Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тяжесть трудового процесса

  • 👀 499 просмотров
  • 📌 479 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тяжесть трудового процесса» pdf
Тема: Тяжесть трудового процесса Трудовую деятельность человека можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения трудовой нагрузки, выполняемой человеком при данном виде работы, и, с другой стороны - функционального напряжения организма как интегрального ответа организма на нагрузку. Трудовая нагрузка представляет собой совокупность факторов трудового процесса, выполняемого в определенных условиях производственной среды. В зависимости от особенностей факторов трудовая нагрузка по-разному влияет на организм человека, на те или иные функциональные системы, определяя причину и направленность их функционирования. При определенных условиях уровни факторов трудового процесса могут быть расценены как опасные производственные факторы (ОПФ) и вредные производственные факторы (ВПФ). Под тяжестью труда понимают степень совокупного воздействия производственных элементов условий труда на функциональное состояние организма человека, его здоровье и работоспособность, на процесс воспроизводства рабочей силы и безопасность труда. Тяжесть труда определяется степенью нагрузки на мышечную систему. 2. ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЧЕЛОВЕКА При учете и нормировании факторов условий труда различают четыре уровня их воздействия на человека. Комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья; относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека и вызывают функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям; сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к невозможности выполнения работы. Для оценки существующих условий и характера труда на рабочих местах, используется методика, изложенная в Приказе Минтруда 33н. В зависимости от уровня тяжести трудового процесса различают три класса условий труда: класс 1- оптимальный (легкая физическая нагрузка) - условия труда, при которых исключено неблагоприятное воздействие на здоровье работающих опасных и вредных производственных факторов, создаются предпосылки для высокого уровня работоспособности. класс 2 - допустимый (средняя физическая нагрузка) - условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают гигиенических нормативов на рабочих местах и не приводят к накоплению утомления. класс 3 - вредный (тяжелый труд) - условия труда, при которых, вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие неблагоприятных факторов производственной Среды, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому нарушению работоспособности или здоровья работающих. В классе 3 от уровня тяжести трудового процесса различают три класса условий труда. 3.1 - условия и характер труда, вызывающие функциональные нарушения, которые после прекращения воздействия носят обратимый характер; 3.2 - условия и характер труда, вызывающие стойкие функциональные нарушения, способствующие росту показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в отдельных случаях появлению признаков или легких форм профессиональных заболеваний;  3.3 - условия и характер труда с повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, повышенной заболеваемостью с временной утратой работоспособности. Классы 1 и 2 условий труда по показателям тяжести трудового процесса соответствуют комфортным производственным условиям, класс 3.1 - относительно дискомфортным, 3.2 - экстремальным и 3.3 - сверхэкстремальным. Уровни факторов тяжести труда выражены в эргономических величинах, характеризующих сам трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом трудовом процессе. При оценке тяжести физического труда пользуются показателями динамической и статической нагрузки. Показатели динамической нагрузки: - масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; - расстояние, на которое перемещается груз; - мощность выполняемой работы: при работе с участием мышц ног и туловища, с преимущественным участием мышц плечевого пояса; - мелкие, стереотипные движения кистей и пальцев рук, количество за смену; - перемещения в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом). Показатели статической нагрузки: - масса удерживаемого груза; - продолжительность удерживаемого груза; - статическая нагрузка за рабочую смену при удержании груза: одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног; - рабочая поза, нахождение в наклонном положении; - вынужденные наклоны корпуса более 300. При проведении аттестации рабочего места по тяжести используют методику, изложенную в п. 3. 3. ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Тяжесть трудового процесса оценивают в соответствии с Приложением 1. Приказа Минтруда РФ от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Уровни факторов тяжести труда выражены в эргономических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются: * физическая динамическая нагрузка; * масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; * стереотипные рабочие движения; * статическая нагрузка; * рабочая поза; * наклоны корпуса; * перемещение в пространстве. Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода. 3.1. Физическая динамическая нагрузка, выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг  м). Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции, и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг  м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая) и расстояния перемещения груза определяют, к какому классу условий труда относится данная работа. Пример. Рабочий (мужчина) поворачивается, берет с конвейера деталь (масса 2,5 кг), перемещает ее на свой рабочий стол (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на конвейер и берет следующую. Всего за смену рабочий обрабатывает 1200 деталей. Для расчета внешней механической работы вес деталей умножаем на расстояние перемещения и на 2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену. Итого: 2,5 кг  0,8 м  2  1200 = 4800 кг/м. Работа региональная, расстояние перемещения груза до 1 м, следовательно, по показателю 1.1 работа относится к классу 2. 3.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг Для определения массы груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, вес всех грузов суммируется, а если переносимый груз одного веса, то этот вес умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения. Пример. Рассмотрим предыдущий пример. Масса груза 2,5 кг, следовательно, нагрузку по п.2.2 можно отнести к классу 1. За смену рабочий поднимает 1200 деталей, по два раза каждую. В час он перемещает 150 деталей (1200 деталей: 8 часов). Каждую деталь рабочий берет в руки два раза, следовательно, суммарная масса груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, составляет 750 кг (150  2,5 кг  2). Груз перемещается с рабочей поверхности, поэтому работу по п. 2.3 можно отнести к классу 2. 3.3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену). Понятие “рабочее движение” в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. 3.3.1. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60-250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав вручную или с применением какого-либо автоматического счетчика число движений за 10-15 минут, рассчитываем число движений в одну минуту, а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке. Пример. Оператор ввода данных в персональный компьютер выполняет за смену около 55000 движений. Следовательно, по п. 3.1 его работу можно отнести к классу 3.1. 3.3.2. Региональные рабочие движения выполняются, как правило, в более медленном темпе, их количество легко подсчитать за 10-15 минут или за одну-две повторяемые операции несколько раз за смену. После этого, зная общее количество операций или время выполнения работы, подсчитываем общее количество региональных движений за смену. Пример. Маляр выполняет около 120 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65 % рабочего времени, т.е. 312 минут за смену. Количество движений за смену равно 37440 (312  120), что по п. 3.2 позволяет отнести его работу к классу 3.2. 3.4. Статическая нагрузка (величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс  с). Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных звеньев, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания. В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких-либо других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (по фотографии рабочего дня). Пример. Маляр (женщина) промышленных изделий при окраске удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80 % времени смены, т.е. 23040 с. Величина статической нагрузки будет составлять 41427 кгс  с (1,8 кгс  23040 с). Работа по п. 4 относится к классу 3.1. 3.5. Рабочая поза Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе определяется на основании хронометражных данных за смену. Пример. Врач-лаборант около 40 % рабочего времени проводит в фиксированной позе - работает с микроскопом. По этому пункту его работу можно отнести к классу 3.1. 3.6. Наклоны корпуса (количество за смену) Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножается на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира). Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30 о). По этому показателю труд относится к классу 3.1. 3.7. Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали - по лестницам, пандусам и др., км). Самый простой способ определения этой величины - с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский - 0,5 м) и полученную величину выразить в километрах. Пример. По показателям шагомера работница при обслуживании станков делает около 12000 шагов за смену. Проходимое ею расстояние составляет 6000 м или 6 км (12000  0,5 м). По этому показателю тяжесть труда относится к классу 2. 3.8. Общая оценка тяжести трудового процесса. Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному, отнесенному к наибольшему классу. При наличии трех и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше. Оценка условий труда по тяжести трудового процесса проводится на основе заполненного листа наблюдения (Приложение№1) 4. КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Для того чтобы отнести данный показатель к тому или иному классу, используют табл. 4.1. Таблица 4.1 Показатели тяжести Классы условий труда трудового процесса Оптималь Допустимы Вредный ный й (тяжелый труд) (легкая (средняя физическа физическая 1-й степени 2-й степени я нагрузка) нагрузка) 1 2 3.1 3.2 1. Физическая динамическая нагрузка, кг  м 1.1. При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м: для мужчин до 2500 до 5000 до 7000 более 7000 для женщин до 1500 до 3000 до 4000 более 4000 для мужчин до 12500 до 25000 до 35000 более 35000 для женщин до 7500 до 15000 до 25000 более 25000 1.2. При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног): 1.2.1. При перемещении груза на расстояние от 1 м до 5 м 1.2.2 При перемещении груза на расстояние более 5 м для мужчин до 24000 до 46000 до 70000 более 70000 для женщин до 14000 до 28000 до 40000 более 40000 2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг 2.1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час): для мужчин до 15 до 30 до 35 более 35 для женщин до 5 до 10 до 12 более 12 для мужчин до 5 до 15 до 20 более 20 для женщин до 3 до 7 до 10 более 10 для мужчин до 250 до 870 до 1500 более 1500 для женщин до 100 до 350 до 700 более 700 для мужчин до 100 до 435 до 600 более 600 для женщин до 50 до 175 до 350 более 350 2.2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: 2.3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены: 2.3.1. С рабочей поверхности: 2.3.2. С пола 3. Стереотипные рабочие движения, количество за смену 3.1. При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) до 20000 до 40000 до 60000 более 60000 3.2. При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) до 10000 до 20000 до 30000 более 30000 для мужчин до 18000 до 36000 до 70000 более 70000 для женщин до 11000 до 22000 до 42000 более 42000 для мужчин до 36000 до 70000 до 140000 более 140000 для женщин до 22000 до 42000 до 84000 более 84000 до 43000 до 100000 до 200000 более 200000 до 26000 до 60000 до 120000 более 120000 4.1. Одной рукой: 4.2. Двумя руками: 4.3. С участием мышц корпуса и ног: для мужчин для женщин 5. Рабочая поза 5. Рабочая поза Свободная , удобная поза, возможнос ть смены рабочего положения тела. Нахожден ие в позе стоя до 40 % времени смены Периодиче Периодичес Периодическ ское, до кое, до ое, более 50 % времени 25 % 50 % смены времени времени нахождение смены смены, в неудобной нахождени нахождение ев в и/ или неудобной неудобной фиксированн и/или и/ или ой позе; фиксирова фиксирован пребывание нной позе. ной позе; в Нахожден пребывание вынужденно ие в позе в й позе более стоя до вынужденн 25 % ой позе до 60 % времени 25 % времени смены. времени смены Нахождение смены. в позе стоя Нахождени более 80 % е в позе времени стоя до 80 смены. % времени смены 6. Наклоны корпуса 6. Вынужденные (более 30О) наклоны корпуса, количество за смену до 50 51-100 101-300 свыше 300 7. Перемещение в пространстве, обусловленное технологическим процессом, км 7.1. По горизонтали до 4 до 8 до 12 более 12 7.2. По вертикали до 2 до 4 до 8 более 8 5. ПРИМЕР ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА ПРОТОКОЛ оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса Ф.И.О. Иванова В.Д Пол ж Профессия Укладчица хлеба 1. Производство Хлебозавод Краткое описание выполняемой работы: Работница вручную в позе стоя (до 75 % времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг) и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30о) наклоны, число которых достигает 200 за смену. Проведем расчеты: п. 1.1 - физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг  0,8 м  5500 (т.к. за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кг  м (класс 3.1); п. 2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг (класс 1); п. 2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены: 0,8 кг  5500 = 4400 кг и разделить на 8 часов работы в смену равно 550 кг (класс 3.1); п. 3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба за смену достигает 21000 (класс 3.1); пп. 4.1 - 4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг  3 с = 1,2 кгс, так как батон удерживается в течение 3 секунд. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс  5500 = 6600 кгс, двумя руками - 13200 кгс (класс 1); п. 5. - рабочая поза: поза стоя до 80 % времени смены (класс 3.1); п. 6 - наклоны корпуса за смену (класс 3.1); п. 7 - перемещение в пространстве: работница в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену (класс 1). Вносим показатели в протокол: № 1 Показатели Фактич. значения Класс 3520 3.1 0,8 1 550 3.1 21000 3.1 6600 13200 1 1 стоя 3.1 до 80 % 200 3.1 1,5 1 Физическая динамическая нагрузка (кг  м): 1.1 региональная - перемещение груза до 1м 1.2 общая нагрузка - перемещение груза - от 1 до 5 м - более 5 м 2. 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 4. Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг): при чередовании с другой работой постоянно в течение смены суммарная масса за каждый час смены: - с рабочей поверхности - с пола Стереотипные рабочие движения (кол-во): - локальная нагрузка - региональная нагрузка Статическая нагрузка (кгсс): - одной рукой - двумя руками - с участием корпуса и ног 4.1 4.2 4.3 5. Рабочая поза 6. Наклоны корпуса (количество за смену) 7. Перемещение в пространстве (км): 7.1 - по горизонтали 7.2 - по вертикали Окончательная оценка тяжести труда 3.2 Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 5 относятся к классу 3.1. Учитывая пояснения параграфа 8 (при наличии 2-х и более показателей класса 3.1, общая оценка повышается на одну степень), окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба - класс 3.2. 6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 6.1Провести оценку рабочего места по показателям тяжести трудового процесса. Варианты заданий № Должно Пол Краткое описание выполняемой работы п/п сть 1 2 3 4 1 Слесарь м Работник вдвоем с напарником берет трубу На (одноразовый подъем груза 20 кг), поднимает на высоту нефтепе 0,8 м, переносит на расстояние 3 м, кладет на станок. За рекачив смену переносится пять труб. Затем вдвоем с ающей напарником берет металлические ворота (одноразовый станции подъем груза 60 кг), поднимает на высоту 0,8 м, переносит на расстояние 15 м, устанавливает их. За смену переносятся одни ворота. Глубоких наклонов корпуса (более 300) за смену – 6. Работника два, поэтому вся нагрузка делится на 2. 2 Каменщ м Работник кладет стену из кирпича (одноразовый подъем ик на груза 2,5 кг). При этом для того чтобы взять кирпич строите с поддона, ему приходится совершать глубокие льстве (более 300) наклоны корпуса -1500. По горизонтали защитн каменщик перемещается на расстояние 0,5-1,0 м при ых стен выполнении одной операции. За смену работник переносит таким образом 1500 кирпичей. 3 Гардеро ж Работница принимает верхнюю одежду (одноразовый бщик подъем груза около 3,5 кг), несет ее до вешалки управле (передвижение от 1 до 12 м), поднимает на высоту 1,6 м, нческог вешает. Операция повторяется около 600 раз за смену. о После данная операция повторяется в обратном порядке, аппарата т.е. работница снимает одежду с вешалки, несет до окошка выдачи и выдает. Работницы две, поэтому вся нагрузка делится на 2. 4 Буриль- м Работник вдвоем с напарником берет с рабочей щик поверхности трубу (одноразовый подъем груза 90 кг), капитал поднимает на высоту 0,5 м, переносит на расстояние 1 м, ьного кладет на стол для зачистки и обработки. Затем эту же ремонта трубу приподнимает и переносит на 1 м, кладет на скважин рабочую поверхность. За 1 смену переносится 250 труб. Глубоких наклонов корпуса (более 300) за смену – 0. Работника два, поэтому вся нагрузка делится на 2. 5 Грузчик м Работник берет ящик с инструментами (одноразовый на разгрузк е инструм ента 6 Плотник м на подсобн ых работах 7 Бригади м р ремонтн ой бригады 8 Геофизи м к на месторо ждении 9 Каротаж м ник 6 кат. подъем груза 30 кг), поднимает на высоту 0,8 м, переносит на расстояние 3 м, кладет на рабочую поверхность. За смену переносится 20 ящиков. Затем работник поднимает на высоту 0,8 м упаковку со спецодеждой (одноразовый подъем груза 20 кг), переносит на расстояние 3 м, кладет на рабочую поверхность. За смену переносится 40 упаковок. Глубоких наклонов корпуса (более 300) за смену – 23. Работник берет вдвоем с напарником доску (одноразовый подъем груза 20 кг), поднимает на высоту 1,2 м, переносит на расстояние 12 м, кладет на рабочую поверхность (высота - 0,8 м). За смену переносится 100 досок. Глубоких наклонов корпуса (более 300) за смену работник делает 100. Работник руководит работам по загрузке оборудования в вертолет , помогая двум членам бригады(одноразовый подъем груза 90 кг – 1 шт., 130 кг – 1 шт.), при этом груз переносится на 15 м. Затем в том же порядке оборудование разгружается на вертолетную площадку (перенос на 5 м). При этом один работник делает за все время погрузочно-разгрузочных работ 28 глубоких (более 300) наклонов корпуса. С грузом он преодолевает расстояние равное 0,524 км по горизонтали, а по вертикали - 0, 0154 км. Работник помогает двум другим разгружать блокбалансы (одноразовый подъем груза 30 кг – 2 шт), при этом груз переносится на 10 м. Затем после работ оборудование загружают в машину (одноразовый подъем груза 30 кг – 2 шт), при этом груз переносится на 10 м. При этом один работник делает за все время погрузочно-разгрузочных работ 8 глубоких (более 300) наклонов корпуса. С грузом он преодолевает расстояние, равное 0,08 км по горизонтали, а по вертикали - 0, 009 км. Работник вдвоем с напарником занимается загрузкой приборов в машину (одноразовый подъем груза 30 кг – 3 шт., перенос на 20 м, 30 кг – 2 шт., перенос на 50 м, 50 кг – 2 шт., перенос на 10 м). При этом он один грузит приборы АККИС-42 (одноразовый подъем груза 10 кг – 2 шт., перенос на 50 м). Затем в том же порядке 10 11 12 13 Раскряж М евщик на расчист ке площадк и под буровую установ ку Дорожн м ый рабочий на устройс тве подъезд ов к кусту Кузнец м на молотах и прессах Дефекто ж скопист на жд пути оборудование разгружается на скважине (перенос на 10 м). Еще разгружают блок-балансы (одноразовый подъем груза 30 кг – 2 шт., 3 человека). Далее работник разматывает каротажный кабель (одноразовый подъем груза 10 кг, перенос на 30 м). При этом один работник делает за все время погрузочно-разгрузочных работ 78 глубоких (более 300) наклонов корпуса. Работник с помощью бензопилы «Урал-2» (масса – 16 кг) обрезает сучья с дерева (расстояние – 6,5 м, высота – 0,3 м). Потом берет бревно (одноразовый подъём груза 55 кг), поднимает на высоту 1,7 м, переносит на расстояние 30 м, опускает на платформу высотой 1м. За смену он обрабатывает и переносит 26 бревен, что составляет 1430 кг. При работе с грузом работник совершает глубокие (более 300) наклоны, число которых достигает 78 за смену. Работник с помощью лопаты берет асфальт (одноразовый подъём груза 7 кг), поднимает на высоту 0,4 м, переносит на расстояние 3 м, опускает на землю. За смену работник переносит таким образом 2667 кг. При поднятии и опускании груза работник совершает глубокие (более 300) наклоны, число которых достигает 762 за смену. Работник берет поковку (одноразовый подъём груза 15 кг), поднимает на высоту 0,5 м, переносит на расстояние 10 м, опускает на наковальню. За смену работник переносит таким образом 360 кг. При поднятии и опускании груза работник совершает глубокие (более 300) наклоны, число которых достигает 48 за смену. Перемещается по жд пути на тележке с оборудованием весом 70 кг, величина усилия при этом составляет 50кгс. За рабочую смену работница проходит участок 20 км, при этом совершает 70 глубоких наклонов. При проезде поезда тележка снимается с жд путей, затем возвращается на рельсы. Дополнительное задание: 1) определить рабочие места, где необходимо проводить аттестацию по тяжести трудового процесса; 2) провести оценку одного-двух рабочих мест; 3) дать рекомендации по улучшению условий труда (ритм работы, перерывы, мероприятия, способствующие сохранению высокой и устойчивой работоспособности). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие формы трудовой деятельности Вы знаете? 2. Охарактеризуйте факторы условий труда и их воздействие на организм человека. 3. Дайте определение тяжести трудового процесса. 4. Почему тяжесть труда учитывается при аттестации рабочего места? 5. Какой документ регламентирует оценку тяжести трудового процесса? 6. Какие показатели характеризуют тяжесть труда? 7. Что необходимо знать для проведения аттестации рабочего места по тяжести трудового процесса? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ а)основная литература 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) учеб. по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для бакалавров всех направлений подготовки в вузах России / С. В. Белов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2011. б)дополнительная литература 1. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Ю. Г. Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. в) нормативная литература 1. ФЗ- 421 от 28.12.13г. « О специальной оценке условий труда» 2. Приказ Минтруда РФ от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»- Приложение1. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Информационные ресурсы научной библиотеки Информационные ресурсы Интернет-сайтов № Ссылка на сайт Наименование сайта 1 libraru.nstu.su/resource/subcribe/prez_jurnal/sos Безопасность жизнедеятельности 2 3 Международная организация труда Росстат www.ilo.org www.gks.ru Приложение № 1 Наблюдательный лист фотографии рабочего дня или производственного процесса Предприятие (организация) Название структурного подразделения__________________________________ Дата______ начало наблюдения _______ ч. Конец наблюдения ___ч. Время отдыха (обед)_______________________________ Ф.И.О. Стаж работы по специальности Должность Карта №________ рабочее место №________ № п/п Что наблюдается Текущее время Продолжит ельность Примечания 1. Регламентированные перерывы через ___ часов на __минут. Суммарное количество ______ и время перерывов ___ ч. 2. Сосредоточенное наблюдение _ ч., в том числе за экраном ПЭВМ ч. 3. Число объектов одновременного наблюдения ________ . 4. Время работы технологического оборудования (машин, станков и т.д.) __ч. 5. При наличии тяжелого физического труда:  Перемещение груза на расстояние от 1 м до 5 м, перемещение – более 5 м ______________________________________________________ кгм.  Подъем и перемещение тяжести (разовое) или при чередовании с другой работой до 2 раз в час _______ кг.  Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены _________ кг.  Рабочая поза (свободная, удобная или нахождение в неудобной позе до 25 % времени, 50 % или более 50 % времени смены) (нужное подчеркнуть).  Перемещение в пространстве по горизонтали до 4 км, до 8 км, до 12 км, более 12 км (нужное подчеркнуть). Тема: Напряженность трудового процесса 1. ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное воздействие на изменение функционального состояния организма человека. Многообразие форм трудовой деятельности делится на физический и умственный труд. Физический труд характеризуется, в первую очередь, повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью. Подобное разделение труда (на тяжелый или напряженный) условно, т.к. физический труд обязательно сопровождается нагрузкой на ЦНС и наоборот, интеллектуальная работа - мышечным компонентом (например, поддержание рабочей позы). 2. ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем организма человека, к которым профессией предъявляются специфические требования. Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и в особенности функций органов чувств. Профессиональный психофизиологический отбор – это система мероприятий, направленных на выявление людей с определенными уровнями развития психофизиологических качеств, которые наиболее полно соответствуют требованиям конкретных специальностей. Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, т.е. определяется нервным, психоэмоциональным напряжением, длительностью и интенсивностью нагрузки на ЦНС. Напряженность труда является одним профессионального отбора и характеризуется при труде, требующем интенсивной работы информации. Кроме того, при оценке эргономические показатели. из психофизиологических факторов эмоциональной нагрузкой на организм мозга по получению и переработке степени напряженности учитывают Для того чтобы правильно подобрать человека на конкретное рабочее место, нужно знать нагрузку, которой он может подвергнуться, а для её определения необходимо провести оценку условий труда. Для оценки напряженности трудового процесса используют Приложение1 Приказа Минтруда РФ от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» При проведении оценки напряженности труда учитывают следующие показатели: сенсорные нагрузки, нагрузки на зрительный анализатор, , монотонность нагрузок. По показателям напряженности трудового процесса выделяют три класса условий труда: класс 1 - оптимальный (напряженность труда легкой степени) - условия труда, которые обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человек;  класс 2 - допустимый (напряженность труда средней степени) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.  класс 3 - напряженный труд - условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомство. Напряженный труд (класс 3) подразделяется на три степени:  класс 3.1 - характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания;  класс 3.2 - определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, появлению начальных признаков профессиональной патологии;  класс 3.3 - характеризуется воздействием уровней вредных факторов, приводящим, как правило, к развитию профессиональной патологии, росту хронической патологии, повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. При проведении аттестации рабочего места по напряженности рекомендована методика, изложенная в п. 3. 3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с Приложением 1 Приказа Минтруда РФ от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: сенсорные, монотонные, режимные нагрузки. 3.1. Сенсорные нагрузки 3.1.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены). Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонистов, телеграфистов, авиадиспетчеров, водителей транспортных средств (более 75 % смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого показателя колеблется у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (класс 2). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (класс 1 - до 25 % от общего времени смены). 3.1.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы. Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме, или способу, предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников). Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – класс 2. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – класс 1. 3.1.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (класс 2). До пяти объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (класс 1). 3.1.4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процентах от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”. 3.1.5. Работа с оптическими приборами (микроскопом, лупой и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены). На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100 %, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора. 3.1.6. Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену). Согласно этому показателю, фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. 3.1.7. Нагрузка на слуховой анализатор. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и “белого” шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % - класс 1. К классу 2 относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБ А и соответствует разборчивости слов, равной 90-70 % или на расстоянии до 3,5 м и т.п. 3.1.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю). Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. – класс 2). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (класс 1). 3.2. Монотонность нагрузок 3.2.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций. Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1-3.2). 3.2.2. Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций. Чем короче время, тем выше монотонность нагрузок. Данный показатель так же, как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1- 3.2). 3.2.3. Время активных действий (в процентах от продолжительности смены). Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к “активным действиям”. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2). 3.2.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в процентах от времени смены). Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель так же, как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2. 3.3. Общая оценка напряженности трудового процесса Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 12 показателей. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда. По каждому из 12 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится класс 1 (оптимальный) - напряженность труда легкой степени. При окончательной оценке напряженности труда: 3.6.1. “Оптимальный” (класс 1) устанавливается в случаях, когда 6 и более показателей имеют оценку класса 1, а остальные относятся к классу 2. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к классу 3 (вредному). 3.6.2. «Допустимый» (класс 2) устанавливается в следующих случаях, когда:  6 и более показателей отнесены к классу 2, а остальные - к классу 1;  от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку класса 1 и/или класса 2. 3.6.3. «Вредный» (класс 3) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к классу 3. При этом труд напряженный 1-й степени (3.1) в тех случаях, когда:  6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;  от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2. Труд напряженный 2-й степени (3.2), когда:  6 показателей отнесены к классу 3.2;  более 6 показателей отнесены классу 3.1;  от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;  6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3. 4. КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Для того, чтобы отнести данный показатель к тому или иному классу, используют таблицу 4.1. Показатели Классы условий труда напряженности Оптимальный Допустимый Вредный трудового Напряженность Напряженность Напряженный труд процесса труда легкой труда средней 1-й степени 2-й степени степени степен и 1 2 3.1 3.2 1 2 3 4 5 1. Сенсорные нагрузки 1.1.Длительнос ть сосредоточенно до 25 26-50 51-75 более го наблюдения 75 (в процентах от времени смены) 1.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и до 75 76-175 176-300 более сообщений в 300 среднем за один час работы 1.3. Число производственн ых объектов до 5 6-10 11-25 более одновременног 25 о наблюдения 1.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенно го наблюдения (в процентах от времени смены) 1.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, луны и т.п.) при длительности сосредоточенно го наблюдения (в процентах от времени смены) 1.6. Наблюдение за экранами видеотерминало в (часов в смену): - при буквенноцифровом типе отображения информации; - при графическом типе отображения информации более 5 мм – 100 % 5-1,1 мм более 50 %, 1-0,3 мм – до 50 %, менее 0,3 мм – до 25 % 1-0,3 мм – более 50 %, менее 0,3 мм – 25-50 % менее 0,3 мм – более 50 % до 25 % 26-50 % 51-75 % более 75 % до 2 2-3 3-4 более 4 до 3 3-5 5-6 более 6 1.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственн ой необходимости восприятия речи или дифференциров анных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 % до 90 %. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 % до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 % до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разбо рчиво сть слов и сигна лов менее 50 % . Имею тся помех и, на фоне котор ых речь слыш на на расст оянии до 1,5 м до 16 16-20 20-25 более 25 1.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) 2. Монотонность нагрузок 2.1. Число элементов (приемов), необходим ых для реализации простого задания или в многократн о повторяющ более 10 9-6 5-3 менее 3 ихся операциях 2.2. Продолжит ельность (в секундах) выполнени я простых производст венных заданий или повторяющ ихся операций 2.3.Время активных действий (в процентах к продолжите льности смены). В остальное время – наблюдени е за ходом производст венного процесса 2.4.Моното нность производст венной обстановки (время пассивного наблюдени я за ходом технологи ческого процесса в процентах от времени смены) более 100 100-25 24-10 менее 10 20 и более 19-10 9-5 4 и менее менее 75 76-80 81-90 более 90 5. ПРИМЕР РАСЧЕТА НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА При проведении аттестации трудового процесса по показателям напряженности необходимо составление листа наблюдения, в котором приводится фотография рабочего дня (см. прил.). 1. После заполнения наблюдательного листа заполняют следующую форму протокола: 2. ПРОТОКОЛ оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса Ф.И.О. Сидоров В.Г. Пол: М Профессия: Мастер Производство: Машиностроительный завод Краткое описание выполняемой работы: Осуществляет контроль за работой бригады, контролирует качество работы, обеспечивает наличие материалов и контролирует эффективность использования оборудования, проводит работу с технической документацией, составляет отчеты и т.п. Показатели 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2.1 2.2 2.3 4.4 Количество показателей в каждом классе Общая оценка напряженности труда Класс условий труда 1 2 3.1 3.2 3.3 1. Сенсорные нагрузки + + + + + + + + 2. Монотонность нагрузок + + + + 8 + 3 1 - Примечание. Более 6 показателей относятся к классу 1, поэтому общая оценка напряженности труда мастера соответствует классу 1 Варианты исследований рабочих мест В№ Наименование вар рабочего места 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Директор Главный инженер Начальник отдела Экономист Начальник ремонтных мастерских Капитан (механик) Диспетчер Кассир Фельдшер Секретарь Водитель автомобиля Перечень используемого оборудования Компьютер Компьютер Компьютер Теплоход Пульт управления Компьютер Компьютер КАМАЗ-5320 Электродрель, шлифовальная машина Токарный , заточной сверлильный станок 12 Слесарь по ремонту автомобилей 13 Токарь 14 15 Кладовщик Зав. складом Оператор котельной Котел ВКГМ-4, установки котел ПКГМ-4 Уборщик производствен-ных и служебных помещ. Компьютер, Оператор ЭВМ копир,множительный аппарат Сторож Машинист дизельной Дизельная электростанции электростанция Оператор насосной Насосная станция станции Видеотерминал Охранник Сборщик ПК на Конвейер конвейере Монокль Часовщик Машина для Кондитер заливки глазури 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Сменность работы и продолжительнос ть смены 1/8 1/8 1/8 1/8 Время воздействия производственног о фактора, ч 8 8 8 8 1/8 8 1/8 1/8 1/8 1/8 1/8 1/8 8 8 8 8 8 8 2/8 8 1/8 8 1/8 1/8 8 8 2/12 12 1/8 8 1/8 8 1/24 24 4/8 8 4/8 8 2/12 12 1/8 8 1/8 8 1/8 8 6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 6.1 Провести оценку рабочего места по показателям напряженности трудового процесса (с заполнением наблюдательного листа и протокола) и дать рекомендации по улучшению условий труда работников следующих специальностей: Примечание. При инструкциями. проведении СОУТ можно пользоваться должностными 6.2. Дополнительное задание  определить рабочие места, где необходимо проводить СОУТ по напряженности трудового процесса;  провести оценку одного- двух рабочих мест, дать рекомендации по улучшению условий труда (ритм работы, перерывы, мероприятия, способствующие сохранению высокой и устойчивой работоспособности). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие формы трудовой деятельности Вы знаете? 2. Охарактеризуйте умственный и физический труд. 3. Дайте определение напряженности трудового процесса. 4. Почему напряженность труда учитывается при аттестации рабочего места? 5. Какой документ регламентирует оценку напряженности трудового процесса? 6. Какие показатели характеризуют напряженность труда? 7. Что необходимо знать для проведения специальной оценки условий труда по напряженности трудового процесса?
«Тяжесть трудового процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot