Справочник от Автор24
Государственное и муниципальное управление

Конспект лекции
«Управление трудовыми ресурсами»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по государственному и муниципальному управлению / Управление трудовыми ресурсами

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами», текстовый формат

Краткий курс лекций по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами» 2 Автор-составитель - Еськова Наталья Анатольевна, кандидат географических наук, проф. МЭБИК Контактные данные:  тел. +7 (951)-316-30-43.  e-mail: [email protected]  skype: eskovanat Уважаемые студенты! Курс «Управление трудовыми ресурсами» дает общее представление о связи между процессами управления трудовыми ресурсами и факторами их определяющих; основные теоретических подходах к объяснению роли мотивации в управлении трудовыми ресурсами; способах и методах анализа трудовой деятельности, управленческого прогнозирования. В данном пособии кратно изложены теоретические основы курса, а более полное представление о дисциплине можно получить, изучив источники списка литературы по данному курсу, который представлен отельным файлом. 3 Краткий курс лекций Содержание Темы Стр. Раздел 1. Введение в учебную дисциплину 4 Тема 1. УТР как научная дисциплина 4 Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал: понятие, значе- 6 ние Раздел 2. Основы управления трудовыми ресурсами 12 Тема 3. Формирование трудовых ресурсов 12 Тема 4. Развитие трудовых ресурсов 16 Тема 5. Повышение качества трудовой жизни 20 Тема 6. Трудовая мобильность и трудовая карьера современного 23 работника Тема 7. Государственная политика по управлению трудовой деятельностью в России 26 4 Тема 1. Введение в управление трудовыми ресурсами Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми. УТР - научное направление, рассматривающее специфику управления человеческими ресурсами предприятия, организации, в целом, в современных условиях. Предметом УТР - организация и контроль за процессом управления трудовыми ресурсами на разных уровнях производства, а также социальнотрудовые отношения в сфере производства. УТР относится к числу конкретных дисциплин, т.е. она изучает трудовую деятельность человека и определяет пути повышения ее эффективности. Целью дисциплины «УТР» является формирование знаний в области менеджмента труда и социально-трудовых отношений, ознакомление с его 5 Краткий курс лекций механизмами, формами практической реализации социально-экономических отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Задачами курса «УТР» являются: 1. Изучение системы управления отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности. 2. Определение экономических, социальных, демографических и т.д. предпосылок для использования трудовых ресурсов; 3. Выработка способов оптимизации и совершенствования системы трудовых отношений; 4. Изучение основных социально-экономических категорий и понятий в сфере экономики и социологии труда в условиях рыночной экономики. 5. Расчет и анализ важнейших трудовых показателей и принятия на этой основе управленческих решений. 6. Определение проблем государственного регулирования использования трудовых ресурсов на рынках труда различных уровней и т.д. Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы: 1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах. 2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. 3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора. 4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих. 5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную 6 оценку. 6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы. 7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника. 8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма. 9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров. Тема 2. Понятие трудовых ресурсов и трудового потенциала 2.1. Трудовые ресурсы: состав и структура Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Трудовые ресурсы – трудоспособное население в трудоспособном возрасте, обладающее физическими и интеллектуальными способностями к тру- 7 Краткий курс лекций довой деятельности, способное производить материальные блага и оказывать услуги. Границы трудоспособного возраста – верхняя и нижняя. ♀ - 16-54 года; ♂ -16-59 лет. С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное. Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов.  Уровень образования.  Количественные изменения численности трудовых ресурсов.  Развитие трудовых ресурсов.  Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе.  Оценка результатов деятельности. Уровень образования трудовых ресурсов – важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, числен- 8 ностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов. Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода; обычно это может быть год или более длительный отрезок времени. Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периодов к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как среднее геометрическое по следующей формуле: Tpc n Rn Ro , (1) где Трс – среднегодовой темп роста; n-число лет; Rn – численность в конце периода; Ro – численность в начале периода. Темп прироста рассчитывается по формуле: 9 Краткий курс лекций Tnc  n где Rn 1, Ro (1.2) Тпс – среднегодовой темп прироста. Развитие трудовых ресурсов. Раньше работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров. Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работниц это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых 10 подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенном на предыдущей работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. 2.2 Трудовой потенциал Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используют понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается, как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность. Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Всеобъемлющее понятие ТП. Трудовой потенциал относительно новое для РФ понятие – с начала 1990-х гг. введено. Трудовой потенциал – характеризует возможность участия человека, сотрудника предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. Качество выражает сущность труда как экономического ресурса. 11 Краткий курс лекций ТП – предельная величина возможного участия людей в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, профессионального уровня и опыта. Трудовой потенциал организации включает несколько половозрастных групп работников, обладающих разными потенциальными возможностями, качественно характеризуется образовательным и профессиональноквалификационным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и организационных факторов, так как с целью осуществления производственного процесса с учетом специализации каждая организация оснащается необходимым оборудованием. При определении величины потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принимается численность, а показателя использования – человек-год. Исследования, проведенные рядом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет пятнадцать процентов. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики ее можно применять только с поправочными коэффициентами. А так как такие коэффициенты разработать очень трудно, то требуется нахождение нового объемного показателя. 12 Тема 3. Формирование трудовых ресурсов 3.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах При определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях — тоже кажется вполне очевидной. К сожалению, зачастую планирование людских ресурсов ведется ненадлежащим образом или же ему не уделяется того внимания, которого оно заслуживает. Планирование людских ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Для удобства можно считать, что процесс планирования включает в себя три этапа: 1. Оценка наличных ресурсов. 2. Оценка будущих потребностей. 3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей. Планирование трудовых ресурсов в действующей организации логично начать с оценки их наличия. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели. Например, в крупных рекламных агентствах в проведении и подготовке одной рекламной коммерческой передачи может быть задействовано более ста человек. Даже в столь простом деле, как обработка багажа на авиалинии, обычно задействовано много различных работников. 3.2. Набор Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все 13 Краткий курс лекций должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям — конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. 3.3. Отбор кадров На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собе- 14 седования и центры оценки. 3.4. Определение заработной платы и льгот Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает. Термин «заработная плата» относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Организация не может набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте. Разработка структуры заработной платы является обязанностью отделов кадров или трудовых ресурсов. Структура заработной платы в организации определяется с помощью анализа обследования уровня заработной платы, условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности организации. Разработка структуры вознаграждения административно- управленческого персонала более сложна, поскольку помимо самой зарплаты в нее часто входят различные льготы, схемы участия в прибылях и оплата акциями. 15 Краткий курс лекций Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими привилегиями» (fringe benefits). Однако, так как эти доплаты составляют значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией, сейчас их называют дополнительными льготами. Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Исследования показывают, что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди — льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники — немедленным получением наличных денег. В свете вышеизложенного, некоторые организации разработали систему, которую иногда называют «системой вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает. Хотя такая система выбора вознаграждения по принципу «самообслуживания в кафетерии» имеет явные достоинства, она не свободна и от некоторых недостатков. Общая стоимость льгот при этом повышается, поскольку влечет за собой дополнительные административные накладные расходы, а также потому, что некоторые льготы, например, страхование персонала, обходятся дешевле, если их приобретают в больших объемах. Другая проблема заключается в необходимости просвещения работников в вопросах наличного набора льгот и потенциального значения этих льгот для них в будущем и настоящем. Вместе с тем, компания «TRW» установила, что при соответствующей 16 информированности работники могут сделать обоснованный выбор и изменить свое мнение о наиболее желанных льготах, когда у них появляется возможность их получить. Другие исследования показали, что большинство работников приветствуют гибкие программы предоставления льгот. Тема 4. Развитие трудовых ресурсов Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров. Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10% без увеличения заводской стоимости изделий, то доход на капитал, вложенный организацией в развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя. 17 Краткий курс лекций 4.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работниц это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя новый босс в действительности предпочитает устное общение. Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенном на предыдущей работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. 4.2. Подготовка кадров Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации. Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позво- 18 ляющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации. Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей. Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы. 4.3. Оценка результатов деятельности Следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности труда. В этом заключается цель оценки результатов деятельности, которую можно представить себе как продолжение функции контроля. Процесс контроля предусматривает учреждение стандартов и измерение результатов для определения отклонения от установленных норм и при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности. 19 Краткий курс лекций В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной. 4.4. Подготовка руководящих кадров Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование. Посредством оценки результатов деятельности организация, прежде всего, должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить — какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности. 4.5. Управление продвижением по службе В развитие программ по подготовке руководящих кадров в начале 70-х годов многие компании и консультационные фирмы разработали программы по управлению карьерой, т.е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие управления карьерой как официальную программу продвижения работников по службе, которая помогала бы раскрывать все свои способности и применять их наилучшим, с точки зрения организации, образом. Программы управления продвижением по службе помогают организаци- 20 ям использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применить свои способности. Официальная программа управления продвижением по службе дает людям возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений по различным должностям, способствующую развитию как организации, так и личности». Это имеет большое значение, поскольку исследования говорят о том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. По мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом программ продвижения по службе является большая преданность интересам организации, повышение мотивации производительности труда, уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей работников. Тема 5. Повышение качества трудовой жизни 5.1. Удовлетворение работника своим трудом Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Дж.Р.Хекман и Дж.Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации». Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим: 1. Работа должна быть интересной. 21 Краткий курс лекций 2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда. 3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью. 4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость. 5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу. 6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами. 7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопроса руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации. 3.2. Совершенствование организации труда Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более экономически обеспеченными, изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, свя- 22 занные с характером труда. Все большее количество людей находило, что узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности, которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решения проблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали экспериментировать с организацией труда для того, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека — заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что возросшая в результате таких изменений удовлетворенность своей работой приведет к повышению производительности и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества. Расширение объема и обогащение содержания работы. Два наиболее широко применяемых метода реорганизации труда — это расширение объема работы и обогащение ее содержания. Объем работы — это количество различных операций, выполняемых рабочим и частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Объем работы банковского кассира обычно шире по сравнению с работой человека, занятого только вводом данных через клавиатуру в систему финансового учета. Содержательность работы — это относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и выполнении работы, определении ритма работы и участие в принятии решений. Рабо- 23 Краткий курс лекций та лаборанта не будет считаться содержательной, если она сводится лишь к установке оборудования, загрузке химикатов и уборке лаборатории. Если же лаборант может заказывать химикаты и оборудование, проводить некоторые эксперименты и готовить отчеты о результатах работ, — содержательность будет высокой. Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или содержательность. Укрупнение работы относится к совершенствованию организации за счет увеличения ее объема. Обогащение ее содержания предусматривает изменения за счет повышения содержательности. Тема 6. Трудовая мобильность и трудовая карьера современного работника. Под социальной мобильностью понимаются такие перемещения индивидов или целых социальных групп, которые приводят к изменению их места в социальной структуре общества. Термин "Социальная мобильность" введен в западную социологию П. Сорокиным, им же разработана типология социальных перемещений, досконально проанализированы каналы вертикальной циркуляции и механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт. Сорокин выделил 2 основных типа социальной мобильности: - горизонтальную, когда речь идет о переходе индивида в группу, расположенную на том же самом социальном уровне; - вертикальную, когда индивид или даже группа перемещаются в другой социальный пласт. В зависимости от направления перемещения Сорокин выделил два подтипа вертикальной мобильности: восходящую и нисходящую, то есть со- 24 циальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт (вплоть до создания такими индивидами новой группы ) и проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нис- ходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. "Открытым", демократическим обществам свойственна более высокая интенсивность (скорость) и всеобщность (массовость)вертикальной социальной мобильности по сравнения с "закрытыми" обществами. Существуют социальные процессы, изменяющие место индивида или группы в пространстве или социальной структуре трудового коллектива. Это стихийные процессы текучести кадров и управляемые процессы трудовой мобильности, в первую очередь социальные перемещения внутри социальных групп трудового коллектива и между ними. Трудовая мобильность (перемещения) - это одна из форм социальной мобильности, которая представляет собой процесс смены места приложения труда работниками, изменяющий место работника в системе общественного разделения труда. А поскольку место в общественной организации труда и характер выполняемого труда - важнейшие признаки социального положения работника, трудовая мобильность является основой социальной мобильности, влияет на изменение социальной структуры общества и подчиняется ее закономерностям. В основе трудовой мобильности лежат законы разделения и перемены труда, воспроизводства рабочей силы, возвышения потребностей, а также такие закономерности группового и общественного сознания, как нормы и ценности, мотивы поведения и потребности. Действие законов и закономерностей про- 25 Краткий курс лекций является в изменениях в общественном производстве, требованиях к качествам работников, в изменениях социальных условий жизни и, соответственно, структуры потребностей и мотивов поведения работников. Таким образом, непрерывно меняются как характеристики отдельного работника и трудовых ресурсов в целом, так и параметры системы мест применения труда. Это нарушает соответствие между работником и рабочим местом и создает предпосылки трудовых перемещений (мобильности). Роль трудовой мобильности в обществе обусловлена двумя основными ее функциями. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ функция состоит в содействии обеспечению экономики рабочей силой и повышению эффективности производства. СОЦИАЛЬНАЯ функция реализуется через совершенствование социальной структуры общества, более полное удовлетворение потребностей работников в трудовой сфере, создание условий для самореализации и развития личности работника. Трудовая мобильность бывает разных видов и реализуется в различных формах. Важнейшим критерием классификации трудовой мобильности является ее содержание, сущностные особенности. По содержанию трудовая мобильность делится на следующие виды: - Профессионально-квалификационная; - Территориальная; - Отраслевая (межотраслевая); - Внутриорганизационная (внутризаводская). 26 Тема 7. Государственная политика занятости в Российской Федерации Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации на добровольный труд и свободный выбор занятости. Законодатель предусматривает также развитие трудовых ресурсов; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения и т.д. Далее рассмотрим ее основные составляющие. В своей политике занятости правительство руководствуется определенными принципами: 1. Добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. 2. Ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную деятельность; приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. 3. Учет и обеспечение долговременных национальных интересов. 4. Учет национальных и культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых потребностей в рабочих местах. 5. Комплексный подход к решению проблем занятости, включающий в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объедине- 27 Краткий курс лекций ний работодателей, использование финансовых возможностей бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан. Ключевыми задачами действий на рынке труда становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения. Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит:  созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;  поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;  содействию развития способностей к производительному, творческому труду. Приоритетными направлениями действий на рынке являются: 1) в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и 28 дополнительное образование, а также профессиональную подготовку; - разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения; - динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям; создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; - поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; - обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов; 2) в области повышения качества рабочей силы, и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда; - разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в про- 29 Краткий курс лекций фессиональное образование молодежи; - создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда; - развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; - улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; - развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики; - разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; - разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ; - создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; - совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и 30 повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства; 3) в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда; - проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; - совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; - разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда; - разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу; - проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливноэнергетической, текстильной и легкой промышленности; - поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с располо-женными 31 Краткий курс лекций на них градообразующими организациями; - поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе; - развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; - развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики; - содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников; - организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики; 4) в области развития региональных рынков труда разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения; - обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда; - проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения; - обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально- 32 квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов; - расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда; - разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций; - развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения; - разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; - расширение региональных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости; 5) в области регулирования трудовой миграции совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания ино- 33 Краткий курс лекций странных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России; - создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации; - достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда; - совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах; - создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России; 6) в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; - реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их се- 34 мей, вынужденных переселенцев и др.; - создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам; - обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда; - разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; - развитие различных форм семейного бизнеса; - развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; 7) в области финансирования мероприятий по содействию занятости населения консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования; - координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости; 35 Краткий курс лекций - совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг; - повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности; - совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации; - привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению; 8) в области повышения эффективности деятельности органов службы занятости усиление оперативной работы органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости; - развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости; - совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам; - введение для работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости. Механизмы государственного регулирования занятости населения осуществляются через органы исполнительной власти путем составления и реализации федеральной и региональной программ обеспечения занятости. 36 Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития. Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда. В условиях отказа от территориального планирования, что позволяет осуществить в совокупности различные мероприятия с соответствующим правовым, организационным и финансовым обеспечением, направленные на достижение эффективной занятости населения региона. Программа региональной политики занятости населения включает в себя мероприятия, направленные на: – расширение роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда; – осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных программ в регионах с высоким уровнем безработицы; – минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моно экономической структурой; – предотвращение массовых увольнений работников; – обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспече- 37 Краткий курс лекций ние их профессиональной ориентации. Таким образом, федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ занятости населения, которые выступают в качестве механизма государственного воздействия на региональные рынки труда с целью достижения эффективной занятости и обеспечения социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики. Организационная и нормативно-правовая основа регулирования рынка труда и занятости населения Инфраструктура государственного регулирования рынка труда, включающая в себя комплекс организаций и учреждений, содействующих его функционированию, является составной частью системы регулирования занятости. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено, что министерство организует работу по вопросам, входящим в его компетенцию, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда). Свою деятельность Министерство труда и социальной защиты Россий- 38 ской Федерации осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. Основные задачи Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности. Особенность функционирования региональных органов по труду и занятости населения в том, что во многих субъектах Российской Федерации, а тем более в отдельных городах страны, территориальные органы службы занятости в отличие от управлений по труду не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов Российской Федерации отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного 39 Краткий курс лекций самоуправления в пределах их компетенции. Деятельность территориальных органов по обеспечению социальной защиты незанятого населения сводится к трудоустройству населения, профессиональной подготовке безработных и профориентационной работе, организации общественных работ, содействию малому предпринимательству и самозанятости населения, поддержке рабочих мест и работников, находящихся под риском увольнения, территориальному перераспределению рабочей силы и материальной поддержке безработных. Государственное регулирование обеспечения занятости населения является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Функции государственного регулирования процессов соблюдения работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области труда и охраны труда выполняет единая централизованная система, включающая Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства. У этого органа управления положением дел на рынке труда два основных направления работы:  контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде в целом (этими проблемами занимаются государственные правовые инспекторы);  контроль за соблюдением норм по охране труда (прерогатива государственных инспекторов по охране труда). Деятельность государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональных государственных инспекций труда носит в большинстве случаев профилактический характер. Сотрудники инспекций реагируют на жалобы и заявления трудящихся, принимают превентивные меры - проводят периодические проверки, работают наступательно. Обнаружив нарушения, в зависимости от их тяжести государственной трудовой инспек- 40 ции имеют право выдать предписание, выполнение которого обязательно для каждого администратора. За грубые нарушения на виновное лицо может быть наложен штраф. Если нарушение носит грубый характер, а администратор «не горит желанием» его устранить, такого руководителя инспекция имеет право привлечь к уголовной ответственности (возбудить об этом ходатайство перед соответствующими органами). Административные штрафы, взыскиваемые государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации с лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, в соответствии со статьями 40 и 210 Кодекса об административных правонарушениях, направляются в доход федерального бюджета с последующим их расходованием на обеспечение деятельности государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональных государственных инспекций труда. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. Социальные права граждан в области занятости закреплены Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации: – свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; – охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; – бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустрой- 41 Краткий курс лекций стве при посредничестве органов службы занятости; – бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; – обеспечение социальной поддержки; – компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости. – бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; – возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Основными нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность территориальных органов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам занятости населения, являются: 1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1. В системе законодательных актов о занятости он является центральным, определяет содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства и состоит из семи глав и 39 статей. 2. Положение о Федеральной службе по труду и занятости и др. Другие действующие нормативные правовые документы можно сгруппировать по направлениям деятельности, например, выплату пособий по безработице регулируют 10 документов, включая Закон о занятости; назначение досрочных пенсий, оказание материальной помощи безработным, временное 42 трудоустройство несовершеннолетних граждан, организацию временной занятости безработной молодежи – «Молодежную практику», организацию занятости длительно безработных граждан («Клубы ищущих работу», «Новый старт»), содействие занятости инвалидов, квотирование рабочих мест для трудоустройства слабо защищенных категорий населения, компенсационные выплаты, лицензирование деятельности негосударственных структур по трудоустройству, ведомственную статистическую отчетность – по два документа, немногим больше – от 3 до 5 документов – по таким направлениям, как переселение безработных граждан в другую местность, использование в России иностранной рабочей силы, содействие занятости граждан в условиях массового высвобождения, создание и сохранение рабочих мест, но самое большое количество документов регламентирует поддержку малого предпринимательства – 39. Законом «О занятости населения в Российской Федерации», 19 апреля 1991 г., определяются правовые действия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В гл. I «Общие положения» (ст. 1-7) даются понятия: «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Статьей 5 Закона о занятости населения закреплены принципы государственной политики в области содействия занятости, и среди них такие, как: – развитие трудовых ресурсов; – обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности; 43 Краткий курс лекций – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; – поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; – обеспечение социальной защиты в области занятости населения; – предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; – поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места. Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей. Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12-13) устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите. Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. 1424) предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки. Согласно статье 15 Закона о занятости населения, работа службы занятости осуществляется в соответствии со следующими функциями: – оценкой состояния и прогнозирования занятости населения, информированием на рынке труда; – разработкой и реализацией программ содействия занятости населения; – содействием гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 44 – организацией при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; – осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Главы V-VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона. Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям - в подборе необходимых кадров. Также Закон о занятости регулирует отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, устанавливает определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им. Одной из форм социальной поддержки безработных являются оплачиваемые общественные работы. Они организуются согласно «Положения об организации общественных работ». Серьезной экономической поддержкой является также материальная помощь безработным гражданам. Нормативные документы, регламентирующие обеспечение занятости различных социально-демографических групп населения и безработных граждан конкретно каждого субъекта Российской Федерации, принимаются в форме постановлений органов исполнительной власти областей, районов, городов. В системе российского законодательства о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицирован- 45 Краткий курс лекций ные Россией. В конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) много внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использованы нашим законодателем в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений. Таким образом, в настоящее время в стране формируется новая система регулирования занятости. Главными ее звеньями выступают трудовое законодательство, указы Президента и постановления Правительства, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном уровне и уровне предприятий, федеральные и региональные программы стимулирования занятости граждан.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономика труда

Управление трудовыми ресурсами

Курс лекций рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее образование в Курском институте менеджмента, экономики и...

Управление персоналом

Управлению трудовыми ресурсами

1 2. Краткий курс лекций по дисциплине "Управлению трудовыми ресурсами" Раздел 1. Введение в учебную дисциплину Тема1. УТР как научная дисциплина Без ...

Управление персоналом

Управление трудовыми ресурсами

Тема 1. Введение в управление трудовыми ресурсами Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжи...

Государственное и муниципальное управление

Государственная система управления трудовыми ресурсами

Конспекты лекций СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (68 час.)   Лекция 1 Государственная система управления трудовыми ресурсами (2 час.) 1. Персонал...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Трудовые ресурсы общества и их социально-экономическая структура……………………………………………….……………………………….3 Тема 2. Государственная система у...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Курс лекций «Управление человеческими ресурсами» 1. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В современной экономике, которая осуществ...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

1. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В современной экономике, которая осуществляет вступление в новый инновационный этап развит...

Управление персоналом

Современный подход к персоналу и управлению им. Этапы развития практики управления персоналом

Лекция 1. Современная концепция управления персоналом 1. Современный подход к персоналу и управлению им 1.1. Этапы развития практики управления персон...

Менеджмент организации

Кадровая стратегия современной организации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Кадровая стратегия современной организации 1. Система стратегического управления человеческими ресурсами 1.1. Взаимосвяз...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “петербургский государственный университет путей сообщения ИМПЕРА...

Автор лекции

Крикун В.П.

Авторы

Смотреть все