Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теория и методика
экологического воспитания
лекция 1
составитель:
преподаватель КГПОБУ
«Камчатский педагогический
колледж»
Яковлева Е.В.
г. Петропавловск-Камчатский, 2020 г.
Методика экологического образования дошкольников
– это наука, изучающая особенности и
закономерности организации педагогической
работы с детьми дошкольного возраста,
ориентированной на формирование у них основ
экологической культуры и навыков рационального
взаимодействия с природным окружением.
Предмет:
изучение закономерностей воспитания, обучения и
развития детей дошкольного возраста средствами
природы, формирования у них основ экологического
миропонимания, воспитания ценностного отношения к
природному окружению.
История становления и развития методики экологического
образования дошкольников
1 этап – оформление идей о влиянии природы на
всестороннее развитие ребенка в трудах
классиков зарубежной и русской педагогики :
• Я.А. Коменский
• Ж.Ж. Руссо
• И.Г. Песталоцци
• Ф Фребель
• К.Д. Ушинский
• Е.Н. Водовозова
• Е.Н. Тихеева
2 этап – разработка теории и практики методики
ознакомления дошкольников с природой.
• 1 съезд по дошкольному воспитанию (1919 г)
Исследования:
• В.Г. Грецовой
• Т.А. Куликовой
• Л.М. Маневцевой
• С.Н. Николаевой
• П.Г. Саморуковой
• Е.Н. Терентьевой и других
• 3 этап – разработка теории и методики
экологического образования дошкольников (конец 80х гг XX столетия – и до настоящего времени).
Работы :
• С.Н. Николаевой
• Н. Фокиной
• Н.А. Рыжовой
Актуальность темы
Формирование экологического сознания
дошкольников – чрезвы чайно актуальная
проблема настоящего времени:
только экологическое мировоззрение,
экологическая культура ны не живущих людей
могут вы вести планету и человечество из
катастрофического состояния.
Цель экологического образования –
формирование основ экологического
мировоззрения
и экологической культуры дошкольников.
Экологическое образование
«Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
личности, направленный на формирование системы знаний и
умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и
эстетических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение
социоприродной среды». (И.Д.Зверев)
Воспитание
Обучение
Развитие
ценностных
ориентаций,
мотивов,
потребности,
привычки активной
деятельности
по
охране
окружающей среды
формирование
представлений
о
взаимосвязи
природы,
общества и человека;
формирование
практических умений по
разрешению
экологических проблем
способности
анализировать
экологические
ситуации;
оценивать
эстетическое
состояние среды
Содержание образовательны х областей (в интеграции) в
осуществлении экологического образования дошкольников
по ФГОС
Образовательны е
направления
Речевое
Содержание Образовательны х областей
знакомство с детской литературой, в
том числе и с природоведческой
Познавательное формирование первичных
представлениях об объектах
окружающего мира, их свойствах и
отношениях (форме, цвете, размере,
причинах и следствиях и др.); о
планете Земля как общем доме людей,
об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов;
расширение кругозора детей
Содержание образовательны х областей (в интеграции) в
осуществлении экологического образования дошкольников
по ФГОС
Физическое
становление ценностей здорового
образа жизни
Социальноусвоение норм и ценностей, принятых в
коммуникативн обществе; развитие эмоциональной
ое
отзывчивости, сопереживания, в том
числе и по отношению к природным
объектам; формирование основ
безопасного поведения в быту,
социуме, природе
Художественно становление предпосылок ценностно-эстетическое смыслового восприятия и понимания
мира природы; формирование
эстетического отношения к
окружающему миру в целом
Принципы экологического образования
Принципы
Характеристика содержания
Научность
(главны й
принцип)
обоснованность и достоверность содержания
теорий, формирование практических навыков
адаптации и прогнозирования своих действий .
Индивидуальны Учет
индивидуальных
этнокультурных
й подход
особенностей,
семейно-социальных
возможностей и условий для полноценного
развития
Доступность
соответствие возрастным, психологическими,
социальным и интеллектуальным особенностям
детей; учёт уровня их развития, индивидуальных
познавательных способностей.
