Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1. Тема: Внешнеторговая политика России на современном этапе.
ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ и выложить в СЭО КУРС (вордовским файлом)
Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.
Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.
Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.
Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.
Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.
Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:
• модернизации и расширения производственного аппарата России;
• сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;
• исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;
• обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;
• рационального использования природных ресурсов страны.
Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.
Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.
Преобразования в экономике страны. Исходным и основным элементом реализации внешнеторговой стратегии является создание рыночного механизма функционирования как экономики в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет добиться высокой эффективности на макро- и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.
Развитие импорта. Без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
Таким образом, с одной стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научнотехнического прогресса, связанных с мировым рынком.
Для Российской Федерации импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.
Импортная политика должна быть ориентирована только на решение долгосрочных задач, способствовать ускоренному развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного производства товаров, то есть приобретаемое оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.
Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.
Селективная роль импорта не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.
Экспортная специализация страны. Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии внешнеторговой деятельности.
Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом определенных действий государства на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей.
Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство не должно пассивно воспринимать самоопределение формирования структуры экспортной специализации, а с другой – она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями.
При этом роль государства в развитии экспорта должна заключаться в постоянном поиске и выявлении производств, выделяемых мировым и внутренним рынками, и оказании им различных видов услуг и помощи.
Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой.
Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.
Специализация должна охватывать прежде всего те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта, который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.
В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.
Определение структуры экспортной специализации является результатом длительного процесса, выражающегося в нарастающем эффекте всей стратегии внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной деятельности производственных единиц.
Географический аспект. В период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.
Образование взаимовыгодного общего рынка обеспечит углубленное взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".
Особая роль в обеспечении взаимодействия национальных рынков и формирования на этой основе общего рынка должна быть отведена определению и введению в странах ближнего зарубежья единых норм и стандартов, соответствующих мировому уровню.
По поводу формирования общего рынка стран СНГ среди специалистов еще нет единства, можно выделить следующие основные направления его развития:
• постепенное изменение процесса координации хозяйственных планов и режима товарооборота в направлении более широкого использования стоимостного обмена;
• расширение поставок на прямых связях;
• прямое взаимодействие национальных оптовых рынков стран-членов СНГ;
• развитие приграничной торговли.
Соответствующие изменения должны претерпеть и основные элементы механизма торгово-экономического сотрудничества, приобретающие черты, свойственные рыночным отношениям:
• в совместной деятельности центр тяжести должен сместиться к использованию экономических методов управления интеграцией;
• в сфере ценообразования должно произойти сближение контрактных цен, применяемых во взаимной торговле стран - членов СНГ, с мировыми ценами;
• в валютной и кредитно-финансовой сферах должны быть созданы условия для формирования валютного союза стран Содружества, основанного на взаимной обратимости национальных валют и их обратимости в свободно конвертируемые валюты.
Общий рынок стран ближнего зарубежья не обособляется от мирового рынка, формируется с учетом всемирного разделения труда. Вместе с тем экономическая интеграция должна уметь себя защитить. Степень защиты в случаях сильной иностранной конкуренции не должна быть больше, чем она имеет место в наиболее промышленно развитых странах мира.
Реализация стратегии. Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.
На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.
На протяжении этого этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.
На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.
В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления:
• расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;
• исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства;
• продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.
На данном этапе экономика Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или приоритетное, развитие определенных отраслей.
Данный этап должен завершиться созданием условий для открытой экономики.
Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.
Доминантой открытой экономики является расширение функций внешнеторгового обмена продукцией в материально-вещественной форме в процессе социально-экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу - повышение национального дохода. При этом почти все отрасли производственной деятельности постоянно сталкиваются с конкуренцией на мировых рынках. Это становится возможным благодаря производству основной части продукции не только для внутристранового рынка, но и для экспорта при одновременном разрешении конкурирующего импорта в определенных пропорциях.
Экспорт и импорт на четвертом этапе реализации внешнеторговой стратегии носят специализированный характер. Существующая разница между объемом экспорта и объемом импортных потребностей настолько высока, что практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового обмена.
Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.
Достижение этих рубежей возможно не только в результате радикального совершенствования механизма внешнеторгового комплекса страны в целом, но и деятельности всех хозяйствующих субъектов, занимающихся международным бизнесом, обеспечивающим обмен продукцией в материально-вещественной форме, независимо от форм собственности.
Изложенная стратегия должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.
Внешняя торговля и государство
Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю в корне преобразила сферу экспорта-импорта и создала в России принципиально новые условия для развития международных торговых обменов. При этом одновременно с крушением монополии пошел не менее важный процесс: российская экономика начала активно включаться в систему неидеологизированных мирохозяйственных рыночных связей. Эти революционные перемены, совпавшие во времени, поначалу создали изрядный хаос. Ситуация сложилась столь причудливая, что, с одной стороны, способствовала торопливой и сверхдешевой продаже за рубеж российских ценностей - от нефти до донорской крови, а с другой стороны - привлекла в нашу страну полчища международных авантюристов с большими амбициями и мизерными капиталами.
При практически полном отсутствии таможенных и налоговых органов, приспособленных к рыночным отношениям, иначе и быть не могло. Поэтому баланс первого хаотического этапа рыночной внешнеторговой деятельности сложился не в нашу пользу: кое-кто неплохо нажился за счет России. Например, в 1995 году во Францию поступило российских товаров на миллиард долларов больше, чем официально прошло через российскую границу. Такова была плата за опыт, который приходил с годами - уточнялись функции торгпредств, усиливалось таможенное регулирование, возникали корпоративные организации, с переменным успехом пытавшиеся упорядочить крайне невыгодную для страны конкуренцию между российскими экспортерами-импортерами. Сегодня можно говорить о том, что новая, демонополизированная внешняя торговля России вышла из "младенческого" возраста, достигнув поры зрелости.
Но с сожалением приходится констатировать, что такая важнейшая отрасль экономики, как внешняя торговля, по большому счету развивается сегодня хаотично. Хотя постепенно продолжает возрастать роль таможенных тарифов, четкой стратегии долговременного регулирования по-прежнему нет. Такая же ситуация складывается в налоговой сфере.
И все же пока речь идет только об отдельных акциях для решения конкретных, чаще всего отраслевых проблем экспорта-импорта. Изменение нефтяных акцизов и пошлин на иномарки, введение сезонных импортных тарифов на некоторые виды продовольствия и прочее - все это частности, хотя и немаловажные. Правда, элементы новой стратегии начинают отчетливо просматриваться в восстановлении дружеских, но уже неидеологизированных, сугубо прагматических отношений с давними партнерами на Ближнем Востоке, с Кубой, Северной Кореей. И тем не менее целостной концепции развития внешней торговли в новом изменившемся мире в России не существует. Более того, такую концепцию, по сути, и создать некому - внешнюю торговлю как бы растащили по различным ведомствам, а настоящего штаба, мозгового центра, который мог бы стратегически проанализировать всю совокупность весьма разнообразных и разнотипных внешнеторговых проблем в их неразрывной связи с развитием российской экономики, не существует.
Чтобы пояснить, о чем идет речь, необходимо напомнить, что в СССР серьезное развитие получила так называемая "экономическая география", а правильнее сказать - наука о размещении производительных сил. Это диктовалось огромными размерами страны и заботой о ее обороноспособности. В эпоху мирового идеологического противостояния СССР был обязан рассчитывать исключительно на собственные силы и загодя готовился к любого рода возможным эмбарго, экономическим блокадам и прочим "козням" мирового империализма. К тому же государственная монополия на внешнюю торговлю помимо прочего была одним из важных элементов закрытого общества, она ограждала население от "тлетворного" влияния Запада. В итоге народнохозяйственный комплекс СССР создавался на основе замкнутого самодостаточного цикла, что приводило к колоссальным издержкам: СССР, вынужденный развиваться в замкнутом народнохозяйственном пространстве с приоритетом на самообеспечение, тратил огромные средства на перемещение грузов и товаров с восточных окраин на западные и наоборот.
Однако сегодня, когда Россия включается в общую систему мирохозяйственных связей и выходит из экономической изоляции, былые неудобства могут обернуться крупными преимуществами: территориальные, географические и природные особенности страны позволяют активно использовать весьма выгодный принцип международной регионально-экономической интеграции поверх государственных границ. Этот принцип широко применяется в мире. В частности, некоторые северные штаты США экономически тяготеют к южным провинциям Канады, а Калифорния имеет особенно тесные хозяйственные отношения с Мексикой.
Такого рода "экономический реализм" может получить распространение и в нашей стране. Скажем, для Приморья, Сахалина, Камчатки выгоднее закупать зерно в Америке, чем гнать хлебные эшелоны с Кубани на Дальний Восток. А Чукотку снабжать топливом удобнее с Аляски, чем из Владивостока.
Опасения, связанные с возможной "колонизацией" Дальнего Востока на основе проникновения туда иноземного капитала, остались в прошлом десятилетии, когда государственная власть в России действительно находилась в желеобразном состоянии и территориальные притязания озвучивались даже в одном из прибалтийских государств. В новый век Россия вступает гораздо более твердым шагом и в пределах своих государственных границ делает то, что считает нужным, - естественно, сообразуясь с нормами международного права.
Но, увы, энергетический кризис в Приморье показал, что мы по старинке склонны полагаться исключительно на собственные силы, не считаясь с экономикой. Никто даже не пытался подсчитать, во сколько обошлась казне специальная экспедиция МЧС в замерзающее Приморье. Может быть, в этой кризисной ситуации следовало бы срочно доставить из близкой Японии или недалекой Америки локальные теплогенераторы?
В этой связи представляется, что первой ласточкой новых региональных внешнеэкономических подходов может стать "чукотский вариант" губернатора Романа Абрамовича. Вполне очевидно, что новый "начальник Чукотки", умудренный опытом удачливого бизнесмена, попытается широко привлечь ближайшие к его субъекту Федерации зарубежные источники инвестиций - с Аляски. И на этой основе постарается преобразить самый удаленный российский регион, ориентируясь именно на аляскинские стандарты жизни.
Говоря о проблемах нашего Дальнего Востока, необходимо коснуться еще одной больной темы, и прямо, и косвенно связанной с проблемами внешней торговли. Речь идет о проникновении на удаленные территории России большого числа иммигрантов. Но и эту весьма важную тему сегодня невозможно рассматривать в отрыве от общего укрепления российской государственности и власти. Прочная, твердая государственная власть никаких иммигрантов не боится. У нее достаточно правовых и силовых инструментов, чтобы сохранять на своей территории надлежащий порядок жизни и управления.
Во главу угла в данном случае следует поставить принцип государственной и региональной выгоды. Если иностранные рабочие хотят и могут работать в малообжитых районах страны, принося пользу развитию региона, то такого рода "импорт" трудовых ресурсов надо не ограничивать, а четко регламентировать инструментами власти.
Международная регионально-экономическая интеграция, включающая в себя очень большой комплекс самых разнообразных направлений деятельности, - это всего лишь одна из новых, нетрадиционных проблем, связанных с внешней торговлей в ее современном понимании. На прошлогоднем Байкальском экономическом форуме была высказана идея введения на территории Дальнего Востока "особых условий хозяйствования", что позволило бы активнее включиться в единое экономическое пространство, образуемое Японией, Китаем и "азиатскими тиграми". Однако идея эта прозвучала чересчур расплывчато, потому не привлекла должного внимания.
Внешняя торговля в ее рыночном исполнении заставляет глубоко задуматься и над другими нетрадиционными стратегическими проблемами, связанными не только с импортом-экспортом, но и с большой российской политикой.
Если взглянуть на карту бывшей Российской Империи, то при ее внимательном изучении может возникнуть ряд интересных и новых для нас вопросов. Например, почему, расширяя свое влияние на юге Средней Азии, самодержавная Россия остановилась на тех рубежах, южнее которых расположился пояс государств, в основном не имеющих прямого выхода к Индийскому океану, как бы зажатых между Россией и океаническими странами? Достаточно взглянуть на проблему с позиций геоэкономики, и все сразу встает на свои места. Ведь бывшие южные границы Российской Империи в Средней Азии, а ныне - границы независимых центральноазиатских государств, проходят по водоразделам рек, бегущих на север и орошающих плодородные долины. Это были не случайные, а истинно стратегические границы - применительно к военной, природной и геоэкономической составляющим национальной безопасности. Продвигаться дальше на юг, за горные водоразделы просто не имело смысла и было опасным. Драматическая афганская эпопея через столетие подтвердила истину, осознанную еще Скобелевым и царскими геополитиками.
Всем странам в той или иной форме, в открытых конфликтах или подспудных, тайных противостояниях приходится решать проблемы геоэкономики. Разве отчетливо не ощущается привкус большой нефти в походе международного терроризма в Чечню? Но нас призывали добровольно уйти из дружественного Таджикистана, отдав его несметные гидроэнергетические богатства именно тем, кто живет террором и наркотиками. А ведь совместное с Таджикистаном строительство каскада ГЭС на Вахше для поставки электроэнергии в Индию и Пакистан может навеки утвердить российское влияние в этом регионе - и не военной, а именно экономической силой.
Экономика сильнее политики. А когда речь заходит о вечных, возобновляемых природных ресурсах, верховенство экономики и вовсе становится безусловным.
Сегодня геоэкономический расклад слегка завуалирован, затушеван острыми конфликтами вокруг нефти и газа. Но в начале нового века нельзя не задумываться над тем, как изменится мир, когда иссякнет нефть и выгорит газ. Ведь хлопок, древесина и гидроэнергия более долговечны. В исторической перспективе именно эти восполняемые природные ресурсы могучими геоэкономическими скрепами стягивают воедино Россию и Центральную Азию. В вековом масштабе нынешние позиции некоторых постсоветских лидеров этого региона - дело конъюнктурное, преходящее. Хотя нельзя отрицать, что наши геополитические конкуренты пытались на закате прошлого века ослабить самой природой установленные вечные экономические силы, связующие Север и Центр Азии. А первые постсоветские правительства слишком мало внимания уделяли геоэкономическим проблемам, основанным на международном регионально-экономическом сотрудничестве, которое может стать сильнейшим и действенным инструментом дипломатии.
Да, в сегодняшнем мире основное внимание политиков и дипломатов нацелено на нефтегазовые проблемы, что вполне естественно. Однако таджикский узел, затягиваемый талибами, показывает, что есть в мире и более дальновидные стратегии, предусмотрительно жаждущие взять под контроль возобновляемые, вечные источники гидроресурсов. На это же ориентирован и новый "шелковый путь" - попытка создания южного транспортного коридора в обход нашей страны. Может ли Россия не учитывать подобные моменты?
В эпоху очередного "передела" вопросы геоэкономики столь тесно переплетены с проблемами геополитики, что их разделение чревато крупными дипломатическими и даже историческими ошибками. Ибо сквозь призму геоэкономики многое видится дальше и четче, чем через окуляры политики. Можно говорить о том, что в России сегодня наконец-то возрождается политическая воля, способная учитывать и решать стратегические вопросы именно в таком ключе.
Эти размышления, казалось бы далекие от проблем внешней торговли, на самом деле тесно связаны с ней. Ибо сегодня понятие "внешняя торговля" - это, по сути, всего лишь некий собирательный образ, и гораздо правильнее было бы говорить о внешнеэкономических связях как таковых. В СССР, как известно, на этом направлении работали два ведомства - Внешторг и Комитет по внешнеэкономическим связям. Но сегодня сферу их деятельности невозможно было бы разграничить без ущерба для экономики в целом.
Между тем, как уже сказано, единого мозгового центра, штаба, систематизирующего концептуально всю вышеозначенную область внешнеэкономической деятельности, пекущегося о ее системном развитии и законодательном обеспечении, в России нет. И совершенно ясно, что такого рода государственный орган жизненно необходим. Ибо государство, отказавшись от монополии внешней торговли, по сути дела вообще ушло из этой важнейшей экономической сферы, ограничиваясь лишь решением конкретных отраслевых проблем, завязанных на экспорт-импорт, а также фискальными заботами. В итоге на таком ответственном поприще государственной деятельности, как координаты многообразных внешнеэкономических связей, образовался некий вакуум. Стратегии развития этой сферы не существует, что, в частности, хорошо видно на примере "Росвооружения", которое вот уже много лет находится в состоянии перманентных реорганизаций.
Но каким должен быть единый центр, координирующий все аспекты внешнеэкономической деятельности? Следует ли его создать в рамках МИДа, или же речь надо вести о межведомственном органе? Мне представляется, что общественные, публичные дискуссии на этот счет непродуктивны, ибо открывают слишком широкий простор для различного рода лоббизма. Этот важный и вполне практический государственный вопрос должны решать специалисты из МИДа, правительства, Совета безопасности, кремлевской администрации. Но ясно одно - задача эта крайне насущная, не терпящая промедления. Ступив на путь закрепления государственности, верховная власть просто обязана уделить особое внимание стратегии внешнеэкономической деятельности.
// Независимая газета
14141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414141414