Справочник от Автор24
Экономика труда

Конспект лекции
«Трудовые ресурсы и проблемы занятости.»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике труда / Трудовые ресурсы и проблемы занятости.

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Трудовые ресурсы и проблемы занятости.», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Трудовые ресурсы и проблемы занятости.». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Трудовые ресурсы и проблемы занятости.», текстовый формат

Лекция 2. Трудовые ресурсы и проблемы занятости. 1. Понятие трудовые ресурсы. 2. Классификация населения Международной организацией труда (МОТ). 3. Безработица: 3.1. Определение безработицы, ее уровень. 3.2. Причины безработицы и ее типы. 3.3. Теория поиска работы. 3.4. Государственные меры по сокращению безработицы. 4. Проблема полной занятости. 1. Понятие трудовые ресурсы. Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости. В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин "трудовые ресурсы", который возник в первые годы Советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность I и II группы) считались ведущими "паразитический образ жизни" и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т. е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики. Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны. Так в первой пятилетке (1929 – 1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933 – 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста – 16 лет. Для уяснения понятия "трудовые ресурсы" необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы: - лица моложе трудоспособного возраста (в данное время от рождения до 15 лет включительно); - лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно; - лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет. Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости). Исходя из вышесказанного к трудовым ресурсам относятся: 1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях; 2)работающие лица пенсионного возраста; 3)работающие подростки в возрасте до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14 летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения. 2. Классификация населения Международной организацией труда (МОТ) С середины 1993г, в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организации труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически активное население (рабочая сила) это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных. К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период: а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу; б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. В большинстве западных стран статистика не относит к категории занятых учащихся школ и студентов дневных отделений, а также армию (если только она комплектуется не на контрактной основе – в противном случае это обычная работа). В российской практике статистического учета и военнослужащие, и студенты относятся к категории занятых, то есть входят в состав экономически активного населения. К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не работают, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, способны работать (готовы приступить к работе) и заняты поиском работы в течение последних четырех недель (т.е. обращались в государственные или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела). Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Экономически неактивное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: а) учащиеся, слушатели, обучающиеся в дневных учебных заведениях; б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; в) лица, получающие пенсии по инвалидности; г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; д) отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать; е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода. Сравнение категорий "трудовые ресурсы" и "экономически активное население", показывает, что они не совпадают. Поворот нашей страны от командно-административной экономики к рыночной, к свободному труду и запрету труда принудительного, провозглашенных конституцией Российской Федерации, делает некорректным использование понятия "трудовые ресурсы" в его прежнем состоянии. Не могут относиться к трудовым ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей общества в рабочей силе, категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь. 3. Безработица. 3.1. Определение безработицы. Безработица – это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Уровень безработицы определяется в процентном соотношении количества безработных и численности рабочей силы (или экономически активного населения): где U – количество безработных в экономике; Е – количество занятых; (U + E ) – рабочая сила; u – уровень безработицы. Так, в России в конце 1996 года численность безработных составляла 6,8 млн. человек, занятых 65,9 млн. Уровень безработицы оценивался, в соответствии с методом МОТ, в 9,3 %. Кроме открытой безработицы, проблемы возникают в связи с неполной занятостью или скрытой безработицей. Этот термин относится к людям, которые работают рабочий день или неделя по инициативе нанимателя; работа квалифицированного специалиста на рабочем месте, не требующем квалификации). Это явление очень характерно для экономики сегодняшней России. Важно понимать, что безработица – динамический процесс, а не какой-то статический показатель. Схема "Потоки на рынке труда" Все население в возрасте старше 16 лет (N) делится на две большие категории: LF-экономическое активное население, или рабочая сила, и NLF – население, не входящее в состав рабочей силы. В свою очередь, экономически активное население страны состоит из занятных (E) и безработных (U). Из схемы видно, что уровень безработицы зависит от шести переменных: u = F ( L1+, L2-, L3-, L4+, L5+, L6-, ) Например, если студент окончивший университет, сразу найдет себе работу (поток L2), уровень безработицы снизится (рост LF при постоянном U). Наоборот, если домохозяйка, занимавшаяся только домом и детьми, захочет после длительного перерыва вернуться к работе и не сможет сразу найти место (поток L4), уровень безработицы вырастет, так как U в процентном отношении изменится больше чем LF. Скорость движения этих потоков на рынке труда также может быть различна. Поэтому безработица зависит не только от количества людей, потерявших работу, но и от того, как скоро они смогут найти новое место. U = Td где T – число людей, входящих в состояние безработицы, а d - ее средняя продолжительность. Например, если в один прекрасный день в какой-то стране насчитывается 100 000 безработных, это может означать, что каждый месяц теряют работу 100 000 человек, и столько же находят работу, то есть продолжительность безработицы один месяц. Или, наоборот, 10000 человек теряют работу каждый месяц, но ищут новую в течение 10 месяцев. Тогда где r - риск оказаться безработным. Следовательно, рост безработицы в экономике может быть связан как с ростом r, так и сростом d. 3.2. Причины безработицы и ее типы. В основе выделения различных причин и типов безработицы лежат принципиально разные взгляды сторонников неоклассической экономической теории и кейнсианцев. Если экономисты – неоклассики объясняют безработицу несовершенством рынка труда (т.е. микроэкономическими причинами), то у кейнсианцев безработица макроэкономическая, вызванная дефицитом совокупного спроса в экономике. Классическая безработица, основной причиной возникновения которой является несовершенство рынка труда подразделяется на фрикционную, структурную, сезонную и безработицу избыточного предложения. Макроэкономическая безработица, выделяемая Кейнсом, называется циклической (или безработицей дефицита спроса ). 1. Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Она неустранима и существует в любой экономической системе. 2. Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу. Фрикционная и структурная безработица, вместе взятые, дают так называемый естественный уровень безработицы или равновесную безработицу. Равновесную безработицу еще иногда называют добровольной. 3. Основная причина сезонной безработицы – природные факторы, вызывающие сезонные колебания спроса на труд. Это явление характерно, например, в таких отраслях как сельское хозяйство, строительство, туризм. Циклические колебания спроса на труд связаны в данном случае не с макроэкономическими факторами, а со сменой времен года. Среди экономистов нет единства во взглядах на сезонную безработицу: некоторые считают ее добровольной (так как человек, соглашаясь на сезонную работу, должен отдавать себе отчет в том, что по окончании сезона будет уволен, а значит, он заранее как бы соглашается и на увольнение), другие полагают, что, однажды получив подходящую во всех отношениях работу, люди вряд ли захотят отказаться от нее добровольно, а значит, увольнения - принудительные и безработица – вынужденная. 4. Безработица избыточного предложения возникает в результате нарушения равновесия на рынке труда, если заработная плата по каким-то причинам (например, в результате деятельности профсоюзов, повышения законодательно установленного минимума или проведения политики эффективной зарплаты) оказывается выше равновесного уровня. Это безработица вынужденная. 5. Циклическая безработица – самая болезненная – возникает в периоды спада производства во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых. Циклическую безработицу обычно называют вынужденной. 3.3. Теория поиска работы. Теория иллюстрирует процесс поиска с помощью достаточно простой модели. Предполагается, что в экономике есть только фрикционная безработица, то есть существует достаточно большое число незаполненных вакансий, соответствующих и профессии, и квалификации работника. Единственное, что отличает эти вакансии – это уровень предлагаемой зарплаты. Рынок труда характеризуется несовершенной информацией – именно поэтому и необходим процесс поиска, иначе работник сразу мог бы выбрать самую высокооплачиваемую работу. В действительности же у него есть только приблизительные представления о том, какой уровень зарплат в принципе характерен для этого рынка труда. Каждый человек, приступая к поискам работы, всегда представляет себе тот уровень зарплаты, на который он готов согласиться. Этот уровень носит название резервной зарплаты. Если работник получает предложение с уровнем зарплаты выше резервного, то он сразу принимает это предложение, и поиск прекращается. Если предполагаемый уровень оплаты труда ниже резервного, поиск продолжается. При одинаковом распределении зарплат на рынке труда у разных работников могут быть различные уровни резервной зарплаты. Это зависит и от того, сколько им платили на прежнем месте работы, и от зарплаты их коллег и друзей, и от семейного положения, и от уровня самооценки человека, и от многих других обстоятельств. Вместе с тем отвлекаясь от индивидуальных обстоятельств, можно назвать ряд объективных причин, изменяющих уровень резервной зарплаты. Так, все, что снижает издержки поиска, приведет при прочих равных условиях к росту резервной зарплаты. Ведь поиск работы – это тоже дорогое удовольствие, человек вынужден тратить деньги, помещая объявления в газеты, проходя платное тестирование в агентствах по найму, оплачивая транспортные и почтовые расходы, телефон. Чем дольше он ищет работу, тем больше эти расходы. Если работа все еще не найдена, а расходы по-прежнему продолжают расти, это может вынудить человека пересмотреть свою позицию, как бы "снизить планку" уменьшив уровень резервной зарплаты. И наоборот, повышая пособие по безработице, то есть снизив тем самым издержки поиска, государство добьется противоположного эффекта – человек может теперь искать работу дольше, резервная зарплата его повысится, а продолжительность безработицы, в соответствии с моделью, возрастет. Безусловно, оказывают воздействие на уровень резервной заработной платы и сбережения работника. Если они достаточно велики, то человек может позволить себе роскошь дольше выбирать из поступающих предложений, установив резервную зарплату на достаточно высоком уровне. Продолжительность поиска в этом случае также будет выше. Резервная зарплата зависит и от количества поступающих предложений. Так, если работник заранее знает, что вакансий по его профессии не так много, то он скорее согласится на какой-то средний уровень зарплаты и прекратит поиски. Неоднозначное влияние на величину резервной зарплаты, а значит и на продолжительность фрикционной безработицы, оказывает инфляция. Основываясь на модели поиска работы, можно сказать, что инфляция, с одной стороны, обесценивает сбережения человека, вынуждая его скорее принимать следующее поступившее предложение, но, с другой стороны, работник, основываясь на инфляционных ожиданиях, будет заранее требовать и более высокого уровня зарплаты. 3.4. Государственные меры по сокращению безработицы. Поскольку безработица в современной экономике вызвана не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих инструменты микроэкономической и макроэкономической политики. Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом совокупного спроса. Так, целенаправленная фискальная политика может увеличить совокупный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно снизить банковский процент, что приведет к росту склонности к потреблению, а значит – и к росту совокупного спроса и занятости. Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно снизить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. К активным мерам относятся: а) информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и об имеющихся вакансиях; б) субсидирование образования. Государственные программы, целью которых является снижение платы за обучение, с тем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики; в) государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и пр.; г) обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации; д) занятость в общественном секторе экономики для представителей тех групп населения, которым объективно труднее найти работу в частном секторе. Найм на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы (например, в сфере социальной помощи, в благоустройстве городов и т.п.); е) прямое субсидирование зарплаты или снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемленных групп, испытывающих особенно острую структурную безработицу; ж) помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготные налогообложение, создание специальных "бизнес-инкубаторов"). Информационная и организационная помощь нацелена на снижение уровня фрикционной безработицы, все остальные названные выше меры – прежде всего на борьбу со структурной безработицей. Вместе с тем субсидии занятости и общественные работы могут использоваться и для снижения циклической компоненты - в этом случае они используются не для узких целевых групп населения, а для всех, кто ищет работу. Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы, найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны – растет занятость, значит, растут и доходы госбюджета, и благосостояние общества. Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся: а) выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в Российской Федерации, пособие безработному в течение первых трех месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней зарплаты, следующие три месяца - 60 %, и еще полгода - в размере 45 %. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной зарплаты и выше средней зарплаты по региону. Если же человек не работал больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере минимальной зарплаты; б) досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения и, при прочих равных условиях, безработицу; в) популярная в последние годы мера, названная "разделение работ". Государство создает стимулы к работе в режиме неполной занятости ( полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Особенно подходящим оказался такой режим для женщин. Во многих европейских странах около половины работающих женщин сегодня трудятся неполный рабочий день или неполную неделю: в Нидерландах – 66 %, в Норвегии – 45 %, в Швейцарии – 52% , в Великобритании – 43 %. Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет занять больше людей. Это – меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто экономической, они не эффективны. Они не побуждают людей больше трудится - наоборот часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества. На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п. Различают два принципиально разных подхода – американский и шведский, соответствующие либеральному и протекционистскому типам экономики. Первый – чрезвычайно "жесткий", пособие выплачивается всего полгода, и активные меры помощи безработным непопулярны. При таком подходе люди сами целенаправленно ищут себе работу, и действительно, уровень безработицы в США значительно ниже среднеевропейского (5,4%).Однако те безработные, которые не сумели найти себе место в течение первых месяцев, как правило, не находят работу вовсе и переходят в категорию длительно безработных. Эмпирические исследования показывают, что после шести месяцев шансы трудоустройства резко падают, так как человек постепенно утрачивает квалификацию и навыки, а главное – веру и энтузиазм. Наниматели тоже обычно с опаской относятся к соискателям с большим перерывом в трудовом стаже. В результате государству все равно приходится оплачивать им пособие – но уже как малоимущим в течение всей жизни. К тому же длительная безработица, как доказали многочисленные исследования, полностью разрушает личность и приводит к серьезным социальным проблемам, даже если официальный процент безработных невысок. В Швеции политика регулирования занятости совершенно другая. Предпочтение отдается активным формам: пособие не выплачивается "просто так", а только с условием, что человек непременно проходит переобучение, а затем ему предлагают варианты трудоустройства. Если же все это не помогает найти подходящую работу, то по окончании срока выплаты пособия безработного обязательно трудоустраивают на специально создаваемое рабочее место в рамках государственной программы содействия занятости. Таким образом, преодолевается психологическая зависимость от безработицы, человек продолжает чувствовать себя полезным обществу. Конечно, подобные методы требуют соответствующего финансового обеспечения, но зато расходы на выплату пособий значительно сокращаются. В других европейских странах в качестве примера обычно обращаются именно к шведскому опыту, считая американский подход "негуманным". Однако на практике Швеция значительно опережает все европейские страны по расходам на проведение активной государственной политики на рынке труда (расходы на проведение активной политики на рынке труда в Швеции составляли 2,25% от ВВП, в Дании – 2,26%, ближе к ним Ирландия - 1,75% и Финляндия – 1,73%, США – 0,19%, Япония – 0,13% Россия – 0,14%) и, соответственно, ситуация с безработицей здесь в течение многих лет была лучше, чем в других странах. В целом же можно сказать, что простое увеличение размера пособий и продление сроков их выплаты не стимулирует людей к поиску работы (с точки зрения экономической теории это чистый эффект дохода, который всегда снижает предложение труда). По убеждению многих экономистов, именно доступность пособий и неограниченная продолжительность их выплаты стали в последнем десятилетии главной причиной высокой безработицы в Европе. 4. Проблема полной занятости. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Выяснив суть и причины фрикционной и структурной безработицы мы пришли к выводу, что полная занятость трудовых ресурсов вовсе не означает полного отсутствия безработицы. В динамической экономике какая-то часть работников по многим причинам неизбежно и всегда находится вне рабочих мест. Рынок труда в США, Японии или Франции хорошо организован, и все-таки безработица существует везде. Поэтому неизбежно возникает вопрос; какую численность безработных (норму безработицы) можно считать допустимой, если рынок труда работает эффективно, а экономика не переживает спад? Абсолютно точного ответа на этот вопрос никто не дает, хотя общее понимание того, что такое полная занятость, у экономистов все же есть. Полная занятость – это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. В основе данной концепции полной занятости лежит идея о существовании естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы – состояние рынка труда, при котором на нем существует примерное равенство (баланс) между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу. В США, например, специалисты считают, что полная занятость достигается, если 94-95% трудоспособных граждан имеют работу. Существует также понятия продуктивной и социально-полезной занятости. Социально полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п. Полная занятость является благом для экономики только в том случае, если в ее основе лежит продуктивная занятость. Продуктивная занятость – организация использования рабочей силы таким образом, что занятые (работающие) производят необходимые населению товары и услуги с наименьшими возможными издержками. Полная занятость может и не быть благом на рабочих местах, где ничего полезного не производится.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономика труда

Экономика и социология труда: теоретические основы профессиональной деятельности

Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика и социология труда» 2 Автор-составитель - Еськова Наталья Анатольевна, кандидат географических наук, проф...

Автор лекции

Еськова Н.А.

Авторы

Государственное и муниципальное управление

Управление трудовыми ресурсами

Краткий курс лекций по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами» 2 Автор-составитель - Еськова Наталья Анатольевна, кандидат географических наук, пр...

Автор лекции

Еськова Н.А.

Авторы

Управление персоналом

Население и ресурсы для труда

Тема: Население и ресурсы для труда 1. Количественные и качественные характеристики населения. Население – это совокупность людей, живущих на определе...

Политология

Информационно-аналитическое обеспечение социальной политики

ЛЕКЦИЯ №5 Информационно-аналитическое обеспечение социальной политики 1. Понятие социальной информации, ее свойства, структура, класси­фикация и значи...

Управление персоналом

Управление трудовыми ресурсами

Тема 1. Введение в управление трудовыми ресурсами Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжи...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Курс лекций «Управление человеческими ресурсами» 1. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В современной экономике, которая осуществ...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

1. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В современной экономике, которая осуществляет вступление в новый инновационный этап развит...

Государственное и муниципальное управление

Теория и практика кадровой политики государства и организации

Курс лекций Теория и практика кадровой политики государства и организации СОДЕРЖАНИЕ Введение 7 Тема 1. Государственная кадровая политика, ее роль и м...

Экономика труда

Управление трудовыми ресурсами

Курс лекций рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее образование в Курском институте менеджмента, экономики и...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “петербургский государственный университет путей сообщения ИМПЕРА...

Автор лекции

Крикун В.П.

Авторы

Смотреть все