Наглядность
Наличие наглядного материала
Принципы экологического образования
Принципы
Характеристика содержания
Систематичность
Поступательный переход: от простого к
сложному
Согласованность
Сотрудничество: Дети+воспитатели-родители
Комбинаторность
Продуманность сочетаний разных видов
деятельности
Целостность
Взаимосвязь разных сфер знаний
Региональность
Учет региональных особенностей
Интегрированность Экологизация во всех сферах деятельности
Инновационные технологии в экологическом образовании
•
•
•
•
•
•
Икт технологии
Кейс-технология
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Триз-технология
Технология личностно-ориентированного
подхода (И.С. Якиманская)
• Технология развивающего обучения
(Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов)
• Технология проектной деятельности
• Квест-технология
Система непреры вного
экологического образования
ЭО в начальной
ЭО
школе
дошкольников
ЭО в системе
дополнительного
ЭО в системе
образования
ЭО в основной
проф ессиональ
и средней
ного
школе
образования
Экологическое образование осуществляется через
разнообразны е
формы деятельности дошкольника
Формирование понимания гармонического
единства и взаимодействия природы, умения
видеть закономерности, ценить неповторимость
Познавательная и особенность каждого объекта, признавать
право на существование каждого живого
существа без ложного чувства собственного
превосходства
Гуманизация отношений ребёнка с природой,
актуализация эмоционального восприятия в
Художественно- процессе творческого воплощения красоты
эстетическая окружающего мира в формах рисунка, песни,
стихотворения.
Экологическое образование осуществляется через
разнообразны е
формы деятельности дошкольника
Трудовая
Осознание потребности растений или животных в
заботливом уходе и внимании, формирование
ответственности
за
живое
существо
и
осторожности в обращении с ним, воспитание
стремления к экономии природных ресурсов,
созиданию и восстановлению среды обитания.
Игровая
Символическая
борьба
за
здоровую
и
процветающую жизнь природы; освоение правил и
законов экологической этики ; умение отличать
негативные по направленности действия, несущих
разрушение гармонии.
Традиционны е подходы
Экологические подходы
1. Мир для человека
(экоцентрическое отношение к
миру природы).
1. Человек – часть природы
(коэволюционный взгляд на
систему взаимоотношений
«человек –природа»).
2.Технократический расчет
2. Согласование потребностей с
пользы природы (что могу взять экологическими требованиями.
у природы, ее польза для
человека).
Лес наше богатство.
3. Человек - «хозяин», «царь»
природы.
3.Уважение ко всем формам
жизни.
Стары й (традиционны й) Новы й (экологический) взгляд
взгляд
1. Природа (лес) дает нам 1. Природа «дом» для живых
ягоды, грибы, поэтому мы существ, в том числе и для человека.
должны ее беречь.
2. Дерево дает нам
древесину (сосна имеет
большое народнохозяйственное значение).
2. Дерево – «дом» для животных, его
связь с другими растениями.
Значение для очищения воздуха.
Эстетическое, познавательное
значение. Роль в жизни человека.
3. Грибы съедобные –
несъедобные, ядовитые.
3. Роль грибов в круговороте веществ
и в жизни других организмов. Связь с
деревьями и животными.
Стары й
(традиционны й)
взгляд
Новы й (экологический) взгляд
ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
комплексны е
придерживаются принципа
целостности подхода к
образованию с учётом
существующих психологопедагогических норм
«Радуга»,
«Детство»,
«Развитие»,
«Истоки»,
««Диалог» .
«От рождения до
школы »,
«Кроха».
парциальны е
акцент на одно направление
в обучении и воспитании
ребёнка
«Юны й эколог».
«Семиц ветик»,
«Природа и художник»,
«Наш дом — природа»,
«Жизнь вокруг нас»,
«Паутинка»
В основе каждой
из программ - лежит личностноориентированная мод ель воспитания, индивидуальны й подход
к развитию интеллект уальны х и художественны х способностей
ребенка.
Программы экологического образования дошкольников
• В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова «Семицветик»
• С.Н. Николаева «Юный эколог»
• Н.Н. Кондратьева «Мы»
• Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
• Ж.Л. Васякина-Новикова «Паутинка»
• Т.И. Попова «Мир вокруг нас»
• Н.Н. Вересов «Мы – земляне»
• И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская «Планета - наш дом»
• Т.В. Потапова «Надежда. Программа подготовки детей
дошкольного возраста к обучению основам экологии,
природопользования и правам человека»
- и др.
Для достижения основополагаю щей цели
экологического образования дошкольников
необходимо создать целостную систему:
условия, подобрать методологический и
методический инструментарий, вы строить
работу с социальны ми партнерами .
Задание прислать до 04.11.2020г. по адресу
ragnarawarrior@mail.ru
обязательно подписывать высланный файл
ФИО, группа
Сделать в виде реферата сравнительный анализ 5
комплексных программ экологического образования
дошкольников (на основе нового ФГОС по дошкольному
образованию)
ИЛИ
Анализ инновационной программы дошкольного
образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (издание 5 и
новее) по всем областям, в которых отражаются задачи
экологического образования
Теория и методика
экологического воспитания
лекция 1
составитель:
преподаватель КГПОБУ
«Камчатский педагогический
колледж»
Яковлева Е.В.
г. Петропавловск-Камчатский, 2020 г.