Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе

  • 👀 971 просмотр
  • 📌 937 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе» pdf
Лекция 3. Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе 1.3.1. Генезис массовых коммуникаций Интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. XX в. связан с возникновением и распространением технических средств коммуникации. Началом исследования массовой коммуникации стали исследования немецкого социолога М. Вебера (Weber, Мах). Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе. После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации - рационалистический и иррационалистический.  Первый подход основан на теории информационного общества. Теория, разработана в 70-е гг. XX в. американским социологом Д. Беллом (Bell, Daniel), состоит в том, что информация рассматривается в качестве единственного стимула н источника социального развития, а СМИ, соответственно, как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах н способах ее передачи и дальнейшего применения.  Второй подход представлен феноменологическим направлением (конец 40-х - начало 60-х гг. XX в.). Основоположник данного подхода американский философ и социолог австрийского происхождения А. Шюц (Schutz, Alfred), создавший теорию «понимающей социологии». Подход обращен к проблемам языковой социализации и коммуникации, обусловленной неязыковыми факторами. Коммуникация трактуется как результат взаимного понимания людей. На развитие массовых коммуникаций решающее влияние оказали технологические и социальные революции. Технологическая революция совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации Социальная революция – наиболее острая форма борьбы со старыми, отжившими общественными отношениями при резко обострившихся политических процессах, когда меняется тип власти, к руководству приходят новые революционные силы, устанавливаются новые социально-экономические основы общества В развитии теорий массовой коммуникации влияние СМИ носит сложный характер при воздействии на аудиторию. На разных стадиях развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи (см. рис. 1.9). Средства коммуникации и связи Животные Самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Транспортные средства Созданию транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы. Одной из причин Было желание расширить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а в последующем и предметами материального производства. Знаковые сигналы Система коммуникации (флажки, костры - в пределах видимости; звуковые сигналы - в пределах слышимости) позволила осуществлять взаимодействие на расстоянии. Рис. 1.9. Средства коммуникации и связи Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целевые разовые коммуникации использовались индивидуальные средства коммуникации как гонец, посыльный. В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. 1.3.2. Коммуникативные революции (изобретение письменности; изготовление печатного станка; внедрение электронных масс-медиа) История развития коммуникаций претерпела следующие коммуникационные революции: 1) изобретение письменности. Изобретение письменности 5-6 тысяч лет назад в Месопотамии, затем – независимо, но несколько тысяч лет спустя – в Китае, и еще на 1500 лет позднее – майя в Центральной Америке. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации и основой зарождения массовой коммуникации. В результате изобретения рукописной книги, в Китае около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно. 2) изготовление печатного станка. Изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. 3) внедрение электронных масс-медиа (см. табл.1.6). Появлением радио, телевидения, спутникового и кабельного ТВ, распространением компьютеров и Интернета. Таблица 1.6. Электронные масс-медиа Виды Телеграф Радио Телефон Телевидение Компьютеры Общая характеристика изобретен в XIX веке ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей - коммуникантов с его изобретением скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное - информация и данное средство коммуникации стали массовыми Повышение мобильных свойств (не стационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов, по крайней мере, еще в 5-6 раз увеличивает эту возможность став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации Internet, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций. Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административногосударственных, ни цензурных границ. Информационное пространство «захлестывает» «четвертая волна», которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость 1.3.3.Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями: бихевиоризм, символический интеракционизм, персонализм, экзистенциализм (см. табл.1.7). Таблица 1.7. Основные парадигмы социальных коммуникаций Направление Бихевиоризм Основатели Общая характеристика Джон Б. В основу коммуникации ставил не Уотсон (1878-1958) Символический интеракционизм Персонализм язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул-реакция» В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды по схеме [стимул-реакция (S-R)]. Бихевиористы в радикальной форме сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм и реакциями на них Джордж В результате межличностного общения Герберт Мид: упорядочивается, формируется 1863, социальная структура, а процесс Саут-Хэдли, развития коммуникативных форм Массачусетс - представляет собой социальное 1931, Чикаго развитие. Центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия. Направление рассматривает реакции как осмысленные символические действия (например, протянутая рука символизирует приветствие). Язык рассматривается как основное символическое средство взаимодействия Э. Мунье Коммуникация в философии персонализма – общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюдных обязательств – абстрактно и безлично. В результате возникают мнимые коллективы «массового общества» корпорации, группы давления, бюрократизированные институты. Коммуникация же – взаимозависимость, противоположная договору, основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности. Можно выразить это тезисом «контакт – вместо контракта», эмпирические формы которого (контакта) – беседа, дискуссия, «безграничное взаимное пребывание в беседе» Экзистенциализм Альбер Камю Рассматривает общение индивидов не (1913-1960) как «подлинное», а лишь актом, подчеркивающим одиночество каждого, т.е. согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он - это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Согласно учениям экзистенциалистов истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Очень важная категория для экзистенциалистского анализа коммуникации термин «дискурс». Для К. Ясперса и М. Хайдеггера «дискурс» – подчиненное понятие по отношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с помощью аргументов. У Ю. Хабермаса и К. О. Апеля дискурс – форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным образом содержащие притязания на общезначимость Изучение социальной коммуникации опиралось на различные направления, научные школы, теории которые условно объединим в три группы коммуникации, сформированные на социальной, языковой и собственно коммуникативной основе (см. рис 1.10). Истоки социальной коммуникации связаны с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания и оценочных категорий коммуникации. Само ключевое понятие «социальные коммуникации», являвшееся центральным для социологии ХХ века, претерпело изменения. Сегодня оно применяется в трех методологических контекстах. Понятие коммуникация Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств с целью их применения для реализации социальных функций коммуникации Второй подход Третий подход к социальной коммуникации связан связан с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений с проблемами межличностной коммуникации Рис. 1.10. Подходы к понятию коммуникация Лекция 4. Социологическое исследование коммуникативных функций языка 1.4.1. Социолингвистика Молодая отрасль, которая появляется как отдельная область языкознания во второй половине 20 века. Сегодня социолингвистика переживает возрождение, что связано с экстралингвистическими процессами – глобализация, интерес к национальным культурам, активизация миграционных процессов, освобождение колоний, признание независимости многих республик – выделение государственного языка, национального языка, проблема сохранения вымирающих языков, процессы, связанные с явлением политкорректности порождают искусственные языковые образования. В современных условиях возможны и другие наименования – этнолингвистика (сейчас – более узкая область), социальная диалектология (20 век), этнография коммуникации, социосемантика. Социолингвистика – отрасль языкознания, которая имеет прикладной характер. Термин, пришедший из американской лингвистики, впервые он был использован в 1952 году американским социологом. 1963 г. – был образовании комитета по социолингвистике (в США) Язык социолингвистикой рассматривается не сам по себе, не как структура, а в его связях с коллективом носителей языка, с функционированием различных социальных институтов и отношений, с историей народа, его культурой и т.д. В социолингвистике язык изучается в связи с социальными условиями существования. Социолингвистика имеет два аспекта –диахронический и синхронический (см. рис. 1.11). Социолингвистика Объект диахронической социолингвистики Объект синхронической социолингвистики история языка для отдельных языковых явлений из истории общества с изменением его социальной структуры язык и его функционирование в какойто конкретный момент истории в данном обществе Рис. 1.11. Аспекты социолингвистики Основные проблемы социолингвистики – проблема социальной дифференциации языка и проблема социальной обусловленности развития языка. Виды социолингвистики (см. табл.1.8). Таблица 1.8. Виды социолингвистики Признак Вид Характеристика Макро изучает языковые Масштаб социолингвистика процессы, проходящие объектов в крупных социальных объединениях. Это, прежде всего – государство, функционирование языков в каком-то регионе, большие социальные группы, выделяемые по тому или иному признаку (пол, возраст, образование). В этой области проводят изучение особенностей языковой ситуации в данной группе, изучение языковых Микросоциолнгвистика Направление Теоретическая исследования контактов (вопросы межкультурной коммуникации), языковые конфликты и способы их разрешения, языковое планирование, государственная политика в области языка т.д. занимается анализом языковых процессов и отношений в небольших по численности группах носителей языка (семья, подростковая группа, производственные отношения внутри коллектива). Микросоциолнгвистика исследует следующие проблемы: эффективность речевого взаимодействия, приобретение и совершенствование коммуникативных навыков (процесс социализации), изучение отношения к языку (престижность владения той или иной формой языка). Таким образом, микро социолингвистика занимается скорее индивидуальной речью в социальном контексте занимается изучением наиболее общих теоретических проблем таких, как выявление Экспериментальная существенных закономерностей языкового развития и доказательство из социальной природы. Также решается проблема социальной обусловленности функционирования языка в разных ситуациях общения. Также теоретическую социолингвистику волнуют процессы взаимодействия и взаимовлияния языков в рамках одного социума, также функционирование так называемых контактных языков и промежуточных языковых образований. Ученые, занимающиеся теоретической социолингвистикой, хорошо понимают необходимость подкрепления своих размышлений эмпирическим материалом У. Лабов (создал словарь Longman, путем почтовых опросов) и М.В. Панов. Эксперимент Крысина (эксперимент по особенностям произношения. Очень масштабный в 80-х годах. Ученые пользуются результатами и по сей день). Современный социолингвистический эксперимент, как правило, проводится коллективом исследователей (в России, как правило, институты). С появлением интернета подобные эксперименты проводить стало удобнее. Хорошая база для эксперимента – НКРЯ Методы сбора социолингвистического материала (см. рис 1.12). Методы социолингвистики Сбор материала Оценка достоверности полученных данных Содержательная интерпретация письменное анкетирование, устное интервью, тесты методы математической статистики интерпретация использования языка и социальных характеристик его носителей Рис. 1.12. Методы социолингвистики Социолингвистические различия языков (см. табл.1.9). Таблица 1.9. Социолингвистические различия языков Признак Коммуникативн ые ранги языков, определяемых в зависимости от функций языков в межгосударстве нном и межэтническом общении Вид Мировые языки Международные язык Характеристика языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский используются в международном и Государственные (национальные) языки Региональные языки межэтническом общении и, как правило, имеют юридический статус государственного или официального языка в ряде государств. Например, португальский, вьетнамский имеют юридический статус государственного или официального языка или фактически выполняют функцию основного языка в одной стране. В не одноязычном социуме это, как правило, язык большинства населения. Есть и исключения – в республике Филиппины, при населении в 52 млн. человек, государственным языком, наряду с английским, стал язык тагальский, при этом тагалов всего 12 миллионов, что почти в два раза меньше численности народа бисайа. И все же, как правило, это язык большинства населения: грузинский язык в Грузии, литовский язык в Литве, хинди в Индии письменные, однако, не имеющие статуса официального или государственного. Примеры: тибетский язык в Тибетском автономном районе Китая (свыше 4 млн. говорящих, язык межплеменного общения и делопроизводства). Региональные языки Европы – Местные языки Классификация, Здоровые языки основанная на базе понятия мертвый язык «Больные» языки» например, бретонский ипро вансальский во Франции, сардинский на Сардинии. Однако на этих языках не учат в школах, они не имеют официального статуса это бесписьменные языки. Таких языков многие сотни. Они используются в устном неофициальном общении только внутри этнических групп в полиэтнических социумах. Нередко на них ведутся местные теле и радио передачи. В начальной школе местный язык иногда используется в качестве вспомогательного языка, необходимого для перехода учащихся на язык обучения в данной школе на которых говорят дети, которые способны обслуживать максимально большое кол-во сфер в общественной жизни. В настоящее время многие ученые говорят об опасности, грозящей даже здоровым языкам, а именно, экспансии английского языка. Не только в России, но и другие страны Европы которые отличаются тем, что на них говорит какоелибо взрослое население. Языки в Сибири (эскимосские языки, например), на которых не говорят и специально не изучаются людьми Исчезающие языки Мертвые языки имеют малое количество носителей (на нем говорит от нескольких десятков до нескольких сотен людей). И носителями являются опять же люди пожилого возраста. К этим языкам относятся языки карельского полуострова, многие кавказские языки Нет носителей этих языков, нет таких людей, для которых они являлись бы материнскими. Если остались какие-либо памятники, то возможно изучение структуры этого языка. Если брать древние языки, то к ним относятся аккадские, шумерские, хеттские, старославянские языки, древнегреческий, латинский, готский язык. Иногда мертвый язык используется в качестве литературного языка Социолингвистические параметры отдельного языка определяются объемом и структурой коммуникации, которая осуществляется на данном языке, которые зависят от следующих характеристик: 1.Количество людей говорящих на данном языке. 2.Количество этносов использующих этот язык в общении. 3.Количество стран, в которых используется язык. 4.Состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык. Стандартизация языка - сведение свободных вариантов языковых единиц к одному; выбор предписываемого (рекомендуемого) образцового варианта с соответствующей фиксацией в словарях, грамматиках и т. п. как основа нормализации языка Смешение языков – случаи более глубокого языкового проникновения, так или иначе отражающиеся на структуре языка. Языки определенным образом деформируются под влиянием других языков, но не перемешиваются. В контактирующих языках происходят фактически 2 процесса: 1) частичное смешение (в опр. областях); 2) усвоение типологич. моделей. Для более точного наименования этого явления более подходит термин языковая интерференция, а не языковое смешение. Прошлое каждого языка представляет собой диалектическое единство двух разнонаправленных линий развития: 1) развития, усиливающего различия между языковыми образованиями; 2) развития, сближающего языки или диалекты. В каждом направлении иногда различают по две фазы: а) дифференциация (лат. differentia - различие) как процесс распадения праязыка на несколько самостоятельных языков-наследников и б) дивергенция (лат. divergere обнаруживать расхождение) - дальнейшее расхождение, отдаление друг от друга родственных языков или диалектов. Углубление дивергенции может приводить к новому расщеплению прежде единого языка на самостоятельные отдельные языки. Процессы сближения и процессы расхождения языков находятся в диалектической взаимосвязи. При этом география языковых контактов, границы языков и диалектов, в конечном счете, определяются историей народов. 1.4.2. Различные концепции изучения социальных коммуникаций Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук. Бориснѐв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 7-8. Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникации развивалось как минимум тремя направлениями: Там же - С. 14  англо-американским, как направленным на лингвистический анализ и на «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн);  французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмысление идеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 194-196.  «философией диалога» (М. Бубер, Э. Левинас, М.Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер и др.). Там же С. 221-246. В Германии немецкая коммуникативистика выросла из изучения газетного дела вначале 20 в. (т.н. Zeitungskunde), которое после 1945 г. было переименовано в Publizistikwissenschaft (всѐ, что связано с изучением различных медиа - книг, фильмов, газет, радио и т.п.), а позднее - в Publikations- und Kommunikationswissenschaft. До 1950-х годов исследования были посвящены изучению истории предмета, после этого был распространен социологический теоретико-эмпирический подход. В 1970-е годы в Германии возникает новое научное направление - Medienwissenschaft (букв. "наука о медиа"), которое также изучает политическую коммуникацию. В настоящее время принято единое обозначение Kommunikations- und Medienwissenschaft, что, тем не менее, не означает слияния предметов этих научных направлений (информация с сайта Германского общества по изучению медиа и коммуникацийhttp://www.dgpuk.de/uber-die-dgpuk/selbstverstandnis/). Ф.И. Шарков отмечает, что «Коммуникология - система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку): 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций, разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистический коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, и пр.); 3) науки научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.); 4) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами». В исследованиях М.Н. Грачѐва теории коммуникации, разработанные зарубежными учѐными, можно подразделить на две категории: макроуровневые и микроуровневые (см. рис.1.13-1.14) Грачѐв М.Н. Политическая коммуникация: теоретические модели, концепции, векторы развития Теория Р. Хакфельдта и Дж. Спрага Теория Теория Р.-Ж. Шварценберга М. Гиллмор Теория Теория Н.Лумана Т. Ямагиши Теории макроуровня Теория Теория К. Кука Д. Истона Теория Д. Кноука и Дж. Куклински Теория Теория Г. Алмонда и Дж. Коулмана Рис.1.13. Теории макроуровня К. Дойча Теории микроуровня "теория волшебной пули" Ласуэлла "теории минимальных эффектов" ("limited effects theories") "теория полезности и удовлетворения потребностей" ("theory of uses and gratifications") Рис.1.14.Теории микроуровня Согласно Д. П. Гавра, в теории коммуникации выделяется два основных подхода к еѐ пониманию: (см. рис. 1.15) Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. Теория коммуникации процессно-информационный подход семиотический подход модель Х. Лассвелла, математическая модель коммуникации К. Шэннона и У. Уивера, социальнопсихологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба, модель Дж. Гербнера, интегральная (обобщенная) модель коммуникации Б. Вестли и М. Маклина, трансакционная модель коммуникации представителя техасской школы коммуникации А. Тэна структурно-лингвистическое направление и концепция знака Ф.де Соссюра, логико-философское направление и модель знаков Ч. Пирса, логическая модель знаков Г. Фреге, работы Ч. Морриса, Огдена и Ричардса Рис. 1.15. Подходы в теории коммуникации (по Д. П. Гаврару) В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие еѐ модели (см. табл. 1.10):Бориснѐв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 29-31 Таблица 1.10. Модели теории коммуникации Основные модели Линейная Общая характеристика включает 5 основных элементов процесса: кто? (классическая) модель коммуникативного коммуникации Г. (передаѐт сообщение) - коммуникатор; что? (передаѐтся) сообщение; как? Лассуэла (осуществляется передача) - канал; кому? (направлено сообщение) - аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) - результат старается учитывать как отношения, Социальноскладывающиеся между общающимися, так психологическая (интеракционистская) и их отношения к объекту разговора, и модель коммуникации постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к Т. Ньюкомбо симметрии. При совпадении отношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идѐт речь. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношений к объекту разговора при несовпадении отношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное линейную модель Шумовая модель дополнила элементом помехами коммуникации К. существенным (шумами), затрудняющими коммуникацию. Шеннона-У. Уивера Авторы выделили технические и семантические шумы - первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс Факторная модель является одним из многочисленных коммуникации Г. вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Уивера включила, помимо Малецки базовых элементов, ещѐ около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов было предложено рассматривать Циркулярная отправителя и получателя информации как (замкнутая), равноправных партнѐров, а также был сбалансированная модели коммуникации сделан акцент на обратной связи, которая связь прямую: В. Шрамма и К. Осгуда уравновешивала кодирование-сообщение - декодированиеинтерпретация-кодирование-сообщение декодирование-интерпретация Текстовая модель осмысливает коммуникацию человека с коммуникации А. собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. Согласно данной Пятигорского модели коммуникация всегда осуществляется в определѐнной коммуникативной ситуации связи с другими лицами 1.4.3. «Критический анализ дискурса» Теории коммуникативных актов предшествовала идея множественности функций языка и его взаимодействии с жизнью основанная австрийским философом и логиком Л. Витгенштейном. Он выдвинул программу построения искусственного языка, прообразом которого является язык математической логики. Английский философ, представитель лингвистической философии Джон Остин в середине 50-х годов заложил основы данной теории. Дж. Остин абсолютизировал точку зрения, согласно которой основная цель философского исследования – прояснение выражений «обыденного» языка. Он выступал против неверного употребления отдельных слов и выражений. Под «перформативными» высказываниями он понимал конкретное исполнение определенных намерений, а под «констатирующими» - высказывания, к которым применимы понятия истины и ложности. В дальнейшем социальные факторы речевой коммуникации продолжали развивать отечественные и зарубежные ученые (Дж. Сѐрль, М. М. Бахтин, Н. Арутюнова). Они изучали высказывания, в которых реализуется установка собеседника, что и позволяло выявить социальные факторы речевых коммуникаций. Теория коммуникации прямо связана с теорией речевых (коммуникативных) актов. «Критический анализ дискурса», как направление возникло на теоретической основе критической лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70-80 годов. Дискурс (позднелат. discursus "рассуждение, довод"), определяется как цельный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Дискурс является видом речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников «Критический анализ дискурса» исходит из того, что тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации. Рассмотрение дискурса как логически целостной, опосредованной, социально обусловленной единицы коммуникации дает возможность представителям этого направления «неречевые языки» (например, язык рекламы, мимики и жестов) рассматривать во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа коммуникации между людьми. Это создает основу для формирования целостной теории социальной коммуникации, включающей рассмотрение как вербальных, так и невербальных коммуникативных средств. Задача интегрирования имеющихся теоретических положений и результатов экспериментов может быть успешно выполнена только на основе единой теории, в рамках которой получает свое обоснование взаимодействие трех базовых составляющих социальных коммуникаций: социальной структуры, коммуникативных систем и способов коммуникации. Теория коммуникации призвана дать целостное представление о закономерностях и существенных связях в различных типах и видах коммуникации. Методологическое обоснование теории включает в себя раскрытие структуры, принципов построения знания, форм и способов познания, методов и средств деятельности. В эмпирических исследованиях особое место занимает выбор методов анализа фактологического материала. В исследовании проблем коммуникации, прежде всего, используются социологические и психологические методы и инструментарий, а также разработки других смежных наук. Слабая разработанность всех аспектов теории коммуникации (теоретикометодологических, прагматических, прикладных) не позволила на настоящее время сформировать целостное представление о коммуникации как о структуре, явлении и процессе.
«Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot