Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 9. U -критерий Манна-Уитни.
Это непараметрический критерий различия, он применяется для
cравнения данных, полученных на независимых выборках. U -критерий
Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками
по
уровню
какого-либо
признака
количественно
измеренного!!!,
измеренных на шкале не ниже порядковой шкалы, то есть он не применяется
для качественных данных.
В критерии U - Манна-Уитни проверяется гипотеза о принадлежности
сравниваемых независимых выборок к одной Г.С. Он позволяет выявить
различия между малыми выборками, когда:
n иn
1
2
≥ 3 или n1 = 2, а n2 ≥ 5
Идея этого метода состоит в определении того, насколько мала зона
перекрещивающихся
значений
(пересекаются
два
ряда
значений
переменной), измеренных на двух выборках, объемом n1 и n2.
Отметим, что этот критерий относится к «неправильным», то есть,
чем меньше U, тем больше вероятность, что различия значимы.
Нулевая гипотеза здесь принимается при превышении (или
равенстве) фактическим значением граничного значения.
Чем больше U эмпирическое, тем больше пересечение, тем
обоснованней вывод о недостоверности различий в этих двух рядах, то есть
тем вероятней H0.
Чем меньше U, тем эмпирическое, тем более вероятно, что различия
очевидны.
Итак, U – значение отражает степень совпадения (пересечения) двух
рядов чисел.
Формула U -критерий Манна-Уитни
U= (n + n )+
1
2
– Тх, где
n1 и n2 – количество испытуемых в выборках!
Тх – большая из двух ранговых сумм!
Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов!
ПОМНИМ!!!!
Если U эмпирическое > Uкр(5%), то принимается гипотеза Но!
Если Uэмп ≤ Uкр(5%), то гипотеза Но отвергается!
Чем меньше значение U эмпирическое, тем достоверность различий
ВЫШЕ!!!!
Задача
В
результате
проведенного
исследования
на
группе
студенто
психологов и группе студентов художников РГПУ им. А.И. Герцена с
помощью методики Векслера (для измерения вербального и невербального
интеллекта) были получены следующие результаты НЕВЕРБАЛЬНОГО
интеллекта:
Студенты художники (показатель невербального интеллекта): 111, 104,
107, 90, 115, 107, 106, 107, 95, 116, 127, 115, 102, 99.
Студенты психологи (показатель невербального интеллекта): 113, 107,
123, 122, 117, 112, 105, 108, 111, 114, 102, 104.
Как всегда для удобства предлагаю построить таблицу!
Что мы поместили в таблицу????
1.
Располагаем все данные (из двух рядов чисел) в возрастающем порядке, в
один ряд от 1 до N=n1+n2.
2.
Находим
общие ранги,
то
есть ранги
для
соединенной
выборки.
ПОМНИМ!!! Двум или более одинаковым значениям присваиваем
усредненный ранг!!!!! Например показатель невербального интеллекта 102
есть в группе у художников и у психологов, поэтому смотрим, что один
показатель 102 занимает 4 ранг, а второй показатель 5 ранг, но они
ОДИНАКОВЫЕ!!!! Поэтому (4+5):2=4,5 ранг – это и есть усредненный ранг
для показателей 102!!! Далее идут одинаковые показатели 104! Так один из
них занимает 6 ранг, а другой 7!! Но показателя два: Поэтому (6+7):2=6,5
3.
Затем отдельно для каждой выборки найдем суммы рангов, то есть R1 для
первой выборки и R2 для второй выборки.
Студенты художники (n=14)
Невербальный
Ранг
интеллект
127
26
116
115
115
Cтуденты психологи (n=12)
Невербальный
Ранг
интеллект
123
122
117
25
24
23
114
113
112
111
108
107
19
18
17
15,5
14
11,5
105
104
102
8
6,5
4,5
22
20,5
20,5
111
15,5
107
107
107
106
11,5
11,5
11,5
9
104
6,5
102
4,5
99
3
95
2
90
1
Ʃ
1501
Ʃ
1338
165
х‾‾
107,2
х‾‾
111,5
Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной!
ƩR=
=
186
=351 Смотрим в таблицу: у нас 165+186=351
Таким образом, равенство реальной и расчетной сумм соблюдены!
Из полученных результатов мы видим, что по уровню невербального
интеллекта более высоким рядом оказался в группе психологов, так как
сумма рангов =186!!!
Теперь сформулируем гипотезу:
Но: группа студентов психологов не превосходит группу студентов
художников по уровню невербального интеллекта.
Н1:
группа студентов психологов превосходит группу студентов
художников по уровню невербального интеллекта.
И только теперь мы сможем найти U эмпирическое.
– 186= 60
Uэмп=(14·12)+
Так как в нашем случае n1 ≠ n2 то считают величину U для второй
ранговой суммы (165).
–165 = 108
Uэмп=(14·12)+
Для сопоставления с граничными значениями берем НАИМЕНЬШУЮ
величину, то есть 60.
В таблице смотрим :
Для (n1=12) Uкр = 51 (в верхней строке) на (5%)
Для (n2 = 14) Uкр = 38 (в левом столбце) на (1%)
ПОМНИМ!!!!! Что критерий U является одним из двух исключений из
общего правила принятия решений о достоверности различий, если
Uэмпир ≤ Uкрит
_______________________________________________________
Поскольку значения U равны, Uфак= Umin = 26. Это значение больше
граничного Uгр (5%) = 10 и Uгр (1%) = 6 (см. табл. стр.151), принимается
нулевая гипотеза H0 (напомним, что критерий “неправильный»), согласно
которой сравниваемые выборки недостоверно отличаются по значениям
измеренной переменной, на 1% уровне значимости. Можно сделать
психологический
вывод
о
недостоверности
различий
о
точности
идентификации эмоций по мимике лица, полученные в обеих группах.