Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничного развития личности

  • 👀 321 просмотр
  • 📌 249 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничного развития личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничного развития личности» doc
Лекция № 3-4 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ План: 1. Понятие «акцентуации черт характера». 2. Социально-педагогическая характеристика акцентуаций характеров у подростков. 1. Параноик 2. Эпилептоид 3. Гипертим 4. Истероид 5. Шизоид 6. Психастеноид 7. Сензитив 8. Гипотим 9. Конформный тип 10. Неустойчивый тип 11. Астеник 12. Лабильный тип 13. Циклоид Литература: 1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. 1. Понятие «акцентуации черт характера» Становление человека не протекает без сложностей и противоречий. Чем богаче и разностороннее личность, тем труд­нее путь ее развития. В поисках себя, сомнениях и ошибках, в преодолении того, что еще вчера казалось достижением, в умении конструктивно выходить из каждого кризисного со­стояния и заключается нормальный путь психического раз­вития человека. Чтобы помочь подрастающему человеку преодолеть возникающие отклонения в его поведении, и развитии, нужно учитывать, на каком возрастном этапе находится ребенок, какую ступеньку своего жизненного пути он сейчас преодо­левает, в чем типичные сложности того или иного возраста. Это не значит, что проявление грубости, например, можно оправдать спецификой подросткового этапа развития и пассивно ждать, когда данное негативное явление исчезнет. Определенные возрастные и индивидуальные особенности дисгармонического развития школьников нередко оказываются причиной трудновоспитуемости. Необходимо в процессе становления индивидуальности своевременно преодолевать возникающие психологические трудности, искать правиль­ный подход к каждому ребенку, устранять факторы, негативно влияющие на его развитие, учитывать половозрастание, индивидуально-типологические особенности, понимать противоречия, которые он сам не в силах разрешить. Решению данных проблем во многом может помочь зна­ние акцентуаций характеров подростков, подробно описан­ных А.Н. Личко в книге «Психопатия и акцентуации характе­ров». Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Учет акцентуации характера необходим для осуществле­ния индивидуального подхода в воспитании детей и подрост­ков, выбора адекватных форм индивидуальной работы. 2. Социально-педагогическая характеристика акцентуаций характеров у подростков В информационную модель описываемых психотипов включены следующие основные параметры: • доминирующие черты характера • привлекательные (положительные) черты характера • отталкивающие (отрицательные) черты характера • «слабое звено», уязвимое место характера • особенности общения и дружбы • отношение к учебе и работе После характеристики каждого психотипа мы рассмотрим практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций и ситуаций успеха. Конфликтогенные ситуации - ситуации, провоцирующие проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа. Ситуации успеха - ситуации, помогающие ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств. Кроме того, рассмотрим советы учителям и родителям, как себя вести в конкретных случаях проявления особенностей того или иного психотипа, и психотехнические упражнения для развития сильных сторон каждого характера. Психотехнические упражнения могут помочь подростку в значительной степени смягчить проявление отрицательных черт психо­типа. Их можно порекомендовать подростку, предварительно объяс­нив смысл и назначение каждого упражнения. Целесообразно напечатать текст этих упражнений и передать его ребенку, с тем, чтобы он всегда был у него под рукой. Периодически можно напоминать ему о необходимости регулярного выполнения указанных упражнений. Один экземпляр текста стоит дать родителям, чтобы они могли помогать ребенку делать эти упражнения. 1. ПАРАНОИК Черты этого психотипа редко проявляются в детстве, но обычно такие дети сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, о чем-то думают, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого (именно эта игрушка, именно эта книга и т.п.). Доминирующая черта характера: высокая степень целеустрем­ленности. Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определен­ной цели (причем достаточно большого масштаба), при этом он способен полностью пренебрегать интересами окружающих его людей (своих родителей, одноклассников и т.п.). Ради достижения поставленной цели он готов пожертвовать и своим благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей. Привлекательные черты характера: высокая энергичность, неза­висимость - самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которым он вместе работает. Отталкивающие черты характера: агрессивность, раздражительность, гневливость, которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленной цели, нечувствительность к чужому горю, отсутствие душевности в отношениях с людьми, авторитарность. «Слабое звено» этого психотипа: не переносит отсутствия обще­ственного признания и одобрения его успехов; он чрезвычайно че­столюбив, но по большому счету, а не по мелочам. Особенности общения и дружбы: подросток этого психотипа, как правило, конфликтен, так как у него нет естественной потребности в общении, которое он рассматривает лишь как средство для до­стижения ранее поставленной глобальной цели. И если ему прихо­дится вступать в контакт с людьми, он часто подавляет собеседника, бывает излишне категоричен в своих суждениях, при этом может легко ранить словом окружающих. Не замечает своей конфликтности. Параноик совершенно несентиментален, недоверчив в дружбе, которую рассматривает как продолжение общего большого дела. Друзья для него - это только соратники, с которыми он идет к поставленной цели. Размолвки для него - предательство общего дела, он долго помнит обиды и оскорбления. Но даже долгая дружба с ним еще ни о чем не говорит; если человек ему не нужен для дела, он его забудет без всякого сожаления. Отношение к учебе и работе. Паранойяльные дети обычно изу­чают тщательно лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем для успешного достижения поставленных целей. Для этого они могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах или в поезде метро. А все остальное в школе для них не представляет никакой ценности. Наибольших успехов параноики достигают в индивидуальной творческой работе, так как им очень трудно работать в группе и тем более в большом коллективе. И если работа его увлекает, параноик становятся «трудоголиком»; все время в работе, ничего не существует, кроме его цели и необходимой для ее достижения работы. Параноики непревзойденные поставщики, генераторы крупных идей, нестандар­тных подходов к решению сложных проблем. Педагогические рекомендации Среди конфликтогенных ситуации, т.е. ситуаций, которые обост­ряют проявление отрицательных черт характера данного психотипа и которых следует избегать при общении с ним, назовем: • ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике; • ситуации, в которых подростку приходится подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него; • ситуации, когда ему приходится заниматься «пустяками», обще­ственно незначимой деятельностью, рутинной работой или неинтересующим его предметом; • ситуации, которые заставляют его задумываться о каких-то бы­товых мелочах, решать житейские проблемы-ситуации принудительного длительного общения с разными людь­ми, которые не разделяют его интересов; • ситуации отсутствия постоянного признания, общественного одобрения. Основной задачей педагогической помощи учащимся паранойяль­ного психотипа является создание ситуаций, смягчающих проявление негативных особенностей характера. Для этого целесообразнее всего сформулировать значимую для параноика цель и направить всю его энергию на ее достижение. Это может быть большое дело для класса или даже школы. С таким подростком довольно трудно установить продуктивный контакт, если он не увидит в вас единомышленника, сподвижника, увлеченного, как и он, общей идеей. Поэтому требуется определенное время, чтобы он мог признать в вас человека, мнение которого для него значимо. В начале беседы с таким подростком желательно отметить боль­шое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели, которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не следует иронизировать над его перспективами, можно содержательно обсудить возможности их достижения и те планы, которые он разработал для достижения своих целей. В ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-педагогический контроль, доброжелательное доверие. Вместе с тем паранойяльным подросткам следует посоветовать видеть в одноклассниках, родных и просто окружающих людях не только массу, но и индивидуальность каждого. Для этого есть несколько психотехнических упражнений, которые им целесообразно регулярно выполнять. 2. ЭПИЛЕПТОИД С дошкольного возраста у детей, предрасположенных к данному типу акцентуации, замечается недетская бережливость одежды, своих игрушек, всего «своего», крайне злобная реакция на тех, кто пытается овладеть их собственностью, а с первых школьных лет проявляется мелочная скрупулезность и повышенная аккуратность. Доминирующие черты характера: - любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок; - консервативность (не признают того, что еще не принято другими); - высокий энергетизм (школьники полны жизненной энергии, они с охотой занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя: своей активностью часто мешают окружающим); - агрессивность (подростки в экстремальных ситуациях становятся храбрыми и даже безрассудными, а в обыденной жизни у них проявляется гневливость, взрывчатость, придирчивость, бывают периоды злобно-тоскливого на­строения с поиском объекта, на котором можно сорвать зло; такие дети злопамятны и мстительны). Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пункту­альность (чтобы не опоздать, заведет два будильника и попросит родителей разбудить его), внимательность к своему здоровью (поэ­тому здоровье, как правило, крепкое). Отталкивающие черты характера: жестокость, нечувствитель­ность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком, неаккуратно­стью других или нарушением ими определенных правил, эпилептоид для себя – единственно хороший человек. «Слабое звено» этого психотипа: практически не переносит не­подчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов. Особенности общения и дружбы. Как и во всем остальном, эпилептоид любит устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Он не заводит случайных знакомств, а предпочитает общение с друзьями детства и школьными товарищами. Но если подросток считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства, которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе (как и в любви) он никогда не простит. Отношение к учебе и работе. Эпилептоиды отличаются целеуст­ремленностью, выполняют все домашние задания, никогда не прогуливают уроков (таков порядок и его нужно соблюдать): обычно они отличники. В дальнейшем такие школьники лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим. Например, финансист соблюдает денежную дисциплину, юрист - законы, учитель выполняет учебные программы, во­енный - требования уставов и т.п. Педагогические рекомендации конфликтогенные ситуации • ситуации, которые требуют от ребенка ломки, изменения устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это ему приходится делать самостоятельно; • ситуации жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных людей; • ситуации, ограничивающие возможность для подростка проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями; • ситуации, когда критикуются действия подростка, тем более, когда смеются над его недостатками; • ситуации, в которых от подростка требуются повседневная ра­бота, длительные усилия и нет возможности выделиться среди ок­ружающих; • ситуации, в которых, так или иначе, ущемляются права и интересы самого ребенка. Основной целью педагогической помощи этому психотипу является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера. Но педагогическая помощь часто затруднена тем, что ребенок не воспринимает советы и просьбы. Поэтому так важно установить контакт, взаимопонимание с этим ребенком. Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что требуется от взрослого. Такой стиль общения педагога и родителей позволяет сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения. Контакт с эпилептоидным подростком целесообразнее всего ус­танавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем, например, о том, что он коллекционирует и чем его коллекция отличается от других. Очень важно такому ребенку найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение. Этим подросткам можно и нужно поручать руководство небольшими груп­пами, например, в ходе деловой игры или спортивных соревнований. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают под­ростку самоутвердиться. Семейные конфликты у детей эпилептоидного типа обычно трудно поддаются коррекции. Обусловлено это с одной стороны – его пре­тензиями на роль властелина, которого остальные члены семьи дол­жны уважать и ублажать (на что далеко не каждая семья согласна), с другой стороны, сам подросток не готов уступать в чем-либо другим членам семьи. 3. ГИПЕРТИМ Подростки, относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнако­мыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в отношении со взрослыми. Доминирующие черты характера: постоянно повышенное настро­ение, экстравертированность, т.е. обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом. Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неудержимая активность, жажда деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело до конца. Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособ­ность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более инте­ресным в данный момент), перескакивание с одного дела на другое. Может записаться сразу в несколько кружков или секций, но ни в один из них больше 1-2 месяцев не ходит), неорганизованность, (фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла), склонность к прожектерству и амо­ральным поступкам (но незлоумышленно и сразу готов покаяться). «Слабое звено» этого психотипа: не переносит однообразной об­становки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения: его угнетает одиночество или вынужденное безделье. Особенности общения и дружбы. Гипертим всегда выступает в роли весельчака и балагура. Он любит собирать гостей, его дом место встречи друзей и просто знакомых, куда может запросто прийти любой человек и остаться до тех пор, пока ему нравится. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к лидерству. Легко может оказаться в неблагоприятной среде, склонен к авантюрам. Гипертим готов дружить со всем светом, но на глубокую привя­занность не способен. Ему присущ альтруизм, любовь к ближнему (а не ко всему человечеству), он может броситься на помощь человеку не раздумывая. В дружбе он добр и незлопамятен. Обидев кого-то, он быстро забывает об этом и при следующей же встрече может искренне обрадоваться; если нужно, он может от всей души изви­ниться за нанесенную обиду и тут же сделать что-либо приятное обиженному человеку. Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа могли бы добиться значительных успехов, но они легкомысленны и ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если для его освоения требуются определенные длительные усилия. В принципе все учебные предметы даются им легко, но знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Гипертим постоянно опаздывает на уроки, прогуливает (особенно те занятия, на которых ему скучно и нет возможности выразить себя). Но ему легко наверстать упущенное, например, перед контрольной работой или экзаменом не поспать одну ночь и выучить почти весь необходимый материал. Гипертим может достичь успеха практически в любом деле. И действительно, вначале у него все спорится в руках, появляются определенные достижения, но как только начинается обычная рутинная работа, ему становится неинтересно, дело перестает быть новым и он готов бросить его, переключиться на что-то другое. Часто шумливый и сверхактивный, гипертим создает лишь ви­димость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берется за дело, планирует массу мероприятий, проводит совещания и т.п.), и это помогает ему делать карьеру. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуации следует включить: • ситуации вынужденного одиночества, лишающие подростка сво­бодного и разнообразного общения; • ситуации, ограничивающие двигательную активность; • ситуации, в которых нужно подчиняться определенным система­тическим требованиям; • ситуации, в которых приходится отказывать себе в чем-то инте­ресном новом, необычном. Основной целью, педагогической помощи этому психотипу явля­ется создание таких условий, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно сво­бодное и интересное общение. Это мoжeт быть трудная, но интересная и разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т.п. Подросткам гипертимного психотипа не следует поручать кро­потливую, однообразию работу, требующую усидчивости и ограни­чивающую его связи с людьми. Установление контакта с этими детьми не является проблемой в силу их открытости и готовности идти навстречу. Они обычно адек­ватно реагируют на доброжелательное отношение и искренний ин­терес к их делам и проблемам. В общении с ними следует избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности. В противном случае это может привести к обострению реакции эмансипации. Так как гипертимы неусидчивы и энергичны, беседу лучше вести в живом и быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (но не забывайте о дистанции, которую гипертим легко может нарушить, перейти к фамильярному стилю общения). Противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода из дома или из школы. Но недопустим и недостаток контроля, безнадзорность, а главное – отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям. Гипертимы очень тонко чувствуют, что старшим (педагогам и родителям) не до него, что они выполняют свои обязанности лишь формально. Такое отношение провоцирует их асоциальное поведение. Задача педагога и родителей найти для подростка гипертимного психотипа интересное дело, увлечь его каким-нибудь занятием (спор­тивная секция, туристский клуб и т.п.). 4. ИСТЕРОИД Истероид виден с раннего детства. Милый малыш в центре ком­наты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, поет незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент – восхищение окружающих. Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить на себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает истерику, но... он добился своего - снова всеобщее внимание, пусть даже такой ценой. Доминирующие черты характера: демонстративность, т.е. стрем­ление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитании, поклонения. Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость, и актив­ность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятель­ность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии. Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично. «Слабое звено» этого психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов, а тем более их вы­смеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидных попыток. Особенности общения и дружбы. В силу особенностей своего характера истероид постоянно нуждается в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма его жизни (жизнь на людях и для людей). Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно шире. Истероиды очень избирательны, они стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности. Отношение к учебе и работе. Учеба для истероида часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам. В принципе истероид одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются профессии, связанные с художественным творче­ством. Лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие истероида; • ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны ок­ружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности; • ситуации критики его достижений, таланта или способностей; • ситуации, когда он вынужден оставаться в одиночестве или ог­раничить круг своего общения, поклонников; • ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере; • ситуации, когда он попадает в нелепое или смешное положение; • ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, воз­можности проявить свои способности; • ситуации, в которых приходится находиться в постоянном пси­хическом или физическом напряжении. Основная цель педагогической помощи этому психотипу – постепенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружа­ющих. Необходимо выработать у подростка представление о «демонстративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более рационального удовлетворения своих желаний. Способствует этому чтение литературы или просмотр фильмов, в которых изображены персонажи с ярко выраженным истероидным поведением. Преодоление эгоцентризма является наиболее трудной задачей. В ходе бесед педагог и родители должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным и близким, другим окружающим людям. Нужно поощрять его рассказы о других, их успехах и достижениях. Учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подрост­ков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных спо­собностей (участие в проведении дискотек и т.и.). 5. ШИЗОИД С первых школьных лет такие дети любят играть одни, мало тянутся к одноклассникам, избегают шумных детских забав, пред­почитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза, прежде всего, их замкнутость и отгороженность в сочетании с неумением сопереживать окружающим. Доминирующие черты характера: интровертированность, т.е. фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира за которыми признается высшая ценность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысли­вающий окружающую действительность. При этом он самостоятельно создаст схемы анализа и пытается с их помощью объяснить суще­ствующий мир. Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Это, как правило, талантливые, умные и неприхотливые школь­ники. Шизоид очень продуктивен, может долго трудиться над своими идеями, но не пробивает их, не внедряет в жизнь. Отталкивающие черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Шизоид малоэнергичен, малоактивен при интенсивной работе, как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холоден, почти не выражает никаких эмоций: не печалится и не радуется, не сердится и не смеется. Он равнодушен к чужой беде, может быть даже жестоким. Но его эгоизм не сознательный, он просто не замечает чужого горя, В то же время шизоид может быть и сам легкоранимым, так как самолюбив. Не любит, когда критикуют его систему. Слабое звено этого психотипа: не переносит ситуации, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних людей в его внутренний мир. Особенности общения и дружбы. Шизоид очень избирателен, лю­дей он в основном не замечает, так же как и многие вещи матери­ального мира. Но все же он нуждается в общении, которое должно отличаться глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми он общается, очень ограничен, как правило, эти люди старше его. Для шизоида характерна самодостаточность в сфере отношений, он может довольствоваться общением с самим собой или с одним человеком. Другом шизоида может быть человек, хорошо понимающий его особенности, способный не обращать внимания на его странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера. Но если он кого-то считает своим другом, то часто становится назойливым, при­липчивым, надоедливым, требующим особого внимания к себе. Отношение к учебе и работе. Шизоид может быть очень способ­ным и даже талантливым, но он требует индивидуального подхода, так как отличается особым видением мира, своей, не похожей ни на что точкой зрения на обычные явления и предметы. Шизоид может заниматься очень много, но не систематически, так как ему трудно выполнять общепринятые требования, да еще по не им самим при­думанным схемам. Поэтому если шизоид видит, что педагог оценивает результат его работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то он может проявить весь свой талант и все способности. Если же педагог (и родители) требует от детей этого психотипа, например, решения задач строго определенным способом (ведь так объясняли на уроке), тогда такой подросток может быть отстающим, несмотря на то, что ему вполне по силам решить эти с задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и ко всем остальным учебным предметам. Шизоид чаще всего парный работник, например математик-те­оретик или физик-теоретик. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложив­шихся привычек поведения; • ситуации, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми; • ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам; • ситуации, в которых приходится руководить другими людьми; • ситуации коллективной или групповой деятельности; • ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам. Установление контакта с этим типом подростков с целью оказания педагогической помощи представляет значительную трудность. Многие из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу», Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить ребенка и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше. В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы, города или страны и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка. Основным признаком установления контакта, преодоления пси­хологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло. При организации учебного процесса необходимо учитывать глу­бокий интерес к какой-либо науке и обширные знания подростка в этой области, создавать ребенку условия для реализации знаний. Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы интересов ребенка, причем эти задания могут быть высокой степени трудности. Для развития коммуникативных способностей шизоидов необхо­димо включать в различные групповые и коллективные формы де­ятельности, например в командные спортивные игры. 6. ПСИХАСТЕНОИД В детстве наряду с некоторой робостью и пугливостью у таких детей проявляются склонность к рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте возникают раз­личные фобии – боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться одному дома или за закрытой дверью и т.п. Критическим периодом, когда психастенические черты начинают проявляться с особой силой, является начало обучения в школе. Это связано с необходимостью отвечать за себя и тем более за других, что представляет одну из самых трудных задач для психастеника. Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за будущее свое и своих близких. Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность. Отталкивающие черты характера: нерешительность, определен­ный формализм, безынициативность, склонность к бесконечным рас­суждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасения. При­чем опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня или моих родных укусит собака или я заболею или получу двойку и т.д.). Поэтому психастеноид так верит в приметы: обувь надевает только с правой ноги; если запнется левой ногой, то обязательно плюнет три раза через правое плечо и т.п., считая их панацеей от всех бед. Другой формой защиты от постоянных страхов является созна­тельный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея о том, что если всё заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не служится, все обойдется. Таким подросткам очень трудно принять практически любое ре­шение, они все время сомневаются, все ли обстоятельства и возможные последствия они учли. При этом они думают уже не о том, как добиться уcпexa, а о том, как избежать возможных неудач и непри­ятностей, Но если все же решение принимается, то психастеник начинает действовать немедленно так как боится сам себя - «вдруг передумаю». «Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности за себя и за других. Особенности общения и дружбы. Психастеноид стеснителен, за­стенчив, боится устанавливать новые контакты. В отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, дру­зей у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе. Отношение к учебе и работе. Психастеноид способен заниматься, не поднимая головы проявляя несвойственную ему целеустремлен­ность, настойчивость и усидчивость, длительное время, так как боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей. Долгое время сверяет полученный результат по справочникам, словарям, энциклопедиям, позвонит другу, спросит у него и т.п. Психастеноид, как правило, подчиненный, который аккуратно, точно и в срок выполнит любую работу, если задание конкретно и полученная инструкция четко регламентирует порядок его выполне­ния. Таким людям по душе тихая, аккуратная, спокойная работа, например работа библиотекаря, бухгалтера, лаборанта или надомная работа. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации, когда необходимо принять самостоятельные решения; • ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое; • ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций; • ситуации сильного беспокойства или страха; • ситуации прямой критики самого подростка или его поведения; • ситуации длительных физических или психологических пере­грузок. Педагогическая помощь этому психотипу направлена на преодо­ление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении с этим психотипом не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу такого ребенка. При установлении контакта следует сначала подбодрить подро­стка, дать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным человеком. Если установятся доверительные отношения, можно обсудить те опа­сения, которые ему мешают принимать решения. При этом вместе с ним подробно рассмотреть возможные последствия, например, что может случиться и чем это грозит или самому подростку, или его родным. Во время беседы следует поощрять решительные высказывания подростка, его готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы, когда нет необходимости самостоятельно принимать ответственные решения. 7. СЕНЗИТИВ С первых детских лет ребенок боязлив, боится одиночества, тем­ноты, животных, особенно собак. Избегает активных и шумливых сверстников. Но он достаточно общителен с теми, к кому уже привык, любит играть с малышами, чувствуя себя с ними уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязан, это «домашний ребенок»: старается поменьше выходить из дома, не любит ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко, например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка. Доминирующие черты характеры: повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Сензитивы робки и застенчивы особенно среди посторонних лю­дей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах. Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, вни­мательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисципли­нированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Сензитив стремится преодолеть свои слабые стороны. Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, расте­рянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. «Слабое звено» этого психотипа: не переносит насмешек или по­дозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжела­тельное внимание или публичные обвинения. Особенности общения и дружбы. Сензитивы охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии. В то же время они всячески избегают знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными. Настоятельная потребность поделиться своими переживаниями и ощущениями реализуется в общении со старыми друзьями. Отношение к учебе и работе. Сензитивы учатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за определен­ного страха перед контрольными, зачетами, экзаменами. Отвечать у доски боятся и стесняются, чтобы не прослыть выскочкой. Но при доброжелательном отношении со стороны педагогов они могут по­казать прекрасные результаты. Школа часто пугает их своим шумом, суетой и активностью ребят во время перемены, им хочется в это время уединиться. Привыкнув к одному классу, они страдают, если приходится переходить в другой коллектив, а тем более в другую школу. Работа для сензитива – нечто второстепенное, а главное – это теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, отношение к нему руководителя. Поэтому он может быть исполнительным и преданным секретарем-референтом, машинисткой, помощником и т.п. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации несправедливых обвинений в неблаговидных поступках; • ситуации критики, насмешек над ним или его поведением; • ситуации открытого соперничества; • ситуации постоянных контрольных проверок его деятельности, недоверия; • ситуации вынужденного одиночества, невозможности поделиться своими переживаниями с другом. Основной целью педагогической помощи этому психотипу является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности. Сензитивные подростки нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными пережива­ниями у них бывает достаточна сильна. Поэтому с ними необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности. Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах дея­тельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. И в семье, и в классе необходимо создавать ситуации, стимулирующие убежденность под­ростка в том, что он нужен другим. В семье при общении с детьми этого психотипа противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым их шагом, каждой минутой. Непрерывные запрещения, невозможность самостоятельно принять даже простенькое решение, а тем более насмешки со стороны самых близких людей не позволяют учиться на собственном опыте, не приучают к самостоятельности. 8. ГИПОТИМ В детстве такой ребенок почти всегда вялый, живет без особых радостей, обижен на всех, и, прежде всего, на своих родителей. На лице часто выражение недовольства, расстройства из-за того, что не сделали так, как он хотел. Доминирующие черты характера: постоянно пониженное настро­ение, склонность к депрессивным аспектам. Настроение гипотима так же постоянно меняется, как и у гипертима, но только эти изменения со знаком минус. Поэтому настроение практически всегда плохое. Привлекательные черты характера: совестливость и острый кри­тический взгляд на мир. Гипотим стремится чаще быть дома, создавая уют и теплоту, и тем самым избегать лишних волнений. Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, по­стоянное уныние, склонность искать у себя проявление недомоганий, различных заболеваний, почти полное отсутствие интересов и увлечений. Низкая энергетичность гипотима выражается в быстрой утомля­емости, он часто впадает в апатию, появляются унылые мысли. Из-за этого его действительно преследуют неудачи, он к этому привыкает, жалуясь окружающим на судьбу, на несправедливое отношение к себе. «Слабое звено» этого психотипа: открытое несогласие с ним в восприятии действительности. Особенности общения и дружбы. Гипотим часто и подолгу обижается на окружающих и своих друзей. Но при этом он остро нуждается в общении, чтобы была возможность жаловаться на свою жизнь, на то, что его не поняли, не оценили. Ему нравится рассказывать окружающим о тех трудных обстоятельствах, в которые он попал, например, в школе не ладит с учительницей. На все советы со стороны собеседника он приведет массу аргументов, почему сло­жившуюся ситуацию нельзя изменить, а ему самому будет только хуже, если он начнет что-либо предпринимать. Дружить с ним очень трудно в первую очередь из-за того, что он видит в любом человеке сначала возможную причину ухудшения своего настроения. Отношение к учебе и работе. Гипотимы могут проявить себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но само содержание их особенно не интересует. Делают они это из-за страха плохой оценки. Как правило, учатся посредственно или плохо: по­стоянно болея и ссылаясь на недомогание, пропускают занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и по тем предметам, преподаватели которых не делают скидок на их плохое настроение. Гипотим обычно всегда недоволен работой, что бы ему ни пред­лагали делать. Он постоянно жалуется на людей, на обстоятельства и просит дать ему другое задание, но картина повторяется, так как он видит, прежде всего, недостатки, отрицательные моменты в орга­низации производства или в окружающих. Ему трудно постоянно заниматься одним делом. Уходя из коллектива, он, конечно, во всем обвиняет других, жалуется на плохое отношение к себе. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации вынужденного одиночества, когда рядом нет человека, с которым можно поделиться своими бедами и страхами; • ситуации критики его самого или его поведения; • ситуации недостаточного внимания к его жизни, настроению; • ситуации длительных физических и психических нагрузок; • ситуации невольных перемен образа или условий жизни, тем более, если это происходит довольно часто; • ситуации вынужденной заботы о своем здоровье, наличия симп­томов недомогания. Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание ситуаций успеха, исключения давления и жесткой критики, частых указаний на его ошибки. Такие подростки постоянно находятся в плохом настроении, по­этому при установлении контакта сначала следует чуть-чуть улучшить их настроение, рассказав или напомнив им смешную историю, например, из жизни класса. Затем целесообразно обратить внимание на необоснованность обид по отношению к окружающим людям. Одной из основных задач в работе с этим подростком является переориентация его внутренней установки «Все кругом плохие, и я тоже слабый» на другое мироощущение - «Хороших людей значи­тельно больше, и я тоже хороший». В семье к ним нужно относиться тактично и бережно, ни в коем случае не обижаясь, а помогая им увидеть мир более светлым и радостным. 9. КОНФОРМНЫЙ ТИП Этот тип характера встречается довольно часто. Ребенок согла­шается со всем, что ему предлагает ближайшее окружение, но стоит ему попасть под влияние другой группы, он изменяет отношение к тем же вещам на противоположное. Такой подросток как бы утра­чивает свое личностное отношение к миру, его суждения и оценки окружающего мира полностью совпадают с мнением тех людей, с которыми он общается в данный момент. Причем он не выделяется, не навязывает свое личное мнение, а просто представляет «массу», которая согласна с лидером. Доминирующие черты характера: постоянная и чрезмерная при­способляемость к своему непосредственному окружению, почти пол­ная зависимость от малой группы (семьи, компании), в которую он входит в данный момент. Жизнь идет под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было, как у всех». Это распространяется и на стиль одежды, и на манеру поведения, и на взгляды по самым важным проблемам. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безогово­рочно принимают систему ее ценностей, какими бы эти ценности ни были, без всякой критики. Поэтому их ближайшее будущее во многом определяется характером и направленностью группы, в которую они входят в данный момент. Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнитель­ность, дисциплинированность, покладистость. В группе они не яв­ляются источником конфликтов или раздоров, так как принимают стиль жизни группы без всякого критического осмысления, ими удобно командовать. Они слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с теми предложениями, которые поступают от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут и раскаяться. Хотя собственной смелости и решительности что-то предложить у них, как правило, не хватает. Но если в группе модно быть «храбрым», они могут стать «храбрыми». Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, безво­лие, почти полное отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего ближайшего окружения, что может послужить причиной аморальных поступков. Но если группа, которая является для подростка значимой в данный момент, имеет положительную направленность, то и он может достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции. «Слабое звено» этого психотипа: не переносит крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Лишение привычного окружения мо­жет послужить причиной реактивных состоянии. Особенности общения и дружбы. Конформный тип легко уста­навливает контакты с людьми, при этом подражает тем, кого считает лидерами. Но дружеские отношения очень непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Такие подростки не стремятся первенст­вовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам. Самой группой они воспринимаются как бесцветные, малоинте­ресные ребята, которые готовы слушаться других и мало что способны предложить сами. Отношение к учебе и работе. В учебе конформный тип проявляет себя так же, как и во всем остальном. Если его окружение, группа, в которую он входит, учится хорошо, то и он будет прикладывать усилия, чтобы не отставать от своих друзей. Если же группа пренебрегает учебой, прогуливает уроки, то и он будет вести себя так же. Это не даст ему возможности полностью раскрыть все свои способности. К работе он относится в зависимости от настроя группы: может быть очень трудолюбивым и исполнительным, творчески и изобретательно выполнять все, что ему поручено. Но может и отлынивать от работы, делать ее формально. Все зависит от окружения. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации изгнания из «своей» группы ребят, к которым он привязался; • ситуации освоения новых видов деятельности без образцов или лидеров; • ситуации принятия самостоятельных решений без опоры на мне­ния значимых людей; • ситуации знакомства с новыми людьми, когда надо проявить себя, свои личностные качества; • ситуации прямого противоречия между мнениями двух групп, в которые подросток входит одновременно. Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание условий, при которых подростку приходится проявлять самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций. Так, во время дискуссии в классе надо дать ему возможность высказаться одним из первых, чтобы он смог подчеркнуть свою точку зрения. Если же подросток будет говорить последним, то он, скорее всего, повторит точку зрения одного из лидеров своей группы. Причем каждый более или менее серьезный случай проявления самостоятельности нужно заметить и поощрить. Педагогу и родителям следует быть особенно внимательными к социальной микросреде, поскольку, попав в дурную компанию, подросток довольно быстро усваивает все привычки и обычаи, ма­неры поведения и стиль общения. Но насильственное отлучение от такой группы не дает положительных результатов. Более целесооб­разно вовлечь подростка в микрогруппу с положительной направ­ленностью. 10. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Такой тип акцентуации характера формируется нередко у детей, которые перенесли травму мозга. Поэтому к ним нужен особенно тактичный подход. Доминирующая черта характера: полное непостоянство прояв­лений. В отличие от конформного психотипа неустойчивый зависит не от группы окружающих его людей, а от любого человека, который в эту минуту оказался рядом с ним. Его ничего не может удержать, он поддается влиянию этого человека. Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы искренне вы­полнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают, и через некоторое время (иногда совсем незначительный период) они или забывают о том, что обещали, или ленятся и придумывают массу причин, объясняющих невозможность выполнить обещанное. Отталкивающие черты характера: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, хвастовство, согла­шательство, лицемерие, трусость, безответственность. «Слабое звено» этого психотипа: безнадзорность, бесконтроль­ность, которые иногда приводят к серьезным последствиям. Особенности общения и дружбы. Подростки этого типа пассивны, стараются избегать конфликтов. Контакты в целом беспорядочные и бесцельные. Они могут быть в составе сразу нескольких групп, при этом они действительно перенимают правила и стиль поведения каждого коллектива. Неустойчивый психотип склонен жить сегодняшним днем, часами может смотреть телевизор или видео, слушать музыку, ничего не делая при этом. Его в принципе не интересуют развлечения, которые требуют определенных интеллектуальных усилий. Попадая в группы сверстников, они выполняют роль подручных у лидеров, могут стать соучастниками правонарушений и других неблаговидных поступков. Склонны к аффективным вспышкам, часто отмечается почти полная расторможенность. Например, если такой подросток, прибежав в школьную столовую, не смог ничего купить, чтобы перекусить (нет ничего подходящего), он запросто может сбегать в соседний магазин, даже если при этом он опоздает на следующий урок. Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения они могут начать хорошо учиться или забросить занятия. В последнем случае у них появляются большие пробелы в знаниях и дальнейшее усвоение нового материала (даже если появляется огромное желание учиться) осложняется. На уроке внимание неустойчивое, часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания выполняют неохотно и нерегулярно, знания их бессистемны. Именно поэтому за ними нужен постоянный, но тактичный контроль. На работе неустойчивый психотип также ненадежен, так как может подвести в любую минуту. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации жесткого подчинения дисциплинарным требованиям; • особенно если это требуется делать длительное время; • ситуации ограничения в общении с людьми, которые помогают развлекаться; • ситуации длительных усилий и концентрации сил на какой-то работе; • ситуации, при которых необходимо принимать конкретные реше­ния и нести за них ответственность. Оказание педагогической помощи этому психотипу требует от учи­теля и родителей большого терпения, такта, систематичности и на­стойчивости. Таких подростков нельзя оставлять без постоянного внимания, они должны быть всегда на виду. На них положительно действует хорошо организованный физи­ческий труд, так как он их дисциплинирует и в какой-то степени эмоционально разряжает. При организации воспитания целесообразно согласовывать уси­лия педагогов и родителей. Только при постоянных и слаженных усилиях может быть получен положительный результат. Если же между ними существуют серьезные разногласия, то это может обо­стрить эмоциональный кризис подростка. 11. АСТЕНИК С детства плохой сон, аппетит, ребенок часто капризничает, пла­чет, боится всего. Он очень чувствителен к громким звукам, яркому свету, его быстро утомляет даже небольшое количество людей, по­этому стремится к уединению. Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии. Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплини­рованность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелю­бие, незлопамятность, способность к раскаиванию. Отталкивающие черты характера: капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, с явно заниженной само­оценкой, не могут при необходимости постоять за себя. Они испы­тывают большую тревогу в случае изменения внешних обстоятельств, ломки стереотипов, так как одним из механизмов психологической защиты является привыкание к одним и тем же вещам, укладу жизни. «Слабое звено» этого психотипа: внезапные аффективные вспыш­ки из-за сильной утомляемости и раздражительности. Особенности общения и дружбы. Астеник не стремится к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности, не проявляет инициативы. Круг друзей ограничен, прежде всего, из-за внезапной раздражительности и частых капризов. Отношение к учебе и работе. Астенику часто мешает заниженная самооценка, тем более, если педагог предъявляет повышенные тре­бования, так как знает, что этот ребенок может учиться лучше. Но постоянные сомнения, чувство тревоги и страха перед возможной ошибкой мешают ему нормально работать на уроке, например, отве­чать у доски даже в том случае, когда материал хорошо знаком. Особенно его пугают внезапные вызовы к доске, потому что подросток не может мгновенно собраться с мыслями. Он теряется, краснеет, не может ответить и потом долго и мучительно переживает свой «позор». Работа его также быстро утомляет и не приносит чувства радости или облегчения. Тяжелая и напряженная работа вызывает раздра­жение, подросток может заплакать от чувства бессилия. Поэтому он нуждается в периодическом отдыхе или чередовании разных видов деятельности. Но в любом случае это должна быть не очень интенсивная физическая и психологическая нагрузка. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации внезапного физического и психического напряжения; • ситуации открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения; • ситуации, когда смеются над его слабостями, ошибками, неуме­лыми действиями; • ситуации вынужденного активного общения с большим количе­ством людей; • ситуации, когда необходимо быстрое переключение в работе или в общении; • ситуации, в которых надо проявлять определенную силу воли. Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, например публичные выступления, выполнение заданий, требующих определенной смелости. Но при этом задания должны быть посильными для ребенка. Если астеник слабо успевает по какому-либо предмету, то педагог и родители должны оказывать дозированную помощь в очень так­тичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи должны быть заме­чены и поддержаны, закреплены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения самооценки. Для школьников этого психотипа особенно важным является продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы они не переутомлялись. Аффективные вспышки возможны в условиях соревнования, когда астеник начинает понимать, что он не в состоянии стать победителем. Поэтому и в семье, и в школе не следует создавать или провоцировать ситуации соревно­вания, например «кто быстрее из вас выполнит домашнее задание, тот дольше будет гулять». 12. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП В детстве обычно не отличаются от сверстников, но часто про­стужаются, отсюда ангины и другие инфекционные заболевания. Способны погрузиться в мрачное настроение из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость могут поднять настроение, при­дать веселый тон разговору, но только до тех пор, пока очередная «неприятность» не испортит все. Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настро­ения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ни­чтожных (незаметных для окружающих) поводов. От душевного состояния в данный момент зависит практически все: и аппетит, и сон, и общее самочувствие, и желание общаться, и работоспособность, и желание учиться и т.п. Привлекательные черты характера: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения). Лабильного подростка отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, с кем он в хороших отношениях, кого любит и о ком заботится. Причем эта привязанность сохраняется, несмотря на изменчивость его настроения. Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыль­чивость, драчливость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтам (в периоды подавленного настроения). Во время простого разговора может вспыхнуть, навернутся слезы, готов сказать что-то дерзкое, обидное. «Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязан. Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если он рад и доволен жизнью, то контакты устанавливает с большим желанием; если огорчен и неудовлетворен жизнью – то контакты резко сокращаются. Настроение часто меняется от самой незначительной реплики того, с кем он дружит. Простое замечание в адрес подростка может вызвать депрессию, привести к разрыву дружеских отношений. И напротив, слова друга могут значительно улучшить настроение, вы­звать бурный прилив энергии, желание сделать что-то хорошее для него. Он обладает хорошо развитой интуицией по отношению к лю­дям, может довольно легко определить «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе друга. Предпочитает дружить с теми, кто способен в периоды спада настроения отвлечь, утешить его, при­поднять настроение, рассказать что-то интересное, при нападках других – защитить и прикрыть собой, а в минуты эмоционального подъема разделить бурную радость и веселье. Он способен на пре­данную дружбу. Очень чутко реагирует на знаки внимания, благодарность, похвалу и поощрения, которым он действительно рад, но это не переходит в заносчивость и самодовольство. Отношение к учебе и работе. Для таких детей характерна крайняя изменчивость. Непредсказуемость поведения и реакций на реплики и просьбы педагога или родителей. В ответ на замечание может рассмеяться и радостно взяться за исправление указанной ошибки, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчи­няться законным требованиям педагога. Знания лабильного подростка поверхностны и бессистемны, так как он не может управлять сам собой и не поддастся управлению со стороны педагогов или родителей. Периоды резкого изменения настроения не подвластны ему. Работая, лабильный подросток в состоянии переключиться, забыть о своем плохом настроении, но это происходит лишь в том случае, если работа его заинтересовала, не надоедает, увлекает его. Это является одним из условий профилактики его плохого настроения. Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуации следует включить: • ситуации сильной конкуренции; • ситуации ущемления чувства собственного достоинства; • ситуации полной дисгармонии его настроению (всем весело, а он в это время страдает); • ситуации отсутствия успеха, признания, внимания; • ситуации угрозы наказания, страха перед чем-либо или кем-либо; • ситуации критики самого подростка, его поведения. Основной целью педагогической помощи этому психотипу является установление тесного, доверительного контакта, полного взаимопонимания. Это возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие. Желательным является тесный эмоциональный контакт с полным раскрытием его переживаний. Обычно у этого психотипа вслед за эмоциональным реагированием наступает душевное расслабление, в таком состоянии он становится доступным для продуктивного контакта. Особое внимание необходимо уделять его взаимоотношениям в классе и в семье. При этом следует учитывать, что для него важны постоянная эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих. Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда реальной). 13. ЦИКЛОИД В детстве мало, чем отличается от своих сверстников, но иногда производит впечатление гипертима, т.е. периодами может быть не­обычно шумливым, озорным, постоянно что-то предпринимающим. А затем опять становится спокойным и управляемым ребенком. С началом пубертатного периода (половой зрелости) возникают пери­одические фазы смены настроения, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более. Доминирующие черты характера: смена двух противоположных состояний – гипертимного и гипотимного, циклические изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами эмоционального спада). Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадо­стность, общительность (в периоды подъема настроения, когда он похож на гипертима); грусть, задумчивость, вялость, упадок сил все валится из рук; то, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует невероятных усилий (в периоды спада настроения, когда он похож на гипотима). Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неу­равновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрез­мерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Во время спада труднее становится и жить, и учиться, и общаться. Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю привлекательность. Подросток становится на время «домоседом». Ошибки, мелкие неприятности, которые случаются в этот период из-за плохого самочувствия, переживаются им очень тяжело, тем более что есть с чем сравнивать. Ведь еще день-два назад все пре­красно получалось, например, в спорте, а сегодня не идет игра, и тренер недоволен, и сам подросток не знает, что делать. И это его угнетает, он не узнает себя, свой организм, не может понять свое раздражение, нежелание видеть даже близких людей. На реплики и замечания отвечает с недовольством и грубостью, хотя в глубине души сильно переживает эти внезапные для него изменения. Но чувства безысходности не бывает, так как он понимает, что пройдёт определенное время и все снова станет хорошо, все будет получаться, как и прежде. Нужно только переждать этот период спада. «Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов. Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесша­башная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с самыми близкими друзьями («все вы мне надоели»). По-настоящему дружить предпочитает с теми, кто хорошо понимает неизбежность перемены в отношениях на какое-то время. И не обижается на это, прощает вспышки раздражительности и обидчивости. Отношение к учебе и работе. В учебе та же ситуация: периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда у подростка наступает полное безразличие к учебным предметам, до­машним заданиям. В работе он то гипертим (любое дело спорится и получается, но до тех пор, пока оно интересно), то гипотим (недоволен любой предлагаемой работой, найдет причину для жалоб и раздражения). Педагогические рекомендации В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: • ситуации неожиданных поручений и просьб, противоречащих на­строению данного момента; • ситуации резкой смены привычных состояний; • ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся сте­реотипов, привычек; • ситуации претензий, притеснений и неудач; • ситуации психологических перегрузок, особенно в стадии спада. Основной целью педагогической помощи этому психотипу явля­ется предупреждение повышенных нагрузок, особенно в стадии спа­да. Для этого следует продумать несколько вариантов заданий, поручений и использовать тот вариант, который наиболее соответ­ствует состоянию подростка в данный момент. Хорошо помогают поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний, например, не очень тяжелая физическая работа в хорошей компании сверстников. При установлении контакта с таким подростком важно правильно понять, что он сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержатель­ную часть беседы. Если подросток находится в фазе спада, то це­лесообразнее просто оказать ему теплую психологическую поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.
«Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничного развития личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot