Варианты рыночных моделей развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Варианты рыночных моделей развития
Высокоразвитые страны, ступив на новый путь цивилизации постиндустриального общества, развиваются, тем не менее, на основе различных моделей рынка.
Либеральная (американская) модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, усилий наиболее деятельной части населения. Эта модель ориентирована на достижение личного успеха «экономического человека». В ее основе лежат принципы монетаризма, в то время как Европа больше склоняется к традициям кейнсианской школы.
Эта модель ориентируется на сильного производителя, который не нуждается в протекционистских мерах. Поэтому такую модель называют либеральной. Она пропагандирует необходимость отказа от протекционистских мер и в области внешней торговли, и валютных отношений (пошлин, количественных ограничений импорта, валютных интервенций, девальваций и др.).
Либеральная модель, которой придерживались США, с самого начала своего развития ориентировалась на научно-технический прогресс (НТП). Он позволял экономить на фонде заработной платы, что было очень важно в условиях дорогой в этой стране рабочей силы. На такой базе сформировался предпринимательский менталитет страны, воспринимающий НТП как неотвратимый процесс. Лидерство в НТП на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать дополнительные выгоды.
Начиная с послевоенного периода, ни одна страна мира не вкладывала столько средств в образование, научные исследования и технологические разработки, как США. Результатом стало явное лидерство США на рынке технологических достижений. Следует особо подчеркнуть способ финансирования НТП. Государство осуществляет поддержку не конкретно тому или иному предприятию, а направлению технического прогресса. Развитие на основе лидерства в НТП строится на вложениях в человека. На «человеческий капитал» приходится примерно 1/4 национального богатства США.
США сформировались как большая открытая экономика с чрезвычайно емким внутренним рынком и высоко конкурентными производителями. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах. Лидирующие позиции США в мирохозяйственных связях касаются как внешней торговли, так и экспорта ссудного капитала, портфельных и прямых заграничных инвестиций. Хозяйственное поле США привлекает мощный поток иностранных инвестиций. Национальные деньги США, по существу, стали выполнять функцию мировых денег, что дает стране дополнительные доходы.
Европейская модель развития последовательно использует принципы социально ориентированной экономики. Она настроена на предотвращение социальной напряженности, защищая социально уязвимые слои населения. Для выполнения такой функции активно используется перераспределение доходов путем прогрессивного налогообложения. Высокая социальная нагрузка, которая ложится на государственный бюджет за счет социальных программ, приводит к более высокой тяжести налогообложения, по сравнению с американской моделью развития.
Европейская модель развития содействовала поступательному росту жизненного уровня в стране, увеличению сберегательных процессов, необходимых для последующего инвестирования. Таким образом, формировалась база инвестиционного климата в стране — залога ее стабильного экономического роста. Население при росте благосостояния меняет социальную структуру. Постепенно вымывается экономическая база маргинализации населения, растет так называемый средний класс. Он становится основным плательщиком налогов и тем самым — финансовой опорой государства.
Следование такой модели требует обоснования предельно допустимой социальной нагрузки на государственный бюджет. Перегруженность бюджета социальной составляющей требует сокращения социальных обязательств государства. Однако это вызывает недовольство населения, которое привыкло к сложившимся стандартам жизни.
Европейская модель развития основана на активной роли государства в регулировании экономики. Здесь непопулярны идеи об обязательном уходе его из экономики, уступив процесс координации механизму рынка. Государству вменяется обязанность руководства стратегическим развитием. Государство активно влияет на цены, пошлины, экологические нормы, ставя рынку ограничения только там, где возможны негативные процессы.
Эта модель развития продемонстрировала всему миру положительные эффекты международной интеграции. Миру были продемонстрированы также преимущества развития, основанные на использовании единого технологического уклада. Он, способствовал кумулятивному эффекту разделения труда, преодолевшему раздробленность национальных рынков. Европа сформировала единый рынок. И это единство позволило использовать даже небольшим странам положительный эффект масштаба и выйти на единые стандарты конкурентоспособности. Стала более тесной кооперация фирм разных стран, что также дало толчок для роста производства. Таким образом, Европа показала эффект развития на основе насыщенного, но единого рыночного пространства, подчиненного единым принципам и нормам регулирования.
Особенность европейского развития послевоенных лет, и особенно в последние два десятилетия, состоит в использовании эффекта системности, который основан на достижении согласованности экономических процессов. Такой эффект является важнейшим фактором роста наряду с инвестициями.
Японская модель развития предназначена для высокоразвитой страны, ориентированной на экспорт.
Экономическая теория о необходимости добиваться макроравновесия и поддерживать его стала активно внедряться в хозяйственную практику. В 60 гг. ХХ в. Япония активно использовала идеи нобелевского лауреата В. Леонтьева по балансированию экономики, который по просьбе японского правительства помог составить межотраслевой баланс производства страны по 2000 позициям. В результате японское правительство получило очень мощный инструмент экономического регулирования хозяйства.
Оно стремилось воспроизводить ежегодно оптимальную отраслевую структуру. Избыточное производство в любой отрасли означало бы падение продажных цен и последующую перегруппировку отраслей, что угрожало потерей найденной стабильности. Японское правительство стало использовать не совсем рыночный инструмент экономической политики, который не был подхвачен другими странами: ежегодные квоты развития отраслей.
В области микроэкономики японская модель показала всему миру успешность использования «человеческих отношений» между трудом и капиталом. Совместная слаженная работа обеих сторон трудового процесса сопутствовала процветанию крупных фирм, которые успешно проводили экспансию на мировом рынке. Система пожизненного найма в любой интенсивно развивающейся стране с подвижными хозяйственными пропорциями не могла бы прижиться. В Японии она до недавних пор процветала.
Обновление производства на основе лицензий, сбалансированное развитие экономики, активная промышленная политика, подкрепленная новациями эффективного менеджмента, позволили Японии перейти на новую ступень промышленной модернизации. Необходимость закупать ресурсы для производства заставила Японию с самого начала ориентироваться на высокие критерии эффективности, характерные для мирового рынка. Внедренная новая техника и созданная продукция должны были соответствовать этим требованиям. Высокая мировая цена за ресурсы стала низшей стартовой планкой эффективности. Японская экономика с успехом справилась с послевоенными трудностями, которые, в свою очередь, укрепляли стремление развиваться на основе высоких параметров эффективности. Дефицит сырьевых ресурсов заставил Японию добиваться новаторства в области использования ресурсоэкономных технологий. Успешное освоение мирового рынка активно поддерживалось японским государством за счет стимулирования товарного экспорта.
Япония продемонстрировала всему миру успешность стратегического развития, основанного на технологическом порыве.
Она связала успехи развития с последовательной индустриализацией страны, которую она адаптировала к существующим требованиям мирового рынка. Россия должна так же, как и Япония, оценивать собственный рынок, исходя из критериев эффективности внешнего рынка.
Японская структурная политика совмещала две задачи: техническое, технологическое перевооружение экономического потенциала страны и достижение межотраслевого равновесия. Японская модель не ломала национальный менталитет. Она нашла способы использования традиций и устоев нации в новом пути развития страны.
Олигархическая модель развития формируется на основе повышения роли крупных корпораций, переросших в финансово-промышленные группы (ФПГ) и проникающих во власть. На этой основе происходит сращивание экономической и политической власти монополий.
Добившись экономической власти, ФПГ стремятся проникнуть в государственно-политическую систему, подчиняя ее своим частным интересам. В этом случае негативные эффекты монопольного рынка разрастаются. Экономическая наука такие процессы расценивает как разрушение рыночных механизмов, как основу дисбалансов, инфляции, социальной напряженности. Проникновение олигархических структур во власть опасно и возможностью воцарения тоталитарных режимов, которые с помощью силы государства проводят перекачку национальных ресурсов в пользу отдельных монополистических кланов общества. Одновременно с этим с помощью государства олигархические структуры сохраняют свое господство, создавая и приумножая барьеры для появления на рынке конкурентов в виде новых капиталов. В результате нарушаются условия для свободного перемещения ресурсов. Перестает действовать автоматический механизм балансирования хозяйственных пропорций. Диспропорции нарастают. Экономика становится деформированной и не способствует экономическому росту страны. Ее потенциал используется для личного обогащения узкого круга лиц, а не для роста благосостояния всего общества. В таких экономиках возможны миллиардные состояния у нескольких лиц при прозябании в трясине повседневных проблем остальных членов общества.
Опасность монопольного рынка и крайнего проявления его в виде олигархического государственно-капиталистического общества была отмечена уже давно. Была осознана и угроза демократическим устоям общества, которую порождает это направление экономического развития. После разгрома тоталитарного режима фашистской Германии, показавшей всему миру его угрозы для национальной безопасности и демократических свобод, во всех странах с развитой рыночной экономикой стала проводиться активная антимонопольная политика. Сознавались и противовесы для проникновения олигархических структур во власть.
Монопольный рынок создается всякий раз, когда происходит ограничение конкуренции. В развитых странах сегодня проводится активная антимонопольная политика, ограничивающая монополистическую власть и поощряющая конкурентную среду. Поэтому там, несмотря на лидирующие позиции крупных корпораций, конкурентный рынок поддерживается.
В странах с незрелыми рынками опасности монополизации экономики и ее олигархического направления оказываются достаточно высокими. Они вызваны неразвитым рынком капитала, ограниченными возможностями перелива активов по отраслям и регионам, слабыми потенциями для формирования альтернативного монополисту производства. Следует иметь в виду и слабость в этих странах демократических институтов, что облегчает проникновение монополистических структур во власть и укрепляет их экономический диктат.
Угрозы сползания России в олигархический капитализм вполне реальны. В свое время государство содействовало формированию крупных интеграционных структур. Думалось, что именно они способны к инвестициям и модернизации хозяйства. В результате на конец XX в. структура ведущих отраслей после процесса приватизации и операций с мелкими пакетами акций рынки устоялись и оказались поделенными. Технологический монополизм, унаследованный от старой системы, стал дополняться интеграционными образованиями, стимулируемыми государством. В результате россияне столкнулись с новыми деформациями, типичными для олигархической модели развития. Они выразились:
- в активном лоббировании интересов ФПГ в политических структурах;
- в ориентации ФПГ на выбивание бюджетных привилегий как дешевого способа обеспечения конкурентоспособности.
В результате нормой поведения таких рыночных структур стали «игры с государством», а не дорогостоящие вложения в производство. Не заинтересованные в долгосрочных стратегиях, развивающих внутренний рынок, они переправляли полученные средства за рубеж. Сложилась парадоксальная ситуация: привилегии для ФПГ в целях развития внутреннего рынка активизировали бегство из него капиталов.
Российское государство должно противодействовать развитию олигархической экономики. Для этого оно должно:
- содействовать режиму свободной конкуренции, препятствуя укреплению позиций монопольных структур;
- переместить режим преференций с поощрения крупных образований на стимулирование инвестиционных стратегий, особенно в наукоемком и обрабатывающем производстве.