия K i
Нормативное значение изучаемого показателя Кн
,
(19)
К1 – коэффициент оборачиваемости запасов;
Выручка / Запасы средние,
(20)
К2 – коэффициент текущей ликвидности;
К3 – коэффициент структуры капитала;
собственный капитал / заемный капитал,
(21)
К4 – коэффициент рентабельности активов;
Прибыль до налогообложения / Итог
(22)
баланса, средний
К5 – коэффициент рентабельности продаж;
Весовые коэффициенты 25, 25, 20, 20, 10 – (удельные веса влияния
каждого фактора).
Если Z – равен 100 и более, финансовая ситуация на предприятии может
считаться хорошей, если же Z меньше 100, она вызывает беспокойство. Чем
меньше значение Z – показателя, тем больше вероятность возникновения
финансовых затруднений.
Рейтинговая экспресс-оценка может осуществляться по пяти показателей,
наиболее часто применяемым и наиболее полно характеризующим
финансовое состояние:
1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами К0С.
2. Коэффициент текущей ликвидности Ктл .
3. Коэффициент оборачиваемости авансируемого капитала.
4. Коэффициент эффективности управления предприятием, или чистой
рентабельность продаж, в относительной величине.
5. Рентабельность собственного капитала, в относительных величинах.
Методика расчёта данных показателей приводилась ранее.
На основе пяти названных показателей определяется рейтинг предприятия
по формуле
R = 2К0С + 0,1Ктл + 0,08Ко + 0,45Rп + Rсн .
(23)
Если показатели будут соответствовать их нормативным минимальным
уровням, рейтинг организации будет равен 1. Сравнивая рейтинг за ряд лет
можно сделать выводы либо о повышении эффективности деятельности
предприятия (рейтинг в этом случае будет ежегодно расти), либо о снижении
эффективности деятельности предприятия (рейтинг в этом случае будет
ежегодно снижаться). Следовательно, финансовым менеджерам необходимо
разрабатывать мероприятия по улучшению финансового состояния
организации.