Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 4. Теория систем массового обслуживания.
10
20
Нередко приходится сталкиваться с системами связанными с выполнением однотипной
задачи многократно. Например, к таким системам можно отнести обслуживание покупателя в
магазине (при оплате товара), покупка билетов в кассе ж/д вокзала, заправка автомашин на
автозаправочной станции, таможенный контроль на границе с государствами, работа морского
порта и тому подобное. Таких примеров можно привести очень много. Во всех приведенных
примерах есть элемент обслуживания: в покупке билетов – процесс выбора и продажи билета, на
автозаправке – выбор марки бензина и покупка нужного объема, таможенный контроль – проверка
провозимого груза и оформление соответствующих документов. Системы, связанные с
обеспечением всякого обслуживания называют системами массового обслуживания (далее
примем сокращение – СМО).
Одной из естественных особенностей характеризующих работу СМО является случайность
поступления и длительности обслуживания заявки в СМО. Это естественно прежде всего по тому,
что поступление заявок ничем не регламентировано, а процесс обслуживания хоть и может иметь
некоторый стандарт обслуживания, все же колеблется возле некоторой средней.
Введем важное понятие: марковский случайны процесс. Марковским случайным процессом
называется случайны процесс, в котором состояние системы в будущем зависит только от
состояния системы в настоящем и не зависит от состояния системы в прошлом. В дальнейшем мы
будем рассматривать СМО с марковским случайным процессом, что будет означать, что
вероятность состояния СМО в будущем зависит только от ее настоящего состояния и не зависит
от состояния в прошлом.
Введем еще одно понятие, относящееся к теории случайных процессов: пуассоновский
поток (процесс). Наличие марковского случайного процесса в описании работы СМО необходимо
для того, чтобы все происходящие события (потоки событий) в СМО были пуассоновскими. В
теории случайных процессов поток Пуассона демонстрирует число наступивших случайных
событий, которые происходят с некоторой постоянной интенсивностью.
В простейшем пуассоновском потоке событий случайная величина распределена по
показательному закону:
( )
30
40
где 𝝺 – интенсивность потока.
Цель теории СМО состоит в разработке рекомендаций по эффективной организации и
построению СМО, а также рациональному регулированию потока заявок. Основой любой СМО
определенное число обслуживающих устройств или, по-другому, каналов обслуживания. Исходя
из названия теории, можно догадаться, что основное предназначение СМО заключается в
своевременном (быстром) обслуживании поступающих в систему заявок. Важным моментом,
который нас отсылает к случайным процессам СМО, является тот факт, что заявки в системе
возникают нерегулярно и в заранее не определенные и случайные моменты времени.
Обслуживание заявок также является процессом, имеющим непостоянную случайную природу.
Случайность потоков заявок и их обслуживания связано с тем, что СМО подвергается
неравномерно распределенной нагрузке. Вполне очевидно, что на входе в систему может
образовываться очередь (требующие обслуживания заявки) – перегрузка СМО. В случае, когда
заявок меньше, чем свободных каналов обслуживания СМО, говорят о недогрузке СМО.
По сути, работу СМО можно охарактеризовать тремя основными процессами,
протекающими в системе: 1. в СМО поступают заявки для обслуживания, 2. некоторая часть
поступивших заявок становится в очередь на обслуживания, и 3. другая часть покидает систему
необслуженными. Опираясь на приведенную характеристику, к основным элементам СМО
относят:
1) входной поток заявок;
1
50
60
70
80
90
2) очередь;
3) каналы обслуживания;
4) выходной поток заявок (обслуженные заявки).
Все СМО, так или иначе, можно подразделить два вида: одноканальные и многоканальные
СМО. Вполне очевидная классификация. Нужно отметить, что СМО с числом каналов более
одного могут быть однородными (по каналам) или же разнородными (по продолжительности
обслуживания заявок).
Среди решаемых задач в теории систем массового обслуживания можно выделить три
класса СМО:
1. СМО с отказами. Заявка, которой было отказано в обслуживании заново
поступает в систему для обслуживания. Примером может служить попытка
дозвониться кому-либо.
2. СМО с ожиданием. Если в системе все каналы обслуживания заняты, то заявка
становится в очередь и рано или поздно будет обслужена системой. Пример –
сфера медицинского или жилищно-коммунального обслуживания.
3. СМО смешанного типа (СМО объединяющая в себе как отказы в обслуживании,
так и формировании очереди). Такой тип СМО можно охарактеризовать
ограничением на длину очереди и время пребывания заявки в системе.
И последняя классификация, позволяющая понять организацию СМО. Существуют три
вида СМО:
1. Системы, в которых поток заявок ничем не ограничен. Так называемые открытые
СМО.
2. Системы массового обслуживания, в которых заявки обслуживаются в порядке их
поступления. Такие системы получили название упорядоченных СМО.
3. Системы, в которых все каналы выполняют однотипную операцию, - однофазные
СМО.
Для того чтобы оценить работу СМО, то насколько она эффективно работает необходимо
определить ряд специфических для СМО показателей. Среди этих показателей можно выделить
три группы:
1. Группа показателей эффективности использования СМО:
a. Абсолютная пропускная способность (A) – среднее число заявок,
обслуживаемых в единицу времени;
b. Относительная пропускная способность (Q) – отношение абсолютной
пропускной способности к среднему числу заявок, поступивших в систему
за единицу времени;
c. Средняя продолжительность периода занятости СМО (
);
d. Интенсивность нагрузки (ρ). Демонстрирует согласованность входящего и
исходящего потока заявок. Через интенсивность нагрузки СМО можно
определить устойчивость СМО;
e. Коэффициент использования СМО – средняя период времени, в течении
которого система выполняет обработку заявок.
2. Группа показателей качества обслуживания заявок:
a. Среднее время, в течение которого заявка находится в очереди, ожидая
обслуживания ( );
b. Среднее время, в течение которого заявка обслуживается каналом СМО
(
);
c. Вероятность отказа в обслуживании заявки без постановки в очередь (
);
d. Вероятность того, что заявка немедленно будет принята к обслуживанию
каналом СМО (
);
e. Закон распределения времени ожидания заявки в очереди в СМО;
2
100
f. Среднее число заявок, которые находятся в очереди (
);
g. Среднее число заявок, которые находятся в целом в системе массового
обслуживания (
).
3. Показатель эффективности функционирования пары «СМО – потребитель». Этот
показатель позволяет определить доходность работы СМО и затраты на ее
содержание (в том случае, если доходность и затраты от СМО ведутся в одних
единицах измерения). Например, средний доход, который приносит автозаправка
на текущем участке трассы за один час работы.
Этих сведений достаточно для того чтобы иметь общее представление о структуре СМО,
ее типах и показателях эффективности работы. В следующей лекции мы разберем первый и самый
простой тип: одноканальные СМО с отказами.
110
Всего хорошего! До встречи на лекциях.
3