Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление экономическим развитием территории муниципального образования

  • 👀 392 просмотра
  • 📌 366 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление экономическим развитием территории муниципального образования» pdf
УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Зуденкова Светлана Александровна, К.э.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» 1 Тема 5. Управление экономическим развитием территории муниципального образования 2 Понятия Местное хозяйство - совокупность муниципального хозяйства и домохозяйств Местное хозяйство Муниципальное хозяйство Муниципальный сектор Муниципальное хозяйство совокупность хозяйствующих субъектов разных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования и обеспечивающих удовлетворение потребностей населения Муниципальный сектор экономики - часть муниципального хозяйства, собственником которого является муниципальное образование 3 Состав (услуги) Состав муниципального хозяйства услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; в основном связанные со снабжением производства водой, тепло и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т.д. услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.) услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.) 4 Особенности муниципального хозяйства Особенности муниципального хозяйства Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции) Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг) Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферой 5 Особенности предприятий Особенности предприятий и организаций муниципального хозяйства Продукция предприятий, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги Цель деятельности - удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг Производят однородную продукцию (услуги), уникальную для муниципального образования 6 Модели муниципального хозяйства Коммунальная модель муниципального хозяйства муниципальные функции муниципальные услуги органы местного самоуправления бюджетные учреждения автономные учреждения муниципальные предприятия муниципальные казенные предприятия 7 Модели муниципального хозяйства Рыночная (либеральная) модель муниципального хозяйства муниципальные функции органы местного самоуправления муниципальные услуги заказ бюджетные услуги прочие услуги структуры рынка ООО, ЗАО, ОАО, ИЧП, ПБОЮЛ, НКО 8 Модели муниципального хозяйства Смешанная модель муниципального хозяйства муниципальные функции органы местного самоуправления задание муниципальные услуги заказ бюджетные услуги прочие услуги муниципальные организации структуры рынка 9 Субъекты муниципального хозяйства производители муниципальных услуг (частные, муниципальные, государственные хозяйствующие субъекты) потребители муниципальных услуг физические и юридические лица как индивидуальные потребители, объединения лиц (например, жильцы многоквартирного дома) или население муниципального образования в целом как коллективные (групповые) потребителей, органы местного самоуправления органы местного самоуправления 10 План развития муниципального сектора Необходимость составления: Ответственный: Положение о бюджетном процессе ... Орган Администрации, ответств. за эконом. развитие План ... включает Перечень и сводный план ФХД МУП Программу приватизации (продажи) и приобретения имущества в муниципальную собственность Сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и работников МБУ по распорядителям бюджетных средств иное 11 Задачи совершенствования муниципального хозяйства создание условий для возникновения и развития конкуренции на рынках муниципальных услуг выбор и использование оптимальных способов организации предоставления муниципальных услуг внедрение и развитие прогрессивных рыночных механизмов в сфере муниципальных услуг в сочетании с мерами социальной защиты и поддержки в отношении малообеспеченных слоев населения 12 Принципы Принципы организации хозяйственной деятельности муниципальных образований субсидиарности недопустимости конкуренции между частным и публичным секторами экономики экономической эффективности 13 Формы коммерческие организации открытые акционерные общества общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью муниципальные предприятия Муниципальное образование (учредитель) муниципальные учреждения различных типов некоммерческие партнерства некоммерческие организации Фонды автономные некоммерческие организации 14 МУП Проблемы деятельности: Невозможность привлечения сторонних инвестиций Единоличное руководство МУП директором Низкая эффективность процедур банкротств Невозможность поглощения неэффективных предприятий 15 МУП «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013– 2024 гг.» (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) ликвидация ГУП и МУП во всех конкурентных секторах экономики является одной из мер устранения избыточного государственного регулирования 16 Условия привлечения хозяйствующих субъектов иных публично-правовых образований как способ решения вопросов местного значения отсутствие возможностей привлечения на территорию муниципального образования частных производителей (поставщиков) услуг наличие на рынке хозяйствующих субъектов иных муниципальных образований, либо государства, предоставляющих соответствующие конкурентоспособные услуги готовность и способность соответствующих хозяйствующих субъектов оказывать потребные услуги сторонним муниципальным образованиям 17 Межмуниципальное сотрудничество (ММС) Межмуниципальное сотрудничество – • совокупность мероприятий, направленных на эффективное и устойчивое развитие территорий, позволяющее снизить зависимость от внешних социально-экономических угроз и потрясений, а также решение проблем местного значения с целью формирования эффективного управления агломерациями на основе межмуниципальных связей; • система взаимодействия муниципальных образований, которая осуществляется с учетом социальных, политических, экономических интересов, формируемая с целью эффективного управления развитием территории; • форма объединения и согласования интересов, координация действий муниципальных образований в целях обеспечения представительства интересов мун. образований 18 Роль ММС для агломерации 19 ММС: практика Ивановская обл. Создание межрайонных отделений медико-санитарной помощи. Деятельность осуществляется на основе соглашений, предусматривающих консолидацию средств, материально-технических и кадровых ресурсов мун. образований. Ставропольский Соглашение между Привольненским сельским поселением, Новопавловским сельским поселением, Летницкий сельским поселением о край сотрудничестве в сферах охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, сельское хозяйство и развитие культуры Международная организация породненных городов Приграничное сотрудничество мун. образований СЗфО. Проект «Треугольник роста прибрежных территорий Финского залива INTERREG III A», Проект «День Сити Твинс – от различий к единству» соглашения о намерениях, договоры о сотрудничестве, по Двусторонние договоры обмену опытом, оказанию методической и консультативной о ММС помощи по различным вопросам, отнесенным к ведению МО Формирование городских агломераций и др. 20 ММС: проблемы Понятие ММС – не определено Понятие «ВМЗ межмуниципального характера» – не определено Определение круга субъектов, имеющих право быть участниками межмуниципальных хозяйственных обществ» – пробел Проблемы формирования уставного капитала межмуниципальных хозяйственных обществ, в т.ч. невозможность создания межмуниципального унитарного предприятия Вопрос ответственности по долгам межмуниципальных хозяйственных обществ в случае их реорганизации – не урегулирован 21 Муниципальная хозяйственная кооперация Межмуниципальная хозяйственная кооперация как механизм – это альтернатива объединению (укрупнению) МО, сочетает преимущества самоуправления в границах небольших территорий с эффективной организацией муниципального управления, с возможностью «экономии на масштабе», повышением качества предоставляемых услуг. Положительный опыт: • Германия, • Финляндия • и др. 22 Причины, проблемы Причины недостаточного развития межмуниципальной хозяйственной кооперации высокий уровень взаимного недоверия в среде муниципальных политиков и чиновников недоверие к гражданско-правовому договору как эффективному средству организации предоставления услуг отсутствие надлежащих традиций совместного ведения дел, нежелание и неготовность идти на компромиссы нехватка знаний о возможностях и порядке реализации форм межмуниципальной хозяйственной кооперации Правовые проблемы 23 Формы межмуниципальной хозяйственной кооперации заключения и исполнения разовых (краткосрочных) договоров о совместной деятельности в случаях, когда МО совместно проводят разовые «акции» (например, проведение семинара или конференции, разовая закупка оборудования в целях снижения цены закупки) заключения и исполнения постоянных (долгосрочных) договоров о совместной деятельности в случаях, когда МО осуществляют систематическое сотрудничество по решению определенного вопроса местного значения (например, договор о совместном вывозе ТБО) создания совместных хозяйствующих субъектов для «институционализации» решения вопросов местного значения на постоянной основе. 24 Результаты (эффекты) межмуниципальной хозяйственной кооперации политический (сохранение самостоятельности, повышение доверия избирателей) экономический (расширение рынка сбыта, снижение издержек, «экономия на масштабе» и др.) социальный (устойчивость предоставления услуги, ее качество, взаимосвязь с жителями и др.) 25 Инвестиции Инвестиции – источник: • Новых или улучшенных общественных услуг от инвестиций в муниципальную экономику • Рабочих мест и налогов от инвестиций в экономику муниципального образования 26 Классификация инвестиций признак Виды По объектам вложения средств 1) Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность); 2) портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни). По характеру участия в инвестировании 1) Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств; 2) косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями); По периоду инвестирования 1) Краткосрочные инвестиции - вложения на период менее 1 года; 2) среднесрочные инвестиции - вложения на период от 1 до 5 лет; 3) долгосрочные инвестиции - вложения на срок свыше 5 лет. 27 Классификация инвестиций признак Виды По формам собственности 1) Частные инвестиции; 2) Государственные (муниципальные); 3) смешанные инвестиции; 4) иностранные; 5) совместные инвестиции По инвестиционной территории 1) Внутренние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории (страны); 2) внешние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом. По способу учёта средств 1) Валовые инвестиции - общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей; 2) чистые инвестиции - вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений. 28 Инвестиции Инвестиционный потенциал территории Выгодное географическое положение Состояние окружающей среды «Цена» рабочей силы Наличие достаточных и эффективных природных ресурсов Емкость потребительского рынка Транспортная доступность Наличие квалифицированных кадров Уровень качества жизни населения Научно-техническая, проектная, образовательная база Другие факторы 29 Инвестиции Инвестиции (по отношению к муниципальному образованию) Инвестиции в экономику муниципального образования Инвестиции в муниципальную экономику 30 Сферы деятельности Возможные сферы деятельности для инвестирования общественных средств:  Строительство многоквартирного социального жилья (с ограничением на доход граждан, которым это жилье может быть предоставлено)  Строительство объектов социально-культурного значения, спортивных сооружений  Строительство и ремонт транспортных сооружений  Общественный транспорт, включая строительство стояночных площадок  Водоснабжение и водоотведение  Вывоз и переработка мусора  Теплоснабжение  Электроснабжение  Газификация  Охрана окружающей среды 31 Мероприятия по регулированию инвестиций Возможные мероприятия по регулированию инвестиций и способствующие созданию благоприятных условий для инвестирования:  Информационная поддержка инвестиционного процесса  Маркетинг территории  Экспертиза и согласование инвестиционных проектов с точки зрения интересов местного сообщества  Выделение земельных участков  Обеспечение инфраструктурой  Установление льготных режимов (налоги, платежи)  Защита интересов инвесторов в контексте преодоления административных барьеров  Софинансирование из бюджетных средств или организация привлечения прочих внебюджетных средств  Включение в городской заказ, содействие их участию в межрегиональных конкурсах и торгах 32 Инвестиционная политика органов МСУ - это деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования Цель - наращивание общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу за счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов Задачи : 1) обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей территории; 2) привлечение ресурсов для инвестиционного развития территории; 3) расширение поля инвестиционной деятельности за счет вовлечения в инвестиционный процесс банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов; 4) обеспечение проведения инновационных конкурентоспособности предприятий; мероприятий для повышения 5) содействие развитию отраслей и подотраслей экономики МО, продукция и услуги которых пользуются устойчивым спросом на рынке; 6) формирование инвестиционного имиджа МО посредством проведения инвестиционных выставок, конференций, презентаций. 33 Инвестиционная политика органов МСУ Что сдерживает приток инвестиционных ресурсов в экономику муниципального образования?  отсутствие достаточного количества городской земли для создания новых промышленных предприятий;  постоянный рост стоимости ресурсов;  снижение численности экономически активного населения;  неустойчивое финансовое состояние, характеризующееся снижением собственных налоговых доходов и ростом расходов бюджета. 34 Инвестиционная политика органов МСУ Наиболее эффективные меры поддержки инвестиционных проектов на территории муниципальных образований: 1) налоговые льготы; 2) понижение ставок арендной платы; 3) инвестиционный налоговый кредит; 4) пониженные ставки платы за землю; 5) получение гарантий кредитования; 6) прямое инвестиционное Администрацией МО. финансирование проектов 35 Инвестиционный паспорт города комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов. Включает информацию о:  ресурсах города,  экономике,  величине основных предпринимательских издержек,  местной нормативной базе,  льготаы и наиболее значимые проекты Цель инвестиционного паспорта – содействовать привлечению инвестиций. Предпочтителен «рекламный подход»: при сохранении объективности в подаче информации о городе акцент делается на положительных, сильных сторонах, способных заинтересовать потенциального инвестора. 36 Инвестиционный паспорт города Название раздела Характеристика 1.Общая информация о городе Наиболее общая информация о муниципальном образовании, позволяющая инвестору получить общее представление о том городе, с которым ему придется иметь дело (географическое положение, численность населения, структура администрации и т.п.). Очень желательно, чтобы в дополнение к этой информации наличествовала также карта города 2. Ресурсы Посвящен основным инвестиционным ресурсам города 3.Социальноэкономическо е развитие города Краткая характеристика социально-экономического положения города в динамике за последние несколько лет. Характеристика затрагивает основные сферы социально-экономического развития города - уровень жизни населения, основные параметры городской экономики и, в частности, местного бюджета, перспективы развития города, прогнозные характеристики, предполагаемые «точки роста». Если у города имеется стратегический план развития, в этом разделе следует указать основные приоритеты, заложенные в стратегию развития 37 Инвестиционный паспорт города Название раздела Характеристика 4.Инвестиционная инфраструктура Характеристика городской инвестиционной инфраструктуры, под которой понимаются транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, производственная, инженерная, научно-образовательная, гостиничная, рекреационная инфраструктура. Сюда же входит характеристика рынка недвижимости 5.Нормативноправовые акты, регламентирующи е инвестиционный процесс Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих инвестиционный процесс в городе. Также здесь целесообразно представить информацию о местной системе налогообложения, условиях аренды городских земель и (если имеются) инструментах градорегулирования 6.Процедуры организации бизнеса Сведения о местных нормативах, регулирующих процедуры ведения бизнеса (порядок получения визы и разрешений на жительство и работу, регистрации компаний, банкротства предприятий, лицензирования и сертификации и т.п.) 38 Инвестиционный паспорт города Название раздела Характеристика 7.Предложения по инвестиционным проектам В седьмом разделе муниципалитет задает параметры тех инвестиционных проектов, в которых он более всего заинтересован. Обычно заполняется специальная форма, включающая примерное название проекта, предпочтительный вид инвестора (предприятие, страна и т.п.), расчетный объем инвестиций 8. Дополнительные Перечень информационных источников, из которых источники заинтересованный инвестор может получить дополнительные, информации более детальные сведения о городе 39 Маркетинг территории Маркетинг территории МО – цель: обеспечение возможности привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем МО Территория как объект маркетинга: • Объект управления • Место проживания • Место хозяйствования • Место отдыха и рекреации Целевая аудитория: внутренние и внешние «потребители» территории продукт цена продвижение позициониро вание «4P» 40 Спасибо за внимание! 41
«Управление экономическим развитием территории муниципального образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot