Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теория и методика экологического воспитания

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 413 просмотров
  • 📌 329 загрузок
  • 🏢️ КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теория и методика экологического воспитания» pptx
Теория и методика экологического воспитания лекция 1 составитель: преподаватель КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» Яковлева Е.В. г. Петропавловск-Камчатский, 2020 г. Методика экологического образования дошкольников – это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предмет: изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. История становления и развития методики экологического образования дошкольников 1 этап – оформление идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и русской педагогики : • Я.А. Коменский • Ж.Ж. Руссо • И.Г. Песталоцци • Ф Фребель • К.Д. Ушинский • Е.Н. Водовозова • Е.Н. Тихеева 2 этап – разработка теории и практики методики ознакомления дошкольников с природой. • 1 съезд по дошкольному воспитанию (1919 г) Исследования: • В.Г. Грецовой • Т.А. Куликовой • Л.М. Маневцевой • С.Н. Николаевой • П.Г. Саморуковой • Е.Н. Терентьевой и других • 3 этап – разработка теории и методики экологического образования дошкольников (конец 80х гг XX столетия – и до настоящего времени). Работы : • С.Н. Николаевой • Н. Фокиной • Н.А. Рыжовой Актуальность темы Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвы чайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ны не живущих людей могут вы вести планету и человечество из катастрофического состояния. Цель экологического образования – формирование основ экологического мировоззрения и экологической культуры дошкольников. Экологическое образование «Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». (И.Д.Зверев) Воспитание Обучение Развитие ценностных ориентаций, мотивов, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды формирование представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды Содержание образовательны х областей (в интеграции) в осуществлении экологического образования дошкольников по ФГОС Образовательны е направления Речевое Содержание Образовательны х областей знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой Познавательное формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей Содержание образовательны х областей (в интеграции) в осуществлении экологического образования дошкольников по ФГОС Физическое становление ценностей здорового образа жизни Социальноусвоение норм и ценностей, принятых в коммуникативн обществе; развитие эмоциональной ое отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Художественно становление предпосылок ценностно-эстетическое смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом Принципы экологического образования Принципы Характеристика содержания Научность (главны й принцип) обоснованность и достоверность содержания теорий, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий . Индивидуальны Учет индивидуальных этнокультурных й подход особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития Доступность соответствие возрастным, психологическими, социальным и интеллектуальным особенностям детей; учёт уровня их развития, индивидуальных познавательных способностей. Наглядность Наличие наглядного материала Принципы экологического образования Принципы Характеристика содержания Систематичность Поступательный переход: от простого к сложному Согласованность Сотрудничество: Дети+воспитатели-родители Комбинаторность Продуманность сочетаний разных видов деятельности Целостность Взаимосвязь разных сфер знаний Региональность Учет региональных особенностей Интегрированность Экологизация во всех сферах деятельности Инновационные технологии в экологическом образовании • • • • • • Икт технологии Кейс-технология Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Триз-технология Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская) • Технология развивающего обучения (Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов) • Технология проектной деятельности • Квест-технология Система непреры вного экологического образования ЭО в начальной ЭО школе дошкольников ЭО в системе дополнительного ЭО в системе образования ЭО в основной проф ессиональ и средней ного школе образования Экологическое образование осуществляется через разнообразны е формы деятельности дошкольника Формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость Познавательная и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства Гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в Художественно- процессе творческого воплощения красоты эстетическая окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения. Экологическое образование осуществляется через разнообразны е формы деятельности дошкольника Трудовая Осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания. Игровая Символическая борьба за здоровую и процветающую жизнь природы; освоение правил и законов экологической этики ; умение отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии. Традиционны е подходы Экологические подходы 1. Мир для человека (экоцентрическое отношение к миру природы). 1. Человек – часть природы (коэволюционный взгляд на систему взаимоотношений «человек –природа»). 2.Технократический расчет 2. Согласование потребностей с пользы природы (что могу взять экологическими требованиями. у природы, ее польза для человека). Лес наше богатство. 3. Человек - «хозяин», «царь» природы. 3.Уважение ко всем формам жизни. Стары й (традиционны й) Новы й (экологический) взгляд взгляд 1. Природа (лес) дает нам 1. Природа «дом» для живых ягоды, грибы, поэтому мы существ, в том числе и для человека. должны ее беречь. 2. Дерево дает нам древесину (сосна имеет большое народнохозяйственное значение). 2. Дерево – «дом» для животных, его связь с другими растениями. Значение для очищения воздуха. Эстетическое, познавательное значение. Роль в жизни человека. 3. Грибы съедобные – несъедобные, ядовитые. 3. Роль грибов в круговороте веществ и в жизни других организмов. Связь с деревьями и животными. Стары й (традиционны й) взгляд Новы й (экологический) взгляд ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ комплексны е придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психологопедагогических норм «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», ««Диалог» . «От рождения до школы », «Кроха». парциальны е акцент на одно направление в обучении и воспитании ребёнка «Юны й эколог». «Семи­ц ветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка» В основе каждой из программ - лежит личностноориентированная мо­д ель воспитания, индивидуальны й подход к развитию интеллек­т уальны х и художественны х способностей ребенка. Программы экологического образования дошкольников • В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова «Семи­цветик» • С.Н. Николаева «Юный эколог» • Н.Н. Кондратьева «Мы» • Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» • Ж.Л. Васякина-Новикова «Паутинка» • Т.И. Попова «Мир вокруг нас» • Н.Н. Вересов «Мы – земляне» • И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская «Планета - наш дом» • Т.В. Потапова «Надежда. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека» - и др. Для достижения основополагаю щей цели экологического образования дошкольников необходимо создать целостную систему: условия, подобрать методологический и методический инструментарий, вы строить работу с социальны ми партнерами . Задание прислать до 04.11.2020г. по адресу ragnarawarrior@mail.ru обязательно подписывать высланный файл ФИО, группа Сделать в виде реферата сравнительный анализ 5 комплексных программ экологического образования дошкольников (на основе нового ФГОС по дошкольному образованию) ИЛИ Анализ инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (издание 5 и новее) по всем областям, в которых отражаются задачи экологического образования Теория и методика экологического воспитания лекция 1 составитель: преподаватель КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» Яковлева Е.В. г. Петропавловск-Камчатский, 2020 г.
«Теория и методика экологического воспитания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot