Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Внешняя и внутренняя среда организации

  • 👀 615 просмотров
  • 📌 569 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Внешняя и внутренняя среда организации» doc
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. 1. Социальная среда организации и организационная культура. 2. Аспекты организационной культуры, ее единство в организации. 3. Содержание организационной культуры. Функции ОК. 4. Формирование, развитие и поддержание культуры в организации. 5. Методики диагностики распространения организационной культуры. В самом общем понятии, культура – это система коллективно разделяемых смыслов, символов, ценностей, убеждений, норм поведения, отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Люди усваивают эти ценности в процессе социализации. Все это содержание в полной мере относится к понятию и содержанию организационной культуры, имея определенное своеобразие. 1. Социальная среда организации и организационная культура. Рассматривая понятия внешней и внутренней среды организации, мы отмечали, что внутренняя среда – это часть внешней, заключенной в рамки организации. Естественно, что эти рамки оказывают на нее свое воздействие. Внутреннюю среду, связанную с взаимоотношением сотрудников между собой, воздействием сотрудников друг на друга, взаимодействием руководителей и подчиненых можно назвать социальной средой организации. Эта среда в организации имеет сложный характер; она включает в себя еще и лидерство, политику и правила в организации, присущие данной организации нормы и ценности и многое другое. На поведение людей в организации влияет каждый из аспектов ее социальной среды. Это дает основание рассматривать организацию как сложную открытую систему. (Открытая система – это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, то есть она с ним взаимодействует). Понятие открытой системы рассматривалось более подробно в курсе «Введение в специальность»). В системе социальной среды взаимодействуют пять основных подсистем: • Техническая подсистема: техника, оборудование процессы и вспомогательные средства, используемые при производстве товаров и/или услуг; • Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия, миссия и обязательства организации по отношению к внешней среде и к своим сотрудникам; • Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, система кадровой работы и функциональные обязанности работников: • Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархия, групповая динамика и схемы влияния внутри организации; • Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой. Взаимодействие этих подсистем показывает, что поведение людей на работе обусловлено множеством взаимовляющих факторов. Применительно к конкретному работнику можно определить переменные, влияющие на его жизнь в организации: • Техническая подсистема определяет уровень требований к профессиональной компетенции работника и к его стремлениям к овладению новаторскими методами работы; • Подсистема целей и ценностей определяет уровень овладения работником организационной культурой и степень соответствования его личных ценностей организационным: • Структурная подсистема дает возможность работнику обозначить свое место в организации и отношение к этому месту; • Психологическая подсистема создает организационный климат (общее мнение членов организации по поводу того, как она относится к своим членам и своему внешнему окружению); • Управленческая система определяет политику руководства в вопросах оплаты труда, поощрений и наказаний для конкретного работника и позволяет ему ориентироваться на своем рабочем месте в организационном поведении. Организационная культура показывает, какое значение имеет социальная среда для большинства членов данной организации. Нет организаций, которые полностью бы копировали друг друга. Различия очень часто даже и неопределимы: вроде все так же, однако чувствуются какие-то нюансы в атмосфере организации, которые дают возможность ощутить различия. Такие особенности чаще всего проявляются в феномене организационной культуры. Понятий и определений организационной культуры много. В целом культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто и не сформулированную), которую принимают и разделяют большинство членов организации. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации и является тем «цементом», который сплачивает людей в коллектив. Есть целый ряд моментов, которые безусловно включаются в понятие организационной культуры. Во-первых, базовые предположения, связанные с видением индивидом окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, работа, время, отношения и т.д.). Их придерживаются большинство членов организации в своих действиях и поведении, но определить их совершенно четко и однозначно бывает затруднительно. Во-вторых, ценности или ценностные ориентации, которых придерживается индивид в организации. Эти ценности ориентируют человека в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. В одних организациях считается недопустимым выносить свою частную жизнь на обсуждение коллег ( «это неприлично – отнимать рабочее время коллег намои личные проблемы»), в других бытует мнение, что «моя организация –мой второй дом, а мы все – члены большой семьи». В-третьих, символика, посредством которой ценностные ориентации передаются всем членам организации. Многие фирмы и\или профессиональные образования имеют документы, в которых описываются ценностные ориентации (клятва Гиппократа, «заповеди учителя» и т.д.). Однако содержание и значение ценностных ориентаций наиболее полно раскрывается через различные «ходячие истории»: легенды, случаи из жизни членов организации, мифы. Чаще именно они оказывают более сильное влияние на поведение членов организации, чем писаные документы. Можно выделить два уровня организационной культуры, исходя из ее внешних проявлений и глубинных течений. Субъективная организационная культура исходит из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующих вне личности. Сюда включаются также разделяемые работниками образцы предположений и ожиданий. Объективная организационная культура обычно связана с физическим окружением, создаваемым в организации: здание и его дизайн, мебель, цвета и объем пространства, удобства, стиль одежды и т.д. Все эти внешние атрибуты отражают ценности, которых придерживается организация. В целом, организационную культуру можно определить как систему социальных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, особенностей поведения сотрудников данной организации; стиля руководства, принятого в данной организации; удовлетворенности работников членством в организации; система взаимоотношений сотрудников между собой; отношение к перспективам развития. Резюме. Социальная среда организации представляет собой сферу жизнедеятельности людей в организации. В свою очередь, организационную культуру можно определить как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации. Они выражаются в заявляемых ценностных ориентациях, которые задают ориентиры поведения в организации. 2. Аспекты организационной культуры, ее единство в организации. Организационную культуру, несмотря на некоторую неопределенность и аморфность, можно в некоторой степени структурировать, т.е. выделить некоторые уровни, по которым она проявляется. Такая структура была дана исследователем управленческих структур Э. Шайном. Основным структурным признаком для изучения он предлагает наблюдаемость проявлений организационной культуры. К первому уровню, по его мнению, можно отнести так называемые внешние факты культуры (символы или артефакты). К ним относятся: - определенные технологии, используемые в организации (современные для своей отрасли, традиционные, устаревшие и т.д.); - «архитектура организации», т.е. культура профессионального языка и профессионального общения; - лозунги, пропагандирующие определенные ценности организации; - правила и нормы поведения (типа «Клиент всегда прав», «Ребенок – главная ценность жизни», «Знание, свобода, процветание» и т.д.); - наблюдаемые образцы поведения. Этот уровень иногда называют «символическим», так как в нем сосредоточено все, что можно ощущать при знакомстве. Он дает первые впечатления об организации, воздействуя, прежде всего на эмоциональную сферу. Признаки первого уровня определяемы, видимы и часто даже неосознанны, действуя по принципу «у нас так принято». С него начинается познание организационной культуры. Второй уровень затрагивает более глубокие основания организационной культуры. Прежде всего, это ценностные ориентации и верования, которые разделяют большинство членов организации. Данные феномены можно изучить только в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символике и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей – нельзя заставить человека с уважением относиться к любому клиенту, если он действительно не убежден на ценностном уровне, что «Клиент всегда прав». Выявление ценностных ориентаций требует глубокого знакомства с повседневной жизнью организации и специальных методов изучения, так как случается, что заявляемые ценности носят декларативный и демонстрационный характер. Часто именно на этом уровне и заканчивается исследование организационной культуры, так как следующий «глубинный» уровень практически не обнаруживается в повседневной жизни. К третьему уровню относятся ценности жизненной ориентации. Они принимаются, как правило, бессознательно. Как многие ценности, присвоенные в процессе жизненного опыта, они бездоказательны (один из аргументов в таком случае – «я так живу» или «я так вижу»). Часто эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на данном вопросе. К ним относятся отношение с природой, понимание реальности времени и пространства, отношение к человеку и отношение к работе. Такие ценности глубоко скрыты на интимном бессознательном уровне, направляют поведение людей, помогая им воспринимать (или отвергать) атрибуты, связанные с организационной культурой. Именно в связи с выделением этих уровней и принятия или неприятия основных ценностей организации большинством сотрудников, можно говорить о степени единства организационной культуры. Строго говоря, полное единство и абсолютное признание организационной культуры во всех ее аспектах и проявлениях невозможно. Почему? Во-первых, существует множество групп работников, требования к которым различаются по функциям, которые они выполняют. Трудно требовать одинаковых моделей поведения и равного принятия ценностей от управляющего, бухгалтера фирмы и грузчика, да, вероятнее всего, и не нужно. Во-вторых, в организациях работают люди, различные по своим мировоззрениям, ценностям, воспитанию, ежедневному социальному окружению, по возрасту, наконец. Не для всех из них работа в данной организации –мечта всей жизни. Иногда это просто насущная жизненная необходимость. Поэтому они будут по-разному воспринимать организационную культуру данной организации и в разной степени ей следовать. Именно поэтому в большинстве современных, особенно крупных, компаний присутствует доминирующая культура и множество субкультур в ее рамках. Ситуации могут быть такого рода: А. Одна субкультура проявляет большую приверженность ценностям доминирующей организационной культуры (как правило, центральный аппарат или сотрудники системы управления); Б. Ключевые ценности сочетаются с другими, неконфликтующими ценностями (чаще всего, на периферии организации): В.Субкультура может отвергать ценности организации. Доминирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством сотрудников. В доминирующую культуру входят глобальные компоненты восприятия организационной культуры, которые отличают одну организацию от другой. Субкультуры получают распространение в крупных организациях, в которых работникам приходится приспосабливаться к специфике собственной деятельности (в случае функциональных служб – бухгалтерия, канцелярия и т. д.) или к местным условиям (территориальные отделения в столице или в провинции, территориально-национальные филиалы). Например, отдел рекламы компании наряду с доминирующей культурой имеет и свою специфическую субкультуру, связанную с более высоким творческим компонентом в деятельности (большую самостоятельность сотрудников, демократичность в отношениях, ненормированность рабочего дня и т. д.). Филиалы крупных компаний в регионах обязаны учитывать особенности национальной и местной культуры. В целом, любое подразделение фирмы имеет свое «лицо», несколько отличное от других, и это отличие выражается в различиях субкультур. В организациях, как и в обществе в целом, может существовать и контркультура, которая отвергает то, что утверждает организация. Особенно часто это бывает в организациях с излишне строгими требованиями или разнородным социальным и/или национальным кадровым составом. В таких организациях, кстати, гораздо чаще возникают и неформальные организации, тормозящие, а иногда и препятствующие, развитию формальной организации. Можно выделить следующие виды контркультур: • Прямая оппозиция ценностям доминирующей культуры – ее носителями являются сотрудники, несогласные с философией организации и активно ей противодействующие • Оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры – носителями являются сотрудники, неудовлетворенные стратегией управления организацией, способами реализации принимаемой стратегии • Оппозиция образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой, – например, сторонники более демократических отношений в противовес принятой в организации формальности и чопорности. • Скрытая оппозиция – часть сотрудников внешне принимают существующие нормы и ценности, но между собой подвергают действия администрации и других сотрудников постоянной критике. Может выражаться в «забастовках по-итальянски». Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда отдельные индивиды или группы людей не могут удовлетворить свои ожидания от организации. Часто появление одной или нескольких контркультур свидетельствуют о кризисе в организации, стагнации в ее развитии. Различные контркультуры, воздействуя на доминирующую, могут привести к значительным изменениям в организации, включая структуру и характер организации, ее цели и задачи. Резюме. Таким образом, организационная культура не представляет собой нерасчлененного целого. В ней выделяются различные уровни по степени обнаружения. Кроме того, в любой организации, наряду с доминирующей организационной культурой, присутствуют различные субкультуры и контркультуры, которые отражают степени удовлетворенности ожиданий сотрудников от работы в организации. 3. Содержание организационной культуры. Понятие организационной культуры невозможно рассматривать без обозначения ее основных элементов, которые и составляют ее содержание. Теоретики организационных структур Ф.Харрис и Р.Моран (1991г.) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик: • Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, должности или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются; • Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, в успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам; к злу и насилию, агрессии; влияние религии, морали, общесоциальных норм); • Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сдержанное поведение работника в отношении своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других – через индивидуализм); • Взаимоотношения между людьми (по возрасту, статусу и власти, мудрости и интеллекту, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); • Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и система вознаграждений; отношения «человек – машина», «человек – информация»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе); • Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях или действиях; абстракция и коцептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин) • Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у сотрудников; отношение к опозданиям и неявкам; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени); • Коммуникационные системы и язык общения (преимущественное использование устной, письменной, невербальной коммуникаций; существование «телефонного права»; использование жаргона; использование аббревиатур варьируется в зависимости от отраслевой, территориальной, функциональной принадлежности – ЗУНы, ТНК, РФ и т.д.); • Внешний вид, одежда и представление себя на работе (униформа и спецодежда, деловой стиль, опрятность, соответствие макияжа и при чески месту и времени, традиционный создаваемый «рабочий облик»); • Питание людей, привычки и традиции в этой сфере (организация питания в рабочее время: приготовление пищи на рабочем месте или существование столовой, кафетерия; дотации на питание; периодичность и продолжительность питания; совместно или отдельно едят сотрудники разных уровней). Организационная культура является, по большому счету, тем стержнем, вокруг которого развивается жизнь организации. Ее содержание влияет на все аспекты жизни организации – от процедуры и методов принятия управленческих решений до отношения людей между собой в организационной сфере. Поэтому можно выделить ряд функций, выполняемых организационной культурой. 1. ОК формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой. Чаще всего такое отличие заметно уже на символическом уровне и проявляется при первом знакомстве в манере общения сотрудников между собой, в отношении к клиентам организации, во внешнем виде и языке общения. 2. ОК создает определенный психологический микроклимат в организации, чувство общности всех ее членов. Благоприятная ОК дает людям уверенность в себе и в своем завтрашнем дне, что способствует эффективной деятельности организации в целом. 3. ОК усиливает вовлеченность сотрудников в дела организации и преданность ей. Такое отношение выражается в чувстве гордости за свою организацию и удовлетворение, что ты являешься ее членом. 4. ОК усиливает систему социальной стабильности в организации. Она является своеобразным инструментом, определяющим стандарты и модели поведения, и требования к их выполнению. Любой сотрудник может быть уверен, что выполнение определенных правил и соответствующее поведение будут одобрены. Такое положение облегчает людям жизнь в организации, создавая поведенческие стереотипы. 5. ОК является средством, с помощью которого формируются приемлемые и целесообразные, с точки зрения организации, формы поведения. Так, в положении о рекламном отделе фирмы приводятся функции, которые должны выполнять сотрудники отдела; порядок взаимоотношений рекламного отдела с другими подразделениями фирмы; права и ответственность сотрудников отдела и т.д. Ценность организационной культуры для организации в целом состоит в том, что она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в действиях работников. Можно сказать, что наличие и действие организационной культуры соотносятся с одним из основных законов организации – законом синергии, усиливая его действие. Для сотрудников организационная культура служит своеобразным компасом для выбора правильной модели поведения, необходимой для успешности в организации. Однако, бывают моменты, когда организационная культура начинает играть негативную роль для организации. Такие моменты случаются, если окружающая социальная среда динамично развивается, а организационная культура остается стабильной и замкнутой на организацию. Другой вариант такого негатива: когда к руководству в организации приходят новые люди и стремятся привести деятельность организации в соответствии с запросами социальной среды, а сотрудники, слишком ориентированные и приверженные прежней организационной культуре, начинают сопротивляться нововведениям. Так случилось в компании IBM , когда к руководству пришел первый за 70 лет существования новый человек – Луис В. Герстнер и попытался повернуть компанию к изменениям. Ветераны компании были шокированы и не приняли этих изменений. Необходимо определенное время, чтобы основные стереотипные модели и принципы могли измениться под воздействием необходимость и влияния руководства.(Источник примера: Л.Джуэлл. Индустриально-организационная психология СПб, 2001.). Резюме. Содержание организационной культуры включает в себя множество элементов. Их сочетание и определяет неповторимость и уникальность каждой организации. Функции ОК обозначают ее место и роль в организации. 4. Формирование, поддержание и управление культурой в организации. Формирование ОК. Традиционно истоки организационной культуры закладываются основателями организации. Именно они формируют миссию, философию и цели организации, и в соответствии с ними определяют основные ценности и нормы организационной культуры. Однако могут существовать и другие, параллельные или дополняющие траектории, формирования ОК: • Долговременная практическая деятельность организации в соответствующей социально-культурной среде • Искусственное формирование ОК специалистами консультационных имиджмейкерских фирм • Естественный отбор наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных управленческим персоналом и сотрудниками. Но, в целом, процесс формирования ОК идет через совместный опыт организации. В начале пути организации перед ней стоят две важные проблемы, которые необходимо разрешить для дальнейшего существования и выживания: - Внешняя адаптация: что надо сделать организации и как это надо сделать; - Внутренняя интеграция: как сотрудники должны решать свои организационные проблемы. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ АДАПТАЦИИ МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ: определение миссии организации и ее глав ных задач; выбор стратегии для выполнения этой миссии. ЦЕЛИ: установление специальных целей организации, достижения со гласия между управленческим персоналом и сотрудниками по целям. СРЕДСТВА: определение методов, используемых для достижения це лей; выработка согласия по используемым методам; принятие решений по организационной структуре, по системе стимулирования и подчи ненности. КОНТРОЛЬ: установление критериев измерения результатов деятель ности в организации, достигнутых отдельными сотрудниками и груп пами; создание информационной системы. КОРРЕКЦИЯ: система действий, которые необходимы в отношении сотрудников и групп, невыполняющих свои обязанности. Как правило, процесс адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своего места во внешней среде и, в частности, на рынке, учитывая постоянно меняющееся внешнее окружение. Используя совместно выработанный пока еще небольшой опыт, члены организации развивают общие подходы к совместной деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации – это поможет сформировать им понимание своего вклада в совместную деятельность. По поводу установления целей и средств их достижения в разных организациях существуют разные подходы. В одних – работники участвуют в установке целей и принимают на себя ответственность самостоятельно за их достижение; в других – работники участвуют только в выборе методов и средств их достижения. Существуют организации, в которых сотрудникам диктуются цели и средства их достижения сверху и не допускается обсуждения решений руководства по этому поводу (впрочем, как и по любому другому). В любой организации ее работники согласны участвовать в следующих процессах: - выделять из внешнего окружения важное или неважное для организации, т.е. искать место для своей организации «под солнцем»; - разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов; - находить объяснения успехам и неудачам в достижении поставленных целей организации. Процесс внутренней интеграции связан с установлением эффективных взаимоотношений внутри организации. ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ИНТЕГРАЦИИ Выбор методов коммуникаций, определение норм и правил используемого языка и концепций; выработка общих ценностных воззрений Установление критериев членства в организации и в ее внутренних группах; выработка критериев неприемлемого поведения Отношение к власти и статусам внутри организации; определение и распределение статусов; Установление правил по приобретению и поддержанию статусов Установление правил и норм межличностных отношение в рабочей обстановке; отношение по полу, возрасту, этнической принадлежности и т.д.; определение допустимого уровня открытости на работе Характер и принципы награждение и наказаний; определение желательного и нежелательного поведения Таким образом, внутреннюю интеграцию можно определить как процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Очень часто процесс внутренней интеграции начинается с определения себя и своего места в организации, причем это касается как отдельных работников, так и внутриорганизационных групп и подразделений. На формирование организационной культуры, ее содержание и свойства влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения. Формирование культуры организации связано с внешней средой и зависит от деловой среды в целом и данной отрасли в частности, а также от образцов национальной культуры. Кроме того, немаловажное значение в формировании культуры организации приобретает роль лидера (его личные убеждения, ценности, уверенность в правильности выбранного пути и будущего организации). Поддержание ОК. Когда организация сформировалась, то очень важно обеспечить дальнейшее поддержание организационной культуры. Сила ОК определяется тремя моментами: • «толщиной» культуры, т.е. насколько много существует в организации важных предположений, разделяемых работниками; насколько ясно выражен символический уровень ОК (наличие формы или стиля одежды, профессионального языка, архитектуры организации и т.п.). Культуры со многими уровнями убеждений и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации • степенью разделяемости ОК культуры всеми членами организации, т.е. насколько члены организации принимают все требования организационной культуры и в какой степени – формально или реально. Сильная культура разделяется большинством работников и более четко определяет приоритеты в поведении • ясностью приоритетов ОК для всех членов организации. Если приоритеты ОК ясны и понятны для большинства членов организации, то они становятся убеждениями и сильнее влияют на повседневное рабочее поведение, формируют чувство гордости за свою организацию. Можно выделить три основных фактора, которые играют определяющую роль в поддержании организационной культуры: 1. Отбор персонала. 2. Деятельность высшего руководящего звена. 3. Социализация работников в культуре данной организации. 1. Организация растет и укрупняется за счет вновь прибывающих членов, которые приходят из других организаций с другой организационной культурой. Хотят они того или не хотят, новые сотрудники приносят с собой прежние образцы поведения, ценности и предположения другой организации и тем самым подвергают испытанию ОК данной организации. Поэтому во многом поддержание ОК связано с кадровой работой. Процесс отбора персонала, критерии исполнения заданий, система вознаграждений, мероприятия по обучению персонала, возможности развития карьеры, продвижение и ротация кадров гарантируют, что отобранные кандидаты будут соответствовать данной организационной культуре и дополнять ее, а не вносить диссонанс. Эта процедура преследует определенную цель – найти и нанять людей, обладающих достаточной компетентностью и способных успешно выполнять необходимую работу в рамках данной организации. Как правило, на какую-либо должность претендуют несколько кандидатов. При окончательном отборе предпочтение отдается тем, кто наиболее совместим с имеющейся в организации культурой. Одновременно в процессе приема кандидаты знакомятся с информацией об организации. Если человек понимает, что его ценности и нормы несовместимы с принятыми в организации, он может сам отказаться от претензий на место. Таким образом, процедура отбора преследует двоякую цель: подбор соответствующих кадров и отсев тех претендентов, которые не вписываются в организационную среду. 2. Деятельность руководящего звена. Руководители, как правило, оказывают преобладающее влияние на поддержание организационной культуры. Личный пример (некоснительное следование в организации тем нормам и ценностям, которые заявляются как основные) и постоянное декларирование основ организационной культуры в любых публичных выступлениях оказывают благотворное влияние на поддержание ОК. Позитивное самовосприятие и уверенность в себе приводят к оптимизму окружающих. Менеджеры среднего звена устанавливают конкретные нормы и правила поведения, исходя из задач данного подразделения и в соответствии с общими положениями культуры организации. Сотрудники именно от них узнают, какие нормы поведения наиболее приветствуются в организации. 3. Социализация. Как бы тщательно не проводился отбор персонала, невозможно найти людей, абсолютно идентичных требованиям данной ОК. Поэтому задача организации – помочь новым работникам в ней адаптироваться. Социализация (иногда ее называют «врастание работника в организацию»), как правило, проходит несколько ступеней: - предварительная стадия, когда работник узнает об организации до поступления на работу (иногда, особенно если работник сильно желает получить данное место, имеет место некоторая идеализация образа организации); - «столкновение», т.е. непосредственная встреча с организацией в поцессе работы и сравнение ее со своими ожиданиями (может быть «крушение иллюзий» по поводу прежнего идеального образа); - «метаморфоза», т.е. приспособление к отклонениям от ожидаемого, согласование ожиданий с реальностью (сотрудник понимает, что нет абсолютного идеала и надо жить там, где живешь). Процесс социализации – успешный или дефектный – непосредственно влияет на стиль деятельности работника, его производительность, вовлеченность в организацию и желание в ней работать. Более подробно процесс социализации рассматривается в курсе «Организационное поведение». Существуют методы поддержания организационной культуры, которые явно или неявно используются в организации. - Выделение приоритетов внимания со стороны менеджеров в организации. Таким образом руководство дает понять сотрудникам, что в работе считается важным и что ожидается от них в производственной деятельности. - Реакция руководителей на критические ситуации. Часто в кризисных ситуациях идет наиболее мощное обнаружение ценностей и приоритетов организационной культуры, их реальности или фантомности. - Моделирование поведения на рабочем месте, обучение и тренировка. Во многих фирмах существуют учебные программы по вхождению в организацию; практикуются специальные «памятки» для сотрудников по поводу содержания рабочего места, формы одежды, отношения и обращения с клиентами организации. Постоянная концентрация на определенных «культурных сигналах» помогает поддерживать организационную культуру в целом. - Критерии определения вознаграждений и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения, одобряемым в организации. - Критерии принятия на работу, продвижения по службе и увольнения. То, из чего исходит организация при решении кадровых проблем, очень быстро становится известным всем сотрудникам организации. Критерии кадровых решений могут помочь или помешать укреплению данной организационной культуры. - Организационные символы и обряды, существующие в организации, сплачивают сотрудников и дают им уверенность в смысле существования организации. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия в коллективе, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания определенного влияния на поведение работников (представление новых сотрудников, празднование Рождества или Нового года, проводы на пенсию, отмечание годовщины создания организации и т.д.). Управление ОК. Процесс формирования и поддержания организационной культуры всегда должен находится в поле зрения руководителя. Другой вопрос, что процедура эта непроста и в достаточной мере не изучена. Существуют взгляды, что руководство организационной культурой можно осуществлять по двум позициям: 1. Видение ОК свыше, которое должно вызывать энтузиазм у подчиненных. Руководитель – лидер воодушевляет коллектив и претворяет в жизнь базовые ценности. Однако такая позиция возможна при сильной харизме лидера и при полном отсутствии контркультуры в организации, что в реальной жизни встречается довольно редко. Такая позиция требует постоянного самоконтроля руководителя и не всегда выполнима. 2. Путь руководства «снизу». Руководитель большое внимание уделяет деталям реальной жизни в организации. Шаг за шагом происходит внедрение образцов ОК личным примером и через управление поведением менеджеров среднего и низового звена. Действенное средство – создание и выработка образцов повседневного организационного поведения, введение шаг за шагом условий необходимых взаимоотношений,управление символикой и архитектурой организации. Оба пути достаточно сложны и требуют не только знаний, но и определенных навыков. Ценностные ориентации организации должны быть не только заявлены декларативно, но и проявлены в образцах поведения руководства и системе действий, стать неотъемлемой частью жизни высших руководителей, и только потом «передаваться» на нижние этажи. Существует несколько общих рекомендаций по поводу управления ОК: • Необходимо обращать внимание на нематериальные аспекты организационного окружения (тон общения, манеры поведения сотрудников и руководителей низового звена, настроения сотрудников и т.д.). Именно они чаще всего являются первыми вестниками неблагополучия в отношении ОК; • Скептически относиться к предложениям быстрой трансформации культуры организации, пусть даже в прекраснейшую и совершеннейшую область. ОК, как и социальная культура, является одним из стабилизирующих элементов организации в целом. Все ее элементы взаимовязаны между собой. Необдуманное нарушение некоторых принципов может повлечь за собой разбалансирование системы организационной культуры вообще, что может привести к дезорганизации нормальной жизни и производства. Все изменения в ОК должны носить весьма продуманный, взвешенный и постепенный характер; • Стараться понять и вникнуть в значимость важнейших организационных символов (логотипа, девизов, униформы и т.д.). Такая символика только тогда имеет смысл, если она расшифровывается и несет в себе конкретные ценностные, моральные и эстетические ориентации; • Прислушиваться к историям, рассказываемым в организации; анализировать, кто является героями этих историй и какие настроения и ценности сотрудников они отражают. Иногда небольшая «байка», рассказанная за кофе, и интонации, ее сопровождающие, могут рассказать руководителю о ценностях сотрудников больше, чем пространные выступления на собраниях и митингах; • Периодически вводить организационные обряды для передачи с их помощью базовых ценностей (специальное представление новых сотрудников с указанием их успехов на прежнем месте работа или учебы, торжественные проводы на пенсию, чествование ветеранов организации, празднование «организационных дат» и многое другое); • Проводить в жизнь абстрактные идеалы самым прямым и непосредственным путем – через образцы собственного поведения Резюме. Формирование, поддержание и управление культурой в организации являются одной из главных забот руководителей. На этот процесс оказывают влияние как совместный опыт организации, так и деятельность всего управленческого персонала. Существуют определенные факторы поддержания организационной культуры – отбор персонала, деятельность руководителей высшего звена и социализация работников в культуру данной организации. 4. Методика диагностики организационной культуры. Данная методика предлагает три параметра наблюдения и измерения ор ганизационной культуры. По признаку «индивидуализм – коллективизм» оценивается степень интеграции индивидов в группы. Коллективистское организационное мышление требует большей эмоциональной зависимости человека от организации и большей ответственности организации за своих работников. Для такого типа культуры характерны следующие ожидания: - работники ожидают, что организация будет заниматься их личными делами и защищать их интересы - взаимодействие в организации должно основываться на чувстве долга и лояльности - продвижение по службе осуществляется в соответствии со стажем работы в организации и этот путь признается единственно верным - от руководителей ожидают традиционных форм активизации деятельности работников (чаще всего это метод «кнута и пряника») - социальные связи внутри организации весьма сплоченные («мы – одна семья») - отношения между администрацией и работниками базируются на моральной основе; оценивается сама личность по отношению к принципам организации и преданности ей. Индивидуалистская культура более ориентируется в своих ожиданиях на признании компетентности и деловых качеств сотрудников. Для нее характерны: - Избегание опеки над своей жизнью со стороны организации, недопущение сотрудников в свою личную жизнь; работники привыкают надеяться только на себя и отстаивают свои интересы - Организация слабо влияет на эмоциональное самочувствие своих членов («работа есть работа и не надо принимать ее близко к сердцу»); приветствуется индивидуальная инициатива работников - Продвижение по службе осуществляется на основе личных достижений работника и в силу его компетенции - Руководство стремится использовать новейшие достижения в области мотивации, стимулирует активность каждого члена группы и ориентирует на личный успех во благо организации - Социальные связи внутри организации характеризуются известной дистанционностью - Отношения между администрацией и работниками основываются на учете личного вклада работника безотносительно его личностных качеств. На самом деле, трудно найти в чистом виде тот или другой тип организации. Однако при анализе внутреннней среды можно определить тенденцию. Следующий параметр можно определить как «дистанцию власти». Он характеризует уровень демократизации или авторитаризации стиля управления. Каждая организация обладает своей степенью социально одобряемого неравенства статусов работников. Характеристика организаций по степени авторитаризма. Низкий индекс Высокий индекс Тенденция к децентрализации Тенденция к централизации Организация имеет форму сплюснутой пирамиды Организация имеет вид высокой остроконечной пирамиды Управляющий состав малочислен Большое число управляюще- контролирующего персонала Значительная дифференциация заработной платы Относительно небольшая дифференциация заработной платы Низкая квалификация работников низшего уровня Высокая квалификация работников низшего уровня Служащие обладают более высоким статусом по сравнению с рабочими Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие Анализируя показатели данной таблицы, можно отметить, что в организациях с низким индексом «дистанции власти» более преобладают демократические тенденции – четко обозначено неравенство ролей, руководство ориентируется на удобный для сотрудников стиль управления, право первенствует по отношению к силе, высшие руководители доступны; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между рядовыми сотрудниками – солидарность. Для организаций же с высоким индексом «дистанции власти» характерен авторитарный стиль управления и жизни самой организации – признание силы над правом, приказы не обсуждаются, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются открыто выражать свое мнение, высказывать несогласие; отсутствует доверие между руководителями и подчиненными и между рядовыми сотрудниками. Важным параметром организационной культуры является тенденция к избежанию неопределенности. Характеристики этого показателя также можно представить в таблице. Низкий индекс Высокий индекс Для персонала характерна большая У работников большая тревога за готовность жить настоящим днем будущее Работники предпочитают Работники предпочитают большие небольшие организации организации Различия в критериях подбора Большая сопротивляемость кадров руководителей и изменениям и стремление как работников можно дольше оставаться в одном статусе Устойчивая мотивация на Низкая мотивация на достижение достижение целей целей Большая готовность к риску и Слабая готовность к риску и боязнь ориентация на успех успехов Предпочтение управленческой Предпочтение карьеры специалиста карьеры перед карьерой перед карьерой управленца специалиста Руководитель должен быть Руководитель не является экспертом в сфере управления специалистом в сфере управления Конфликты в организации Конфликт в организации чаще считаются нежелательными всего расценивается как естественное состояние Соревнование и конкуренция Соперничество и конкуренция межде сотрудниками не между работниками – нормальное и приветствуются продуктивное явление Большая готовность к достижению Малая готовность к достижению компромисса с оппонентами компромисса с окружающими, отстаивание “своей правоты” Большая терпимость по отношению Неготовность к неопределенности в к неопределенности в своей работе. Рассматривая все три параметра, можно составить характеристику проявление организационной культуры, а затем на основании наблюдаемых явлений выделить основные ценности и нормы организации и сделать выводы по базовым предположениям. Резюме. Используя диагностику по трем параметрам, рассмотренным в разделе, менеджер может отслеживать изменения в организационной культуре и корректировать их в соответствии с интересами организации. В курсе «Теория организации» предполагается проведение организационно – деятельностной игры «Моделирование процесса организационного построения». Его цель – в моделирующей деятельности отработать знания, полученные при изучении теоретического курса и получить умения и навыки организационного проектирования и системного анализа, что необходимо в деятельности менеджера. Игра организована в групповой форме (группа – 3-4 человека); каждая группа работает по собственной траектории под контролем и с консультированием преподавателя. Алгоритм моделирования: • Создание модели организации. Определение сферы ее деятельности. Название, соответствующее сфере деятельности. Обоснование своего выбора. • Выделение и описание признаков организации. Обозначение координирующего центра в соответствии с формой собственности, назначением организации. Определение минимума участников. • Выделение и описание признаков деловой организации, определение ее типологии по заданным в лекции параметрам. • Определение и конструирование структуры организации по Г.Минцбергу и по соотношению элементов. • Конструирование формализующих факторов. Определение предполагаемых условий, при которых возможно создание неформальных организаций различного типа. Описание их в сочинении. • Создание и описание внешней среды организации по PEST – факторам. Определение стратегии поведения организации во внешней среде, обоснование стратегии. • Конструирование внутренней среды по срезам. • Определение и формулирования миссии и философии организации. • Отработка выработки целей по четырем фазам. • Построение дерева целей организации до функциональных обязанностей. • Описание жизненного цикла организации (в виде домашнего личного сочинения с последующим обсуждением в группе и синтезом общего). • Применение организационных законов для собственной модели организации. • Выработка ценностей, смыслов и символов организационной культуры для собственной модели организации. • Защита группового проекта.
«Внешняя и внутренняя среда организации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot