Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Природа,среда и типы организаций

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 288 просмотров
  • 📌 241 загрузка
  • 🏢️ Ставропольский государственный медицинский университет
Выбери формат для чтения
Статья: Природа,среда и типы организаций
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Природа,среда и типы организаций» pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии и гуманитарных дисциплин ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ЛЕКЦИЯ 2. Тема 1. «Природа и типы организаций» Тема 2. «Внутренняя и внешняя среда организации» (2 часа) Наименование дисциплины Направление подготовки Теория организации 38.03.01 Экономика Направленность (профиль) Экономика и управление в учреждениях здравоохранения заочная Форма обучения Ставрополь, 2020 г. Лекционный материал по теме 1. «Природа и типы организаций» и по теме 2. «Внутренняя и внешняя среда организации» 1. Цель лекции: изучение теоретических основ и методологических подходов к изучению организации как системы, законов и принципов организации, расширение представлений студентов о внутренней и внешней среды организации и межорганизационных зависимостях. Задачи лекции: - проанализировать законы и принципы организации; - познакомиться с предпосылками и условиями возникновения организаций; - изучить свойства и функции организации. - рассмотреть организационную структуру, как основную составляющую внутренней среды организации; - проанализировать внешнюю среду организации; - охарактеризовать целевое окружение организации: сложность, изменчивость и определенность, межорганизационные зависимости. 2. Формируемые компетенции: ОПК-4 – способностью находить организационно- управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность; ПК-5 – способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений. 3. Учебные вопросы лекции: 1. Предмет, проблематика и задачи теории организаций. Законы и принципы организации. 2. Организация как система. Свойства и функции организации. 3. Организационная структура как основная составляющая внутренней среды организации. 4. Внешняя среда как продукт самореференции системы. Характеристики целевого окружения. 4. Содержание лекции: 1. Предмет, проблематика и задачи теории организаций. Законы и принципы организации. Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности. Каждая организация является сложной системой, состоящей из отдельных элементов, звеньев, подсистем. Она осуществляет самостоятельную деятельность, планирует ее, вырабатывает стратегию и тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри организации существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием. В ней создается определенный социальный микроклимат, регулируемый системой управления организацией. Деятельность организаций сложна и многообразна. Организации – явление живое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные,   2   производственные, официальные, неофициальные. Поэтому организации относятся к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику социальных организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Законы теории организации: 1. Закон синергии для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. 2. Закон самосохранения каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). 3. Закон развития формулируется так: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. 4. Закон информированности-упорядоченности утверждает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Упорядоченность – характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей. 5. Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, дополняются противоположными процессами – соединения, кооперации, интеграции и т.п., с другой. 6. Закон онтогенеза предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание. 7. Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. 8. Закон пропорциональности отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Принципы теории организации: 1. Принцип приоритета цели: в системе цель – задача – функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция. Функции (подфункции) – виды конкретных работ. 2. Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций. Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели. 3. Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях. 4. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. 5. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Например, главный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгалтерии вправе рассчитывать, что   3   новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает и подругому, когда номенклатурный работник постепенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кончается. 6. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. 7. Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. 8. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. 9. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. 10. Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций. 11. Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. Например, равномерная подготовка студентов к экзаменам. 12. Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания. 13. Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. Под организацией понимается – союз двух и более людей который действует на постоянной основе для достижения поставленных целей. Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура. Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции. Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся: 1) детерминированность элементов системы; 2) динамичность системы; 3) наличие в системе управляющего параметра; 4) наличие в системе контролирующего параметра; 5) наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи. Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Основанием для возникновения организации является потребность в осуществлении людьми совместной кооперированной деятельности, достижения неких общих целей. Необходимым условием функционирования организации как социального целого, является установление определенного социального порядка: во-первых, изначальное ограничение свободы, автономии и активности каждого участника деятельности; во-вторых, установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для стандартизации и воспроизводства этих отношений. Разделение труда по вертикали предполагает разделение видов деятельности на две группы («программирующую и программируемую», «координирующую и координируе   4   мую», «контролирующую и контролируемую») и разделение всех работников на управленцев и управляемых, руководителей и подчиненных. Необходимость выделения управленческой деятельности в особую сферу и последующая специализация и профессионализация работников, выполняющих управленческие функции – еще одно основание для возникновения организации. Выполнение управленческой функции предполагает наделение лиц, специализирующихся на этой деятельности, определенными полномочиями – властью и формальным (юридическим) авторитетом, т.е. правом отдавать указания подчиненным и требовать их выполнения. С этого момента лица, выполняющие базовую деятельность и лицо, выполняющее управленческие функции, вступают в отношения руководства – подчинения, что предполагает ограничение части свободы и активности первых и передачи ими части суверенитета в пользу вторых. Возникновение управления как особого вида деятельности и руководителя как профессионала, специализирующегося на этой деятельности, создает вторую важнейшую предпосылку для формирования организации. Разделение участников деятельности на руководителей и подчиненных предполагает признание власти одного человека над другим. Это исходная точка для формирования организационных отношений. Другим источником формирования этих отношений, дополняющим и одновременно ограничивающим власть руководителя, является формирование неких общих универсальных правил и социальных норм, социокультурных стандартов, регулирующих деятельность и организационные взаимодействия. Важнейшими условиями возникновения организации является рациональное разделение сфер коллективного труда, специализация базовой деятельности и профессионализация людей, участвующих в ней, с последующим выделением целевых групп (коллективов) и специализированных структурных подразделений разного профиля. Такое разделение труда именуется обычно разделением труда по горизонтали. Коллективы (целевые группы) и структурные подразделения, как конечный продукт разделения и специализации базовой деятельности, рассматриваются в теории организаций как первооснова, базовые элементы строительства организации, основания ее структуры. Их особенность состоит в том, что каждое указанное подразделение выполняет строго конкретные задачи и реализует вспомогательные цели, являющиеся средством реализации общих целей. При этом, создавая основы для эффективной кооперированной деятельности, горизонтальная специализация одновременно создает ряд проблем в управлении – дисфункций. Прежде всего, это проблема дивергенции целей. Суть – по мере профессионализации и специализации деятельности персонал подразделения часто утрачивает способность воспринимать происходящие в организации процессы через призму общеорганизационных целей и начинает рассматривать все происходящее через призму целей подразделения, что затрудняет достижение общеорганизационных целей. 2. Организация как система. Свойства и функции организации. Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации. В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация – это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации. Системный подход – специальный метод познания, направленный представление, изучение, конструирование сложного объекта как единого организованного целого на базе   5   выявления его важнейших черт, внутренних и внешних связей, решающих факторов влияния. Системный подход к исследованию организаций строится на использовании категории «система». Существует достаточно много определений систем. Под системой в общем смысле принято понимать совокупность взаимосвязанных (взаимовлияющих, взаимодействующих) элементов (частей), формирующую целостное образование. Очевидно, что определения организации и системы близки по своему смысловому содержанию. При этом понятие «организация» все-таки шире понятия «система», поскольку система - ϶ᴛᴏ некое статическое упорядоченное состояние целого, а организация - ϶ᴛᴏ и состояние порядка, и процессы по упорядочению. Свойства организации схожи со свойствами систем. Рассмотрим системные признаки, свойства организаций: 1. Компонентность – наличие множества составляющих элементов (компонентов). 2. Структурность – наличие, совокупность связей и отношений между частями целого. 3. Целостность – целое состоит из определенного количества элементов. Все элементы целого прямо или косвенно взаимодействуют через систему связей, в связи с этим если в одном элементе что-либо изменяется, то это влечет за собой изменение во всех других элементах и в самом целом. 4. Функциональность – целое ориентировано на выполнение какой-либо функции или совокупности функций, каждая организация, система функционирует, действует, для чегото предназначена. 5. Эмерджентность – эмерджентностью принято называть наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. При этом объединяемые в целое элементы могут терять свойства, присущие им вне организации, или приобретать новые. 6. Устойчивость (адаптивность, гомеостазис) – организация всегда стремится восстанавливать свое равновесие, нарушаемое влиянием внешних факторов. По характеру взаимодействия систем и внешней среды (или по степени восприятия влияния внешних факторов) различают открытые и закрытые системы. Закрытые системы – это системы, внутреннее состояние которых не зависит от внешней среды, где не происходит обмена с внешней средой (к примеру, хранилища радиоактивных отходов). Закрытые системы имеют малую применимость. Открытые системы – ϶ᴛᴏ системы, которые находятся в динамическом взаимодействии с внешней средой, обмениваются с окружающей средой информацией, энергией или материалами. Примерами открытых систем бывают любые живые организмы или предприятия, фирмы. Действительно, любая фирма в процессе функционирования вступает во взаимодействие с поставщиками, потребителями, конкурентами, пытается приспособиться к изменениям, происходящим в деловой среде. Функции организации. Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции. Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции. Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.   6   Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса. Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников. Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы. Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует. Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы. 3. Организационная структура как основная составляющая внутренней среды организации. Организационная структура фирмы направлена на установление четких взаимосвязей между ее отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры компании, производственный профиль, характер выпускаемой продукции и технология ее производства, масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления, характер объединения, в которое входит фирма, и т.д. Внутренняя среда каждой организации формируется под влиянием переменных, которые оказывают непосредственное влияние на процессы, которые в ней происходят. Известны разные подходы к структурированию внутренней среды организаций. Обыкновенно выделяют пять переменных: цели организации, ее структура, технология, рабочие задачи и люди, которые осуществляют выполнение этих задач путем применения соответствующей технологии в пределах существующей структуры с целью достижения поставленных целей. Вместе с тем существуют представления о внутренней среде организации как совокупности ее структуры (включая разделение труда), ресурсов (в широком понимании, включая трудовые и технологические процессы) и организационной культуры. Таким образом, основными элементами внутренней среды организации являются: - цель деятельности организации; - организационная структура; - система технологий, которые используются; - ресурсы; - кадровый состав и организационная культура. Рассмотрим эти элементы и установим, каким образом они между собой связаны. Цели. Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражающих ее идеальное или желаемое в будущем состояние.   7   Цели менеджмента организации определяют концепцию ее развития и основное направление деловой активности: это или желаемое состояние объекта управления или конечный результат, который намечается получить за счет соответствующих усилий, ресурсов и в определенные сроки. Успешное управление организацией возможно при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований. 1. Цели должны быть конкретными, понятными исполнителю и однозначно сформулированными. 2. Цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях. 3. Цели должны быть гибкими, способными к корректировке в соответствии с быстро изменяющимися условиями деятельности организации. 4. Цели должны быть известными, близкими для большинства членов организации, признаваемыми как личные. 5. Цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтных ситуаций. 6. Цели не должны носить разрушительный характер. Следовательно, вся работа по выработке системы целей организации является важнейшим элементом искусства управления, исходным моментом в деятельности менеджера. В системе целей организации следует различать общие (глобальные) и специфические (локальные) цели. В основе системы целей лежит миссия – понятие, отражающее основное предназначение организации в экономике и обществе. Она отражает смысл существования организации, являясь глобальной целью. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Локальные цели – это долговременные цели, подчиненные миссии организации. Они отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. К ним относятся общеорганизационные цели, раскрывающие и конкретизирующие содержание миссии. Общеорганизационные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, на обеспечение оптимальной рентабельности, на разработку новых направлений развития организации. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы Для обеспечения достижения целей организации, необходимо соответствующим образом скоординировать деятельность ее элементов (подразделений, отдельных людей), именно для этого организация и выстраивает свою структуру. Структура организации – это совокупность элементов и взаимосвязей между ними, которая дает возможность наиболее эффективно превращать входные ресурсы в конечный продукт и достигать поставленных целей. Выбор типа организационной структуры, зависит от многих факторов: целей организации, ее специфики, которая требует выполнения тех или иных видов работ, технологии, которая используется для преобразования ресурсов в конечный продукт, масштабов деятельности организации. Структура организации имеет в своей основе разделение труда, т.е. выделение для выполнения определенных видов работ специально подготовленных людей или подразделений. Такое разделение труда называется специализацией и может касаться работы с людьми (например, мастер), машинами (рабочий) и с информацией (специалист, руководитель). Соответственно виду работ, которые и определяют сущность разделения труда, выделяется та или иная структура: производственная и организационная. Технология. Структура организации в значительной мере зависит от того, на какой технологии базируется процесс преобразования ресурсов в готовую продукцию.   8   Технология – это совокупность определенных последовательных операций, производимых над ресурсами в ходе получения продуктов, способ преобразования входных элементов (материалов, сырья, информации и т.п.) в конечные (продукт, товар, услуга). Технология представляет собой сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих им технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Технологии оказывают сильнейшее воздействие на управление и организационную эффективность. Ресурсы. Все формальные организации характеризуются наличием определенных ресурсов, которые нужны для их деятельности, в процессе которой организация превращает ресурсы для достижения своих целей как, например, выпуск продукции или же предоставление услуг. К таким ресурсам принадлежат: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технология (технологические ресурсы), информация (информационные ресурсы) и т.п. Ресурсы как фактор внутренней среды тесно связаны с процессами, которые происходят в организации. Для их осуществления нужно иметь все виды ресурсов (персонал, материалы, денежные средства, информацию) в количестве, которое обеспечивает решение поставленных целей и задач. Кроме этих видов ресурсов, большое место занимают т.н. "неосязаемые" ресурсы – особые знания, общественная поддержка, имидж , политика предприятий и пр. Особенностью данного фактора является его прямая связь с внешней средой, которая выступает здесь источником получения всего необходимого. Отсюда понятна связь между состоянием ресурсного обеспечения и качеством процессов, которые происходят в организации. Она очевидна через такие параметры, как например, общий уровень образования в стране, состояние здоровья населения, технологическое развитие, системы и размер оплаты труда и т.п. Кадровый состав и организационная культура. Стержнем внутренней среды организации являются человеческие ресурсы. Существует три аспекта рассмотрения персонала как внутренней переменной организации: а) поведение отдельных людей; б) поведение людей в группах; в) поведение руководителя в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Культура организации – это совокупность разделяемых членами коллектива организации ценностей, убеждений, традиций и норм, которые влияют на поведение отдельных индивидов и групп, а соответственно и на процессы, которые происходят в организации, и результаты совместной работы. Внутренние факторы обычно называют социотехническими подсистемами организации, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные). Все внутренние факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение одного из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на другой переменной, например, людях. Внутренние факторы определяются самой организацией и могут быть изменены менеджером. Анализ внутренних факторов среды организации производится с целью выявления тех изменений, которые произошли внутри организации в результате реализации её предыдущего стратегического плана.   9   4. Внешняя среда как продукт самореференции системы. Характеристики целевого окружения. Основные характеристики внешней среды – это взаимосвязанность факторов, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Современные исследования механизмов восприятия внешней среды, физиологических и психологических аспектов этого процесса, приводит к убеждению, что мы воспринимаем в основном то, что хотим, на что настроена наша структура, что позволяет наш жизненный опыт и собственный набор собственных поведений. К этому же склоняют нас идеи радикального конструктивизма. Происходит не “схватывание” и не игнорирование внешней среды, а поиск внутренних референтов, спецификация реальности. Среда становится внутренним миром системы, неповторимым и индивидуальным. Эту способность систем ссылаться на себя называют самореферентностью. Происходит не отражение мира, а его полагание, привнесение в него смысла. Самореферентность, это качественный порог сложности системы. Она является необходимым условием и результатом комплементарности физического и символьного уровней системы. Это свойство сложности либо есть, либо нет. Ниже этого порога происходит спонтанный распад систем на простые компоненты, выше – эволюция к более сложным конфигурациям, мышление и конструирование моделей среды и, рефлексивно, себя в среде. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других. Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. В условиях высокой неопределенности внешней среды организация может использовать два подхода. Микро- и макроуровень внешней среды. К макроокружению относятся характеристики культуры (ценности, нормы, право, технология), языковая среда и др. Микросистема включает в себя их носителей – общности, группы, социальные институты, организации. В классификации, также выделяются факторы косвенного и прямого воздействия. К первым относятся: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, политическая обстановка, ко вторым – трудовые ресурсы, потребительские рынки, другие фирмы, с которыми данная организация либо конкурирует, либо находится в состоянии сотрудничества, а также государственные или вышестоящие учреждения. В практике современного управления чаще всего используется узкая трактовка внешней среды организации, в рамках которой выделяется лишь определенная часть микроокружения. Это организации, социальные группы, с которыми данная организация находится в непосредственном взаимодействии и от которых непосредственно зависит ее эффективность и выживание. В этом случае внешняя среда называется целевым окружением организации. К макроокружению относятся характеристики культуры (ценности, нормы, институциональные образцы, в том числе и юридические нормы).   10   Характеристики внешней среды: 1. Емкость – подразумевает ее «богатство» или «скудность» или же уровень наличных ресурсов для организации. 2. Однородность/неоднородность внешней среды – степень схожести или различия свойств окружающей среды. Однородная среда, проще для организаций, поскольку можно разработать стандартные ответные меры. 3. Стабильность/нестабильность внешней среды – степень неустойчивости элементов или частей окружающей среды. Стабильность подобно однородности дает возможность стандартизации. Нестабильность ведет к непредсказуемости, и организациям приходится ей противостоять. 4. Концентрация/рассеяние окружающей среды – распределение элементов в окружающей среде. Организации легче работать в более концентрированной среде, например, в том плане, что касается потребителей или клиентов. 5. Согласия/разногласия на поле деятельности – степень, в которой претензии признаются или оспариваются другими сторонами, например государственными управлениями. Если заинтересованные и относящиеся к делу стороны соглашаются с правом и обязанностью конкретной организации работать конкретным образом на конкретной территории, то имеет место согласие на поле деятельности. Эта размерность считается организационным «газоном». Организации пытаются достичь согласия на поле деятельности, обеспечивая протекционистские законы или правила. 6. Турбулентность окружающей среды – среди элементов в окружающей среде присутствует большое количество причинных взаимосвязей. В турбулентной среде очень высок процент взаимосвязей общественных образований со средой обитания. Рисунок 1 – Микро- и макроуровень внешней среды Микросреда – факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К ним относятся: - поставщики ресурсов – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности; - потребители продукции (работ, услуг) – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией;   11   - конкуренты – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей; - посредники: - контактные аудитории – это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на ее результаты. Макросреда – факторы косвенного воздействия оказывают влияние в целом на все организации, действующие в той или иной отрасли. К ним относят факторы, характеризующие развитие национальной экономики в целом: - экономическая среда – факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т. п.), влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты, темп инфляции, нормы налогообложения и др.; - политическая среда – факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике, политическая идеология, определяющая политику правительства, степень общественного недовольства правительством и т. п.; - технологическая среда (способы преобразования ресурсов в результат) – факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства; - социальная среда – факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения, отношение людей к работе и качеству жизни, темпы роста населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды могут оказывать воздействие на определенные; рынки товаров или услуг. В практике современного управления чаще всего используется узкая трактовка внешней среды организации, в рамках которой выделяется лишь определенная часть микроокружения. Это организации, социальные группы, с которыми данная организация находится в непосредственном взаимодействии и от которых непосредственно зависит ее эффективность и выживание. В этом случае внешняя среда называется целевым окружением организации. Целевое окружение – другие организации, которые непосредственно влияют на эффективность и выживание данной организации. Сложность внешней среды определяется количеством факторов, на которые должна реагировать организация, и числом вариаций каждого фактора. Если говорить о первом показателе, то можно сказать, что организация, деятельность которой жестко регулируется государством, которой часто приходится вести переговоры с профсоюзами, у которой много конкурентов и которая работает в условиях быстрых технологических изменений, находится в более сложной среде, чем, например, та, которая сотрудничает с парой поставщиков, имеет мало конкурентов, трудовые ресурсы которой не объединены в профсоюзы, а технологии меняются медленно. Если же говорить о разнообразии факторов, то организация, использующая несколько видов сырья, нескольких специалистов и ведущая бизнес всего с несколькими фирмами из своей страны, работает в менее сложных условиях, чем та, у которой все эти переменные прямо противоположны. В более сложных условиях находится и организация, использующая множество разных и быстро развивающихся технологий. Изменчивость среды определяется скоростью ее изменения. Известно, что среда современных организаций меняется все быстрее. Однако, несмотря на эту общую тенденцию, существуют организации, внешняя среда которых особенно изменчива. Например, исследователи выявили, что скорость изменения технологий и условий конкурентной   12   борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении и в кондитерской отрасли. Быстрые изменения характерны для авиакосмической и биотехнологической промышленности и для сферы телекоммуникаций и меньше затрагивают, например, мебельную индустрию. Более того, показатель изменчивости внешней среды не одинаков в разных подразделениях одной и той же организации. Например, отделы научных исследований большинства фирм работают в условиях повышенной изменчивости, поскольку им необходимо следить за всеми техническими новинками; а производственные отделы, как правило, действуют в относительно медленно изменяющейся среде, характеризующейся стабильным потоком сырья и трудовых ресурсов. Но если производственные мощности разбросаны по разным странам и ресурсы поставляются из-за рубежа, то внешняя среда производственного подразделения также должна быть в высшей степени изменчивой. Чтобы принимать обоснованные решения организациям и их подразделениям, действующим в более изменчивой среде, необходимо иметь более разнообразную информацию, что серьезно усложняет процесс принятия решений в них. Неопределенность внешней среды зависит от объема информации, которой располагает организация о том или ином факторе, а также от степени ее уверенности в надежности этих данных. Если информации мало или существуют сомнения в ее достоверности, среда более неопределенная, чем если данных достаточно и можно быть уверенным в их надежности. По мере дальнейшей глобализации бизнеса информации необходимо все больше, а уверенность в ее достоверности снижается. Неопределенность среды усиливается также вследствие все большей зависимости от мнений иностранных специалистов или аналитических данных, представленных на иностранном языке. Чем неопределеннее внешняя среда, тем сложнее принять эффективное решение. Взаимодействие любой организации с внешней средой происходит не непосредственно, а через другие организации. Это очевидно в случае с деловым слоем окружения, но то же самое касается и остальных слоев. Например, культурные факторы транслируются через религиозные организации или организации, осуществляющие гуманитарные исследования; правовые – через законодательные и правительственные организации; международные – через организации межгосударственного и наднационального характера (ООН, МВФ, ВТО и т.д.). Все бизнес-окружение – это сеть организаций, связанная иногда весьма причудливо. В узлах сети – организации, а нити, их связывающие, и есть межорганизационные отношения. Организации вступают в межорганизационные отношения, руководствуясь при этом различными поводами. Выделяют следующие причины для взаимодействия: 1. Основания к случаю. Отношения возникают в случаях, когда ранее их не было. Они связаны с какими-то единичными случаями – консультации, решение конкретного вопроса или задачи. 2. Обменные основания. Организации вступают в отношения в основном для того, чтобы получать друг от друга разнообразные ресурсы. Это, как правило, отношения с поставщиками, кадровыми и информационными агентствами и т.д. Эти отношения чаще всего выражены в форме сделок, в которых каждая организация стремится получить максимальную выгоду. Обмен может быть как равноценный, так и неравноценный (между организациями, находящимися на разных властных уровнях). 3. Формализованные соглашения. Организации, осознавая свою взаимозависимость, могут формализовать свои отношения с тем, чтобы упростить их и исключить элемент непредсказуемости. Хотя в основе – все равно обмен, но в результате соглашения он становится взаимовыгодным и стабильным. 4. Подмандатность. Это причина действует тогда, когда возникает нужда в над организационном регулировании отношений. Организации вступают в отношения, руководствуясь установлениями регулятивных органов. Другими словами, их обязывают вступать в такие отношения.   13   Примеры: отношения организации с налоговыми органами, Пенсионным фондом и т.д. Существует общая закономерность – чем сильнее вмешательство государства в экономику, тем в большей степени основанием для межорганизационных отношений выступает подмандатность. Организации используют различные приемы установления межорганизационных отношений. Выделяют следующие: 1. Владение (слияние или покупка части или контрольного пакета акций другой организации). 2. Стратегические союзы (заключение соглашений, создание совместных предприятий). Такой прием применяют, когда ориентация, физическое расположение или технологические возможности компаний взаимно дополняют друг друга, но владение или слияние по разным причинам неприемлемо. 3. Кооптация. В члены организации включают персон, занимающих важное положение в существенных для интересов организации секторах. Так, например, членом правления организации может стать банкир или представитель поставщика. 4. Связи с общественностью (PR) и реклама. С помощью этого приема устанавливаются связи и отношения с организациями потребителей, поставщиков и даже конкурентов. 5. Список рекомендуемой литературы: Основная литература 1. Веснин, В. Р. Теория организации и организационного поведения [Электронный ресурс]: учеб. / В.Р. Веснин. - М. : Проспект, 2014. – 472 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392134878.html 2. Веснин, В. Р. Теория организации [Электронный ресурс] : учеб. / В.Р. Веснин. М. : Проспект, 2015. – 172 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164585.html Дополнительная литература 1. Бардасова, Э. В. Теория организации и организационное поведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие для слушателей магистратуры / Э.В. Бардасова, Е.А. Сергеева. Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. – 104 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785788214276.html 2. Веснин, В. Р. Основы управления [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавров / В.Р. Веснин. - М. : Проспект, 2015. – 272 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164004.html 3. Веснин, В. Р. Стратегическое управление [Электронный ресурс]: учеб. / В.Р. Веснин. М. : Проспект, 2015. – 328 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164493.html 4. Веснин, В. Р. Теория организации в схемах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Р. Веснин. - М. : Проспект, 2015. – 126 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164592.html 5. Коновалова, В. Г. Управление персоналом: теория и практика. Управление организационной культурой [Электронный ресурс]: учеб.-практ. пособие / В.Г. Коновалова, под ред. А.Я. Кибанова. – М. : Проспект, 2015. – 68 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392166886.html 6. Теория организации и организационное поведение. Теория организации [Текст] : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. - М. : Юрайт, 2017. – 156 с. (10 экз.). 7. Теория организации. Организация производства [Электронный ресурс]: интегрированное учеб. пособие / А. П. Агарков, Р. С. Голов, А. М. Голиков и др. – М .: Дашков и   14   К, 2013. – 271 с. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394015830.html Режим доступа: Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" необходимых для освоения дисциплины 1. www.ach.gov.ru - официальный сайт Счетной палаты РФ. 2. www.nalog.ru - официальный сайт ФНС РФ. 3. www.government.ru - официальный сайт Правительства РФ. 4. http://www1.minfin.ru - официальный сайт Минфина РФ. 5. www.roskazna.ru - официальный сайт Федерального казначейства. 6. http://www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. 7. www.ffoms.ru - Информационный портал «Федеральный фонд ОМС». 8. http://www.mz26.ru – официальный сайт Министерства здравоохранения Ставропольского края 9. https://www.rosminzdrav.ru/ - официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации 10. http://kremlin.ru/ - официальный сайт Президента Российской Федерации 11. http://pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации 12. http://economy.gov.ru/minec/main/ - официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации 13. http://www.duma.gov.ru/ - официальный сайт Государственной Думы 14. http://www.rosmintrud.ru/ - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 15. http://ac.gov.ru/ - официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации 16. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.elibrary.ru/ 17. Национальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.nns.ru/ 18. Электронные библиотеки и электронно-библиотечные системы (http://lib.sseu.ru/biblioteka-sgeu/elektronnye-biblioteki-i-elektronnye-bibliotechnye-sistemy) 19. Электронная библиотечная система «IPRbooks» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/ 20. Библиотека Genesis [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://gen.lib.rus.ec/ 21. Ресурсы свободного доступа и Ресурсы для исследовательской деятельности (http://lib.sseu.ru/lib/resursyi-svobodnogo-dostupa ); 22. Интернет университет информационных технологий [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.intuit.ru/   15  
«Природа,среда и типы организаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot