Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тестирование уровня физического развития.Диагностика функциональной подготовленности занимающихся. Функциональные пробы. Определение работоспособности занимающихся ДА в ОФК.

  • 👀 610 просмотров
  • 📌 556 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Тестирование уровня физического развития.Диагностика функциональной подготовленности занимающихся. Функциональные пробы. Определение работоспособности занимающихся ДА в ОФК.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тестирование уровня физического развития.Диагностика функциональной подготовленности занимающихся. Функциональные пробы. Определение работоспособности занимающихся ДА в ОФК.» docx
Лекция № 9. Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре На лекции рассматриваются следующие вопросы: • Тестирование уровня физического развития; • Диагностика функциональной подготовленности занимающихся; • Функциональные пробы; • Определение работоспособности занимающихся ДА в ОФК. Тестирование уровня физического развития Успешно управлять физическим совершенствованием человека невозможно без глубокого и всестороннего анализа физического развития и уровня физической подготовленности населения. Физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Физическое развитие изучается с помощью таких методов исследования, как соматоскопия и соматометрия. Соматоскопия позволяет изучить морфологические особенности организма, пропорции тела, типы телосложения, состав массы тела, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата и др. Соматометрия – это комплекс антропометрических показателей физического развития, к которому относятся рост, вес, окружность и форма грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, становая и кистевая динамометрия, подвижность суставов и др. Для характеристики физического развития занимающихся целесообразно использовать метод стандартов (сравнение показателей со средним уровнем той возрастно-половой группы, к которой относятся испытуемые) и метод корреляции (по шкале регрессии с учетом сигмальных отклонений в пределах ± 0.5 физическое развитие оценивается как нормальное). В оздоровительной физической культуре целесообразно использовать и метод индексов: весоростовой, жизненный, силовой, становой и другие (Чоговадзе А. В., Круглый М. М., 1977). Весоростовой показатель (индекс Кетле) рассчитывается по формуле: И = Вес (кг) / Рост (см); для мужчин этот показатель равен 350-400 г/см, а для женщин - 325-375 г/см. Если полученные величины выше этих значений, то они свидетельствуют об излишке массы тела. Весоростовой показатель можно рассчитать также по формуле; И = длина тела (см) -100 - масса тела (кг), при росте 165-175см вычитаем величину 105, а при росте 175-185 - 110. Жизненный индекс определяется по формуле: И = жизненная емкость (мл) / масса тела (г). Его оценка проводится по данным шкалы здоровья Апанасенко. Силовой индекс - это показатель процентного отношения мышечной силы к массе тела. В среднем это соотношение должно составлять 65-80 % массы тела у мужчин и 48-50% - у женщин. Индекс Пинье – показатель крепости телосложения, рассчитываемый по формуле: Х=Р – (В+О), где Х – индекс; Р – рост, см; В – масса, кг; О – окружность грудной клетки в, см. Если Х меньше 10, то телосложение оценивается как крепкое, от 1- до 20 – хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 – слабое, более 36 – очень слабое. При общей оценке физического состояния одним из общепринятых критериев является измерение массы тела с определением его избытка или недостаточности. Для этих целей используется индекс BMI, представляющий собой частное от деления веса В (кг) на длину тела L (м): BMI= В/L2 Показатели нормы веса тела по BMI составляют: для мужчин 20-26 кг/м2 для женщин 19-25 кг/м2 . Значения BMI ниже нормы указывает на недостаток веса, а выше – его избыток. На таблицах 18, 19 (С. 104, 106) представлены показатели физического развития и вариант оценки специфики их изменений с возрастом (20-30 лет; 31-40; 41-50) и с учетом профессионального труда (тяжелый и умственный). Отчётливо видно, что после 30 лет все изучаемые параметры с возрастом снижаются. Исключение составил только показатель кистевой динамометрии, который в возрасте 31-40 лет несколько выше, чем в первой и третьей группах как у лиц физического, так и умственного труда. Сопоставление параметров физического развития со стандартами свидетельствует о невысоком их уровне у обследованных лиц. Особенно это проявляется по показателям внешнего дыхания. Значительное снижение этих параметров в третьей возрастной группе (41-50 лет) при разных характерах труда указывает на недостаточную «прочность» этого звена организма. О необходимости совершенствования и поддержания на определённом уровне функционирования органов дыхания подтверждает величина жизненного индекса и пробы с задержкой дыхания. Независимо от характера труда эти параметры ниже нормы во всех возрастных группах. Представителей физического труда отличают более высокие величины силовых индексов. При оценке весоростового индекса обнаружены значительная упитанность тела и наличие излишнего веса, как у рабочих, так и у инженеров. При этом после 40 лет величина индекса повышается до 442 гр/см в группе рабочих и до 432 гр/см у инженеров при норме 350-400 гр/см.. Таким образом, опираясь на результаты анализа показателей физического развития, педагог имеет возможность дифференцировать выбор средств физического воспитания с учетом возраста и труда. Диагностика функциональной подготовленности занимающихся Исследования Казначеева В. П., Баевского Р. М. показали ,что за распространенным диагнозом «практически здоров», нередко скрываются три группы людей: абсолютно здоровые; находящиеся в состоянии адаптивного напряжения и имеющие высокий риск болезни или признаки предболезненных состояний. Своевременная диагностика указанных состояний в большей мере будет способствовать формированию прогностической оценки риска их перехода в патологические состояния. Прогностические обследования по определению уровня адаптационного потенциала системы кровообращения позволяет зарегистрировать начальные и пока еще обратимые сдвиги системы кровообращения, а педагогам подобрать соответствующие режимы использования физических упражнений. Формула выглядит следующим образом: АП = 0,014*САД+0,008*ДАД+0,011*ЧП+0,014*В+0,009*МТ-0,009*Р-0,27, где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения, В - возраст в годах, МТ - масса тела (кг), САД - систолическое артериальное давление, ЧП - частота сердечных сокращений, уд/мин. Оценка АП: Если при расчете по формуле коэффициент (АП) равен величине 2,6, то индивид относится к 1 группе и функциональные возможности системы кровообращения характеризуются как хорошие. При коэффициенте от 2,6 единиц, до 3,09 индивид относится ко 2-й группе и функциональные возможности системы кровообращения оцениваются удовлетворительно. К группе со сниженным уровнем функциональных возможностей относятся лица, имеющие коэффициент от 3,1 до 3,49. К 4-й группе относятся лица с коэффициентом, равным 3,5 и выше единицам, потенциал системы кровообращения которых оценивается как плохой и характеризуется резким снижением функциональных возможностей. Для диагностики функциональной подготовленности занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью также применяют различные функциональные пробы. Kлассификация функциональных (нагрузочных) проб (тестов). Функциональные пробы могут быть: - одномоментные, когда используют одну нагрузку (например, бег на месте в течение 15 с, или 20 приседаний, или броски чучела в борьбе и пр.); - двухмоментные — когда дается две нагрузки (например, бег, приседания), - трехмоментные — когда последовательно одна за другой дается три пробы (нагрузки), например, приседание, 15 с. бег, и 3-х минутный бег на месте. В последние годы чаще применяют одномоментные пробы (тесты) и проводят прикидки (предварительные соревнования) с измерением различных показателей (ЧСС, АД, ЭKГ, лактат, мочевина и другие показатели). Очень важным при выполнении проб (тестов) с физической нагрузкой является правильность их выполнения и дозировка по темпу и длительности. При изучении реакции организма на ту или иную физическую нагрузку обращают внимание на степень изменения определяемых показателей и время их возвращения к исходному уровню. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления позволяют достаточно точно оценить состояние обследуемого. По характеру изменений ЧСС и артериального давления (АД) после тестирования выделяют (различают) пять типов реакций сердечно-сосудистой системы: -нормотоническую, -гипотоническую (астеническую), - гипертоническую, -дистоническую -ступенчатую Типы реакций сердечно-сосудистой системы: Рис1. Типы реакций сердечно-сосудистой системы Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и их оценка: 1 — нормотонический; 2 — гипотонический; 3 — гипертонический; 4 — дистонический; 5 — ступенчатый. Нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы характеризуется учащением пульса, повышением систолического и понижением диастолического давлений. Пульсовое давление увеличивается. Такая реакция считается физиологичной, потому что при нормальном учащении пульса приспособление к нагрузке происходит за счет повышения пульсового давления, что косвенно характеризует увеличение ударного объема сердца. Подъем систолического АД отражает усилие систолы левого желудочка, а снижение диастолического — уменьшение тонуса артериол, обеспечивающее лучший доступ крови на периферии. Восстановительный период при такой реакции сердечно-сосудистой системы — 3—5 мин. Такой тип реакции типичен для тренированных спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции сердечно-сосудистой системы характеризуется значительным учащением сердечных сокращений (тахикардия) и в меньшей степени увеличением ударного объема сердца, небольшим подъемом систолического и неизменным (или небольшим повышением) диастолическим давлением. Пульсовое давление понижается. Это значит, что усиление кровообращения при нагрузке достигается больше за счет учащения сердечных сокращений, а не увеличения ударного объема, что нерационально для сердца. Период восстановления затягивается. Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется резким повышением систолического АД — до 180—190 мм рт. ст. с одновременным подъемом диастолического давления до 90 мм рт. ст. и выше и значительным учащением пульса. Период восстановления затягивается. Гипертонический тип реакции оценивается как неудовлетворительный. Дистонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется значительным повышением систолического давления — выше 180 мм рт. ст и диастолического, которое после прекращения нагрузки может резко снижаться, иногда до «0» — феномен бесконечного тона. ЧСС значительно возрастает. Такая реакция на физическую нагрузку расценивается как неблагоприятная. Период восстановления затягивается. Ступенчатый тип реакции характеризуется ступенчатым подъемом систолического давления на 2-й и 3-й минутах восстановительного периода, когда систолическое давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция сердечно-сосудистой системы отражает функциональную неполноценность регуляторной системы кровообращения, поэтому ее оценивают как неблагоприятную. Период восстановления ЧСС и АД затягивается. Важным в оценке реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку является период восстановления. Он зависит от характера (интенсивности) нагрузки, от функционального состояния обследуемого и других факторов. Реакция на физическую нагрузку считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД отмечается восстановление этих показателей на 2—3-й минуте. Реакция считается удовлетворительной, если восстановление происходит на 4—5-й минуте. Реакция рассматривается как неудовлетворительная, если после нагрузки появляются гипотоническая, гипертоническая, дистоническая и ступенчатая реакции и восстановительный период затягивается до 5 и более минут. Отсустствие восстановления ЧСС и АД в течение 4—5 минут. Непосредственно после нагрузки даже при нормотонической реакции следует оценивать как неудовлетворительную. Определение работоспособности занимающихся ДА в ОФК Физическую работоспособность можно оценить путем оп­ределения индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Испытуемый совер­шает восхождение в течение 5 мин. на ступеньку высотой 50 см (для муж­чин) или 43 см (для женщин) с частотой 120 ш/мин. По окончании работы студент садится на стул и у него определяется ЧСС за первые 30 секунд второй минуты восстановления. ИГСТ = t х 100 / n х 5,5, где: t - время восхождения в секундах; n - количество ударов пульса за первые 30с второй минуты восстановления. Физическая работоспособность оценивается как низкая, если величина ИГСТ меньше 55, ниже средней - 55-64, средняя - 65-79, хорошая - 80-89 и высокая - 90 и более. С помощью теста PWC170 (Physical Working Capacity - физическая ра­ботоспособность) определяется мощность физической нагрузки, при кото­рой ЧСС после врабатывания устанавливается на уровне 170 уд/мин. Чем выше мощность работы, тем лучше уровень функционирования кардио- респираторной системы. Перед началом работы у испытуемого определя­ется пульс в покое (ЧСС1). Затем испытуемый в течение 2 минут выполняет восхождение на ступеньку для степ-теста с частотой 100 ш/мин.). После окончания работы испытуемый садится и у него определяется ЧСС за пер­вые 10 с восстановления. Эта величина умножается на 6 и тем самым оп­ределяется ЧСС 2. Таблица 7 МПК и его оценка у нетренированных здоровых людей Пол Возраст (лет) МПК (мл/мин/кг) очень высокое высокое среднее низкое очень низкое Муж. < 25 > 55 49-54 39-48 33-38 < 33 25-34 > 52 45-52 38-44 32-37 < 32 35-44 > 50 43-50 36-42 30-35 < 30 45-54 > 47 40-47 32-39 27-31 < 27 55-64 > 45 37-45 29-36 23-28 < 23 > 64 > 43 33-43 27-32 20-26 < 20 Жен. < 20 > 44 38-44 31-37 24-30 < 24 20-29 > 41 36-41 30-35 23-29 < 23 30-39 > 39 35-39 28-34 22-27 < 22 40-49 > 36 31-36 25-30 20-24 < 20 50-59 > 34 29-34 23-38 18-22 < 18 > 59 > 32 27-32 21-26 16-20 < 16 Мощность работы рассчитывается по формуле: W = h х m х n х k, где: W - мощность работы; h - высота ступеньки в метрах; m - масса тела в кг; n - число подъёмов в 1 минуту; k - коэффициент, учитывающий работу, затрачиваемую на спуск со ступеньки и равный, в среднем 1,3. Расчет PWC170производится по формуле: PWC170= W х (170 - ЧСС1) / (ЧСС 2 - ЧСС1), где: (8) W - мощность работы; ЧСС1 - частота пульса покоя за 1 минуту; ЧСС 2 - частота пульса за 1 минуту сразу после работы. При определении работоспособности детей младшего школьного возраста следует использовать PWC150 (мощность ра­боты определяется при частоте 150 уд./ мин (Семёнов Л.А., 2005). Рационально использовать тест PWC150 и с людьми, занимающимися оздоровительной физической культурой. Тест PWC150 может быть выполнен на велоэргометре (с частотой педалирования 60 об/мин) или путем восхождения на ступеньку (шаг с приставлением второй ноги) в течение 4 минут. Количество восхождений определяются по таблице в зависимости от высоты ступеньки, веса испытуемого и мощности нагрузки. Если частота сердечных сокращений не совпадает с заданной (150), назначается еще одна нагрузка, уровень которой подбирается с тем, чтобы частота сердечных сокращений при выполнении второй нагрузки была, возможно, ближе к заданной. Затем PWC (физическая работоспособность) для искомой частоты пульса рассчитывается по формуле Kriz (1968): PWCx=P1+(x-PF)*(P2-P1)/PF2-PF1 (9) где: x — искомая частота пульса; P1 — нагрузка при восхождении на одну ступень, в кгм/мин; Р2 — нагрузка при восхождении на две ступеньки в кгм/мин; PF1 — частота пульса при нагрузке P1; PF2— частота пульса при нагрузке Р2. Перед началом исследований испытуемый обучается восхождению на ступеньку, ему дают разминку в течение 3—4 минут с последующим отдыхом 5 минут. После отдыха измеряют исходные показатели частоты пульса и артериального давления (в положении сидя). Нагрузку рассчитывают по таблицам, исходя из веса испытуемого и количества восхождений. Перед второй нагрузкой отдыхают 5—10 минут. Частоту пульса желательно исследовать во время нагрузки. После нагрузки целесообразен следующий порядок исследований: в первые 10 секунд в положении стоя подсчитывается частота сердечных сокращений (принимается за частоту сердечных сокращений во время нагрузки, если последняя не определялась). Затем в положении сидя определяется артериальное давление. Примерные величины нагрузок для теста PWC150: подростки – 350-600 кгм/мин., девушки – 200-350 кгм/мин.  (Указанная величина нагрузок ориентировочная. Возможны индивидуальные варианты, с учетом которых может выбираться второй уровень нагрузки). Физическая работоспособность оценивается по количеству произведенной работы при заданной частоте пульса. Опыт работы (Селиверстова В.В., Мельников Д.С., 2012) позволяет дать следующую оценку физической работоспособности подростков: Подростки PWC150 = 350 — 750 кгм/мин; Девушки PWC150 = 300 — 600 кгм/мин. У спортсменов при прочих равных условиях пульс достигает заданного уровня при относительно большей величине физической нагрузки, показатели которой увеличиваются с повышением тренированности организма. (Лаврухина, Г.М. Оценка и контроль состояния занимающихся фитнесом [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. М. Лаврухина, Т. В. Горбунова ; Министерство спорта Российской Федерации ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1,71 МБ). - Санкт-Петербург : [б. и.], 2016. - Электрон. дан. (1 файл) : ил. - Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБС. - Загл. с титула экрана. - Электрон. копия печ. версии. - Библиогр.:с.66-69)
«Тестирование уровня физического развития.Диагностика функциональной подготовленности занимающихся. Функциональные пробы. Определение работоспособности занимающихся ДА в ОФК.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